Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО НОО ___________/Е.А.Молчанова/ Протокол №___ от « » _________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора поУВР __________ /Н.М. Якушенкова/ от «__» __________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Веретенинская основная общеобразовательная школа» ___________ /Е.А. Кашина/ Приказ №______ от «__»_________ 2019г. |
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол №____
от «___» ___________ 2019г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности» I год
Предмет (количество часов за год) | Основы финансовой грамотности 68 часов |
Класс | 4 |
Учитель (Ф.И.О., квалификация) | Молчанова Е.А. |
с.Веретенино
2019 г.
Планируемые результаты
Личностные
Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия чрезмерных рисков, связанных с получением этих услуг.
Понимание наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций.
Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.
Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.
Метапредметные
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Умение использовать групповую рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
Обучающиеся должны знать и понимать:
что такое личный доход и каковы пути его повышения;
что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;
различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;
что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;
как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;
как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;
принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;
что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников;
что у потребителя есть как обязанности, так и права, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей;
типы основных финансовых организаций;
влияние образования на последующую карьеру;
что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;
каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);
каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;
Обучающиеся должны уметь:
различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания;
оценить свои ежемесячные расходы;
контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета;
выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
вести запись доходов и расходов;
различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;
составлять личный (семейный) бюджет;
откладывать деньги на определенные цели;
Содержание учебного предмета
Зачем нужны деньги и как они появились
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.
Доходы и расходы семьи.
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей.
Учимся копить и тратить.
Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и планы.
Осторожно! Финансово опасно!
Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества.
Своё дело.Основы предпринимательства в игровой форме
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Практическая работа |
1 | Зачем нужны деньги и как они появились | 9 | 2 |
2 | Доходы и расходы семьи. | 6 | 1 |
3 | Учимся копить и тратить. | 7 | 2 |
4 | Осторожно! Финансово опасно! | 2 | |
5 | Своё дело. Повторение. | 10 | 1 |
| Итого | 34 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечания |
1 | Вводное занятие. Инструктаж ТБ. История денег. Монеты. | 1 | | | |
2 | История денег. Бумажные деньги. Деньги других государств.Путешествие по карте России. | 2 | | | |
3 | Практическое занятие№1 «История денег. Виртуальные деньги.».+закрепить знание терминов. | 2 | | | |
4 | Практическое занятие№2»Фальшивые деньги».+закрепить знание терминов | 2 | | | |
5 | Повторение изученного в игровой форме | 2 | | | |
6 | Что нужно семье? Доходы и расходы. Накопления. | 1 | | | |
7 | Что нужно семье? Что такое бюджет семьи. Экономия. Себе и всем. | 1 | | | |
8 | Что нужно семье? Планирование покупок. Вредные покупки. Хочу и нужно. | 1 | | | |
9 | Практическое занятие №3 «Семейный бюджет» | 2 | | | |
10 | Повторение изученного в игровой форме | 1 | | | |
11 | Как распоряжаться карманными деньгами. | 1 | | | |
12 | Как распоряжаться карманными деньгами. Копейка рубль бережет. Как делать сбережения | 1 | | | |
13 | Финансовый обман. Защита от мошенничества. | 1 | | | |
14 | Финансовый обман. Реклама. | 1 | | | |
15 | Практическое занятие №4 «Решение денежных задач» | 2 | | | |
16 | Практическое занятие №5 «Путешествие Буратино» | 1 | | | |
17 | Повторение изученного в игровой форме | 1 | | | |
18 | Сколько стоит автомобиль? Цена-стоимость.Учимся заполнять таблицы.Бензин. | 2 | | | |
19 | Сколько стоит автомобиль? Автомобильные профессии. | 1 | | | |
20 | Практическое занятие №6 Расчет стоимости содержания автомобиля. | 1 | | | |
21 | Повторение изученного в игровой форме | 1 | | | |
22 | Занятие по кибербезопасности в игровой форме. | 1 | | | |
23 | Что такое своё дело? | 2 | | | |
24 | Игра «Шаги к успеху» | 3 | | | |