СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс ФГОС "Мастерская юных языковедов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русского языка», не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы обучающихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс ФГОС "Мастерская юных языковедов"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

ГИМНАЗИЯ № 1


«РАССМОТРЕНО»

на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___

от "____" июня 2019 года.



Утверждена приказом директора МАОУ гимназии № 1

_______________

подпись И.О. Фамилия.

Приказ № _____

от "___" июня 2019 года.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Мастерская юных языковедов»

1 класс


Составитель:

Шилова Наталья Викторовна

учитель начальных классов МАОУ гимназии№1,

высшая квалификационная категория;




г. Калининград

2019 – 20120 учебный год



Раздел 1. «Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)».

Система планируемых результатовличностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся владения системой учебных действий и опорным учебным материалом. Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

  • расширение представлений о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии;

  • - совершенствовать языковой опыт и речь учащихся;

  • - повышение уровня подготовки учащихся по предмету, формирование орфографической грамотности;

  • - формировать навык и потребность пользоваться разнообразными словарями;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

Обучающийся 1 класса научится:

  • Отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

  • Характеризовать признаки гласных и согласных звуков.

  • Определять и подбирать родственные слова.

  • Использовать в речи антонимы, синонимы, многозначные слова.

  • Получит информацию о системных связях слов.

  • Объединять слова в группы.

  • Составлять текст по вопросам учителя.

  • Работать со словарями.

Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

  • осознавать роль речи в жизни общества;

  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

  • проявлять интерес к изучению родного языка.


Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.


Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В течении всего учебного года 2019-2020 учащиеся работают над проектной задачей «Фразеологический словарь». В процессе выполнения практической работы на занятиях «Почему так говорят» , обучающиеся создают свой рисунок на тему фразеологизма.


Критерии оценивания проектной деятельности наличие конечного продукта: словарь фразеологизмов




Раздел 2 «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с указание форм и видов деятельности»

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русского языка», не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы обучающихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • занятия в форме интеллектуальной игры « Счастливый случай», грамматические игры, конкурсы, викторины,

  • работа в паре, команде,

  • индивидуальная и групповая работа со словарями, ребусами, загадками, рифмовками.

  • самостоятельная деятельность учащихся: участие в конкурсах, олимпиадах портала УЧИ.РУ.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа);

  • наглядные (демонстрация презентаций);

  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность);

  • практические (рисунок к фразеологизму);

  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль).

Практические работы:

«Почему так говорят» - создание рисунка на тему фразеологизма.

Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Проект : «Фразеологический словарь»

Формы контроля: творческие работы, проект, викторины, «Счастливый случай», защита проекта.





Раздел 1. Путешествие в страну Слов.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (2ч).

    Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Разыгрывание немых сцен.

Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Разгадывание загадок.

Тема 2. В Страну Слов к тайнам волшебных слов.(4ч).

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»,

Разгадывание загадок. Шуточная викторина «Буква выросла»,

Игра «Перевертыши».

Тема 3 . Звуки - художники словесных картин. Звукопись.(3ч).

Сказка «Слова, которые могут рисовать».

Отрывки из стихотворений Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Звукопись в шуточных песнях, частушках, скороговорках.

Кроссворд «Слова на Р.». Чистоговорки со звуками Ж, Ш, С.

Тема 4. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. (4ч).

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». 

Головоломка «Заколдованные слова». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

Тема 5. В городе Букваринске.( 4ч).

Стихи И. Токмакова «Букваринск», игра «Каждой букве - свое место»,

Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова»,

Игры «Какая буква пропала», «Шифровка»,

Практическая работа : Страничка «Почему так говорят?» (пословицы об азбуке и учении).

Тема 6. В глубь веков на Машине времени.(3ч).

Узелковые и рисунчатые слова – как наши предки научились читать.

Слово о книжных жителях. Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы.

Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой).

Тема 7. Известный фокусник Ь.(3ч).

Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 8. «Хитрый» звук.(3ч).

«Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ.

Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов».

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 9. «Пульс» в слове. (Ударение).(1ч).

Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения.

Тема 10. Мастер перевоплощений.(1ч).

Игры со словами «Назови новое слово», «Говорите правильно!»

Раздел 2. Чудеса в Стране Слов.

Тема 1 . Слова - малютки и слова - гиганты.( 2ч).

Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Живые свидетели прошлого.(4ч).

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Фразеологический зверинец».

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Сказочные фразеологизмы».

Шарады – изобрази фразеологизм.

Практическая работа : Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава)

Тема 3 . Сочиняем загадки.(4ч).

Отгадывание загадок о волшебных предметах.

Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе».

Сочиняем загадки о бытовых предметах.

Сочиняем загадки – описания о животных.

Тема 4. Ребусы.(4ч).

«Что такое ребус?» (рассказ учителя).

Правила зашифровки слов в ребусах.

Составление ребусов.

Тема 5. Собирал человек слова.(3ч).

Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем».

Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово».

Практическая работа: Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться)

Тема 6. В гости к словам - родственникам.(4ч).

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.

Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.

Занимательные стихи. Загадки. Игра «Найди лишнее слово», «Поднимись по лесенке».

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 7. Путешествие в Словоград. Улица антонимов.(3ч).

Антонимы в пословицах и загадках.

Кроссворд «Антонимы», игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 8 . Путешествие в Словоград. На улице синонимов.(3ч).

Кроссворд «Синонимы». Чтение стихов и работа по содержанию.

Игра «Замени синонимом», «Скажи по-другому». Чтение стихов и работа по содержанию.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 9 . Путешествие в Словоград. Площадь многозначных слов.(4ч).

Загадки «Доскажи словечко». Инсценировка ситуаций. Игра «Вставь пропущенное слово».

Разгадывание ребусов. Головоломки со словами.

Угадывание слов по их значению. Игры со словами синонимами, антонимами.

Практическая работа :Страничка: «Почему так говорят?» (Встать не с той ноги)

Тема 10. В театре близнецов .(3ч).

Слова – омофоны.

Игры со словами – двойниками.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 11. Игра - путешествие «Грамотеи следопыты».(2ч).

Занимательный рассказ «Первое слово поможет второму». Головоломка «Слова - невидимки», цепочки слов «От леса до крота».

Страничка: «Почему так говорят?» (Два сапога пара)

Тема 12. Занятие-игра «Счастливый случай». (1ч).

Первый гейм – «Разминка» (загадки, ребусы). Второй гейм – «Заморочки из бочки» (использование слов - синонимов). Третий гейм «Темная лошадка» (слова-антонимы). Четвертый гейм – «Гонка за лидером» (многозначные слова), пятый гейм – «Весёлый конкурс» (задания – шутки).

Тема 13. Итоговое занятие. Защита проекта «Фразеологический словарь». (1ч).

Подведение итогов.








Раздел 3. «Тематическое планирование»

п/п

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

Раздел 1. Путешествие в страну Слов.

28

1.1

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.  

2

1.1.1

Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Разыгрывание немых сцен.

1

1.1.2

Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Разгадывание загадок.

1

1.2

Тема 2. В Страну Слов к тайнам волшебных слов.

4

1.2.1

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных Разгадывание загадок.

1

1.2.2

Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»,


1.2.3

Шуточная викторина «Буква выросла»

1

1.2.4

Игра «Перевертыши».


1.3

Тема 3. Звуки - художники словесных картин. Звукопись.

3

1.3.1

Сказка «Слова, которые могут рисовать».

1

1.3.2

Отрывки из стихотворений Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Звукопись в шуточных песнях, частушках, скороговорках.

1

1.3.3

Кроссворд «Слова на Р.». Чистоговорки со звуками Ж, Ш, С.

1

1.4

Тема 4. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту.

4

1.4.1

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». 

1

1.4.2

Головоломка «Заколдованные слова». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

1

1.4.3

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

1

1.4.4

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

1

1.5

Тема 5. В городе Букваринске.

4

1.5.1

Стихи И. Токмакова «Букваринск», игра «Каждой букве - свое место»,

1

1.5.2

Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова»,

1

1.5.3

Игры «Какая буква пропала», «Шифровка»,

1

1.5.4

Практическая работа : Страничка «Почему так говорят?» (пословицы об азбуке и учении)

1

1.6

Тема 6. В глубь веков на Машине времени.

3

1.6.1

Узелковые и рисунчатые слова – как наши предки научились читать.

1

1.6.2

Слово о книжных жителях. Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы.

1

1.6.3

Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой).

1

1.7

Тема 7. Известный фокусник Ь.(3ч).

3

1.7.1

Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты.

1

1.7.2

Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты.

1

1.7.3

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев»

1

1.8

Тема 8. «Хитрый» звук.

3

1.8.1

«Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ.

1

1.8.2

Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов».

1

1.8.3

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

1.9

Тема 9. «Пульс» в слове. (Ударение).(1ч).

1

1.9.1

Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения.


1.10

Тема 10. Мастер перевоплощений.

1

1.10.1

Игры со словами «Назови новое слово», «Говорите правильно!»


Раздел 2. Чудеса в Стране Слов.


38

2.1

Тема 1 . Слова - малютки и слова - гиганты.

2

2.1.1

Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок.

1

2.1.2.

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

2.2

Тема 2. Живые свидетели прошлого.

4

2.2.1

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Фразеологический зверинец».

1

2.2.2

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Сказочные фразеологизмы».

1

2.2.3

Шарады – изобрази фразеологизм.

1

2.2.4

Практическая работа : Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава)

1

2.3

Тема 3 . Сочиняем загадки.

4

2.3.1

Отгадывание загадок о волшебных предметах.

1

2.3.2

Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе».

1

2.3.3

Сочиняем загадки о бытовых предметах.

1

2.3.4

Сочиняем загадки – описания о животных.

1

2.4

Тема 4. Ребусы.

4

2.4.1

«Что такое ребус?» (рассказ учителя).

1

2.4.2

Правила зашифровки слов в ребусах.

1

2.4.3

Правила зашифровки слов в ребусах. Составление ребусов.

1

2.4.4

Правила зашифровки слов в ребусах. Составление ребусов.

1

2.5

Тема 5. Собирал человек слова.

3

2.5.1

Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем».

1

2.5.2

Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово».

1

2.5.3

Практическая работа: Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться)

1

2.6

Тема 6. В гости к словам - родственникам.

4

2.6.1

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.

1

2.6.2

Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.

1

2.6.3

Занимательные стихи. Загадки. Игра «Найди лишнее слово», «Поднимись по лесенке».

1

2.6.4

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

2.7

Тема 7. Путешествие в Словоград. Улица антонимов.

3

2.7.1

Антонимы в пословицах и загадках.

1

2.7.2

Кроссворд «Антонимы», игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

1

2.7.2

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

2.8

Тема 8 . Путешествие в Словоград. На улице синонимов.

3

2.8.1

Кроссворд «Синонимы». Чтение стихов и работа по содержанию.

1

2.8.2

Игра «Замени синонимом», «Скажи по-другому». Чтение стихов и работа по содержанию.

1

2.8.3

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

2.9

Тема 9 . Путешествие в Словоград. Площадь многозначных слов.

4

2.9.1

Загадки «Доскажи словечко». Инсценировка ситуаций. Игра «Вставь пропущенное слово».

1

2.9.2

Разгадывание ребусов. Головоломки со словами.

1

2.9.3

Угадывание слов по их значению. Игры со словами синонимами, антонимами.

1

2.9.4

Практическая работа :Страничка: «Почему так говорят?» (Встать не с той ноги)

1

2.10

Тема 10. В театре близнецов .

3

2.10.1

Слова – омофоны.

1

2.10.2

Игры со словами – двойниками.

1

2.10.3

Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

2.11

Тема 11. Игра - путешествие «Грамотеи следопыты».

2

2.11.1

Занимательный рассказ «Первое слово поможет второму». Головоломка «Слова - невидимки», цепочки слов «От леса до крота».

1

2.11.2

Страничка: «Почему так говорят?» (Два сапога пара)

1

2.12

Тема 12. Занятие-игра «Счастливый случай».

1

2.12.1

Первый гейм – «Разминка» (загадки, ребусы). Второй гейм – «Заморочки из бочки» (использование слов - синонимов). Третий гейм «Темная лошадка» (слова-антонимы). Четвертый гейм – «Гонка за лидером» (многозначные слова), пятый гейм – «Весёлый конкурс» (задания – шутки).

1

2.13

Тема 13. Итоговое занятие. Защита проекта «Фразеологический словарь».

1

2.13.1

Подведение итогов.

1

Всего часов:

66












































Раздел 3. «Тематическое планирование»

п/п

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

Раздел 1. Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)

(7 часов)

7

1.1

Тема 1. Язык – вековой труд поколений ( 2 часа)

2

1.1.1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

1.1.2

Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине»

1

1.2

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)

1

1.2.1

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

1

1.3

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)

2

1.3.1

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

1

1.3.2

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

1

1.4

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)

2

1.4.1

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях.

1

1.4.2

Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

1

Раздел 2. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) (3 часа)

3

2.1

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.( 1 час)

1

2.1.1

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.(1ч.)

1

2.2

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.( 1 час)

1

2.2.1

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.

1

2.3

Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)

1

Раздел 3. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (9 часов)

9

3.1

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

3

3.1.1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1

3.1.2

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения.

1

3.1.3

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

3.2

Тема 2. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)

2

3.2.1

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

1

3.2.2

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

1

3.3

Тема 3. Что в имени тебе моем? (4ч.)

4

3.3.1

Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке».

1

3.3.2

Знакомство с наукой антропонимикой.

1

3.3.3

Проект о происхождении имен: выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

1

3.3.4

Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

1

Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (8 часов)

8

4.1

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)

4

4.1.1

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

1

4.1.2

Слова вежливости, междометия.

1

4.1.3

Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

1

4.1.4

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

1

4.2

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.)

4

4.2.1

Решение филологических задач.

1

4.2.2

Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.


4.2.3

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

4.2.4

Лимерики. Игры с рифмой. Ребусы. Занимательные головоломки. Палиндромы.

1

5.

Раздел 5. Речевой этикет. ( 6 часов )

6

5.1

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

1

5.1.1

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

5.2

Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)

2

5.2.1

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

1

5.2.2

Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Мини-сборник «Речевые ошибки школьников».

1

5.3

Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)

2

5.3.1

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

1

5.3.2

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

1

5.4

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

1

6.

Раздел 6. Итоговое занятие. ( 1 час )

1

Всего часов:

34



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!