Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
ГИМНАЗИЯ № 1
«РАССМОТРЕНО» на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от "____" июня 2019 года. | | Утверждена приказом директора МАОУ гимназии № 1 _______________ подпись И.О. Фамилия. Приказ № _____ от "___" июня 2019 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мастерская юных языковедов»
1 класс
| Составитель: Шилова Наталья Викторовна учитель начальных классов МАОУ гимназии№1, высшая квалификационная категория; |
г. Калининград
2019 – 20120 учебный год
Раздел 1. «Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)».
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся владения системой учебных действий и опорным учебным материалом. Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
расширение представлений о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии;
- совершенствовать языковой опыт и речь учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся по предмету, формирование орфографической грамотности;
- формировать навык и потребность пользоваться разнообразными словарями;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающийся 1 класса научится:
Отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Характеризовать признаки гласных и согласных звуков.
Определять и подбирать родственные слова.
Использовать в речи антонимы, синонимы, многозначные слова.
Получит информацию о системных связях слов.
Объединять слова в группы.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
осознавать роль речи в жизни общества;
уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
проявлять интерес к изучению родного языка.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В течении всего учебного года 2019-2020 учащиеся работают над проектной задачей «Фразеологический словарь». В процессе выполнения практической работы на занятиях «Почему так говорят» , обучающиеся создают свой рисунок на тему фразеологизма.
Критерии оценивания проектной деятельности наличие конечного продукта: словарь фразеологизмов
Раздел 2 «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с указание форм и видов деятельности»
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русского языка», не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы обучающихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
занятия в форме интеллектуальной игры « Счастливый случай», грамматические игры, конкурсы, викторины,
работа в паре, команде,
индивидуальная и групповая работа со словарями, ребусами, загадками, рифмовками.
самостоятельная деятельность учащихся: участие в конкурсах, олимпиадах портала УЧИ.РУ.
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (демонстрация презентаций);
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность);
практические (рисунок к фразеологизму);
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль).
Практические работы:
«Почему так говорят» - создание рисунка на тему фразеологизма.
Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Проект : «Фразеологический словарь»
Формы контроля: творческие работы, проект, викторины, «Счастливый случай», защита проекта.
Раздел 1. Путешествие в страну Слов.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (2ч).
Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Разыгрывание немых сцен.
Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Разгадывание загадок.
Тема 2. В Страну Слов к тайнам волшебных слов.(4ч).
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.
Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»,
Разгадывание загадок. Шуточная викторина «Буква выросла»,
Игра «Перевертыши».
Тема 3 . Звуки - художники словесных картин. Звукопись.(3ч).
Сказка «Слова, которые могут рисовать».
Отрывки из стихотворений Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Звукопись в шуточных песнях, частушках, скороговорках.
Кроссворд «Слова на Р.». Чистоговорки со звуками Ж, Ш, С.
Тема 4. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. (4ч).
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась».
Головоломка «Заколдованные слова». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».
Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Тема 5. В городе Букваринске.( 4ч).
Стихи И. Токмакова «Букваринск», игра «Каждой букве - свое место»,
Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова»,
Игры «Какая буква пропала», «Шифровка»,
Практическая работа : Страничка «Почему так говорят?» (пословицы об азбуке и учении).
Тема 6. В глубь веков на Машине времени.(3ч).
Узелковые и рисунчатые слова – как наши предки научились читать.
Слово о книжных жителях. Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы.
Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой).
Тема 7. Известный фокусник Ь.(3ч).
Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты.
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 8. «Хитрый» звук.(3ч).
«Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ.
Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов».
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 9. «Пульс» в слове. (Ударение).(1ч).
Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения.
Тема 10. Мастер перевоплощений.(1ч).
Игры со словами «Назови новое слово», «Говорите правильно!»
Раздел 2. Чудеса в Стране Слов.
Тема 1 . Слова - малютки и слова - гиганты.( 2ч).
Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок.
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 2. Живые свидетели прошлого.(4ч).
Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Фразеологический зверинец».
Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Сказочные фразеологизмы».
Шарады – изобрази фразеологизм.
Практическая работа : Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава)
Тема 3 . Сочиняем загадки.(4ч).
Отгадывание загадок о волшебных предметах.
Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе».
Сочиняем загадки о бытовых предметах.
Сочиняем загадки – описания о животных.
Тема 4. Ребусы.(4ч).
«Что такое ребус?» (рассказ учителя).
Правила зашифровки слов в ребусах.
Составление ребусов.
Тема 5. Собирал человек слова.(3ч).
Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем».
Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово».
Практическая работа: Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться)
Тема 6. В гости к словам - родственникам.(4ч).
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.
Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.
Занимательные стихи. Загадки. Игра «Найди лишнее слово», «Поднимись по лесенке».
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 7. Путешествие в Словоград. Улица антонимов.(3ч).
Антонимы в пословицах и загадках.
Кроссворд «Антонимы», игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 8 . Путешествие в Словоград. На улице синонимов.(3ч).
Кроссворд «Синонимы». Чтение стихов и работа по содержанию.
Игра «Замени синонимом», «Скажи по-другому». Чтение стихов и работа по содержанию.
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 9 . Путешествие в Словоград. Площадь многозначных слов.(4ч).
Загадки «Доскажи словечко». Инсценировка ситуаций. Игра «Вставь пропущенное слово».
Разгадывание ребусов. Головоломки со словами.
Угадывание слов по их значению. Игры со словами синонимами, антонимами.
Практическая работа :Страничка: «Почему так говорят?» (Встать не с той ноги)
Тема 10. В театре близнецов .(3ч).
Слова – омофоны.
Игры со словами – двойниками.
Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 11. Игра - путешествие «Грамотеи следопыты».(2ч).
Занимательный рассказ «Первое слово поможет второму». Головоломка «Слова - невидимки», цепочки слов «От леса до крота».
Страничка: «Почему так говорят?» (Два сапога пара)
Тема 12. Занятие-игра «Счастливый случай». (1ч).
Первый гейм – «Разминка» (загадки, ребусы). Второй гейм – «Заморочки из бочки» (использование слов - синонимов). Третий гейм «Темная лошадка» (слова-антонимы). Четвертый гейм – «Гонка за лидером» (многозначные слова), пятый гейм – «Весёлый конкурс» (задания – шутки).
Тема 13. Итоговое занятие. Защита проекта «Фразеологический словарь». (1ч).
Подведение итогов.
Раздел 3. «Тематическое планирование»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | 2. | 3. |
-
| Раздел 1. Путешествие в страну Слов. | 28 |
1.1 | Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. | 2 |
1.1.1 | Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Разыгрывание немых сцен. | 1 |
1.1.2 | Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Разгадывание загадок. | 1 |
1.2 | Тема 2. В Страну Слов к тайнам волшебных слов. | 4 |
1.2.1 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных Разгадывание загадок. | 1 |
1.2.2 | Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам», | |
1.2.3 | Шуточная викторина «Буква выросла» | 1 |
1.2.4 | Игра «Перевертыши». | |
1.3 | Тема 3. Звуки - художники словесных картин. Звукопись. | 3 |
1.3.1 | Сказка «Слова, которые могут рисовать». | 1 |
1.3.2 | Отрывки из стихотворений Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Звукопись в шуточных песнях, частушках, скороговорках. | 1 |
1.3.3 | Кроссворд «Слова на Р.». Чистоговорки со звуками Ж, Ш, С. | 1 |
1.4 | Тема 4. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. | 4 |
1.4.1 | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». | 1 |
1.4.2 | Головоломка «Заколдованные слова». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». | 1 |
1.4.3 | Инсценирование стихотворения А.Шибаева. | 1 |
1.4.4 | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». | 1 |
1.5 | Тема 5. В городе Букваринске. | 4 |
1.5.1 | Стихи И. Токмакова «Букваринск», игра «Каждой букве - свое место», | 1 |
1.5.2 | Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова», | 1 |
1.5.3 | Игры «Какая буква пропала», «Шифровка», | 1 |
1.5.4 | Практическая работа : Страничка «Почему так говорят?» (пословицы об азбуке и учении) | 1 |
1.6 | Тема 6. В глубь веков на Машине времени. | 3 |
1.6.1 | Узелковые и рисунчатые слова – как наши предки научились читать. | 1 |
1.6.2 | Слово о книжных жителях. Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы. | 1 |
1.6.3 | Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой). | 1 |
1.7 | Тема 7. Известный фокусник Ь.(3ч). | 3 |
1.7.1 | Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты. | 1 |
1.7.2 | Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты. | 1 |
1.7.3 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев» | 1 |
1.8 | Тема 8. «Хитрый» звук. | 3 |
1.8.1 | «Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ. | 1 |
1.8.2 | Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов». | 1 |
1.8.3 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
1.9 | Тема 9. «Пульс» в слове. (Ударение).(1ч). | 1 |
1.9.1 | Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения. | |
1.10 | Тема 10. Мастер перевоплощений. | 1 |
1.10.1 | Игры со словами «Назови новое слово», «Говорите правильно!» | |
-
| Раздел 2. Чудеса в Стране Слов. | 38 |
2.1 | Тема 1 . Слова - малютки и слова - гиганты. | 2 |
2.1.1 | Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок. | 1 |
2.1.2. | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
2.2 | Тема 2. Живые свидетели прошлого. | 4 |
2.2.1 | Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Фразеологический зверинец». | 1 |
2.2.2 | Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игра «Сказочные фразеологизмы». | 1 |
2.2.3 | Шарады – изобрази фразеологизм. | 1 |
2.2.4 | Практическая работа : Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава) | 1 |
2.3 | Тема 3 . Сочиняем загадки. | 4 |
2.3.1 | Отгадывание загадок о волшебных предметах. | 1 |
2.3.2 | Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе». | 1 |
2.3.3 | Сочиняем загадки о бытовых предметах. | 1 |
2.3.4 | Сочиняем загадки – описания о животных. | 1 |
2.4 | Тема 4. Ребусы. | 4 |
2.4.1 | «Что такое ребус?» (рассказ учителя). | 1 |
2.4.2 | Правила зашифровки слов в ребусах. | 1 |
2.4.3 | Правила зашифровки слов в ребусах. Составление ребусов. | 1 |
2.4.4 | Правила зашифровки слов в ребусах. Составление ребусов. | 1 |
2.5 | Тема 5. Собирал человек слова. | 3 |
2.5.1 | Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем». | 1 |
2.5.2 | Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово». | 1 |
2.5.3 | Практическая работа: Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться) | 1 |
2.6 | Тема 6. В гости к словам - родственникам. | 4 |
2.6.1 | Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. | 1 |
2.6.2 | Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. | 1 |
2.6.3 | Занимательные стихи. Загадки. Игра «Найди лишнее слово», «Поднимись по лесенке». | 1 |
2.6.4 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
2.7 | Тема 7. Путешествие в Словоград. Улица антонимов. | 3 |
2.7.1 | Антонимы в пословицах и загадках. | 1 |
2.7.2 | Кроссворд «Антонимы», игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. | 1 |
2.7.2 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
2.8 | Тема 8 . Путешествие в Словоград. На улице синонимов. | 3 |
2.8.1 | Кроссворд «Синонимы». Чтение стихов и работа по содержанию. | 1 |
2.8.2 | Игра «Замени синонимом», «Скажи по-другому». Чтение стихов и работа по содержанию. | 1 |
2.8.3 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
2.9 | Тема 9 . Путешествие в Словоград. Площадь многозначных слов. | 4 |
2.9.1 | Загадки «Доскажи словечко». Инсценировка ситуаций. Игра «Вставь пропущенное слово». | 1 |
2.9.2 | Разгадывание ребусов. Головоломки со словами. | 1 |
2.9.3 | Угадывание слов по их значению. Игры со словами синонимами, антонимами. | 1 |
2.9.4 | Практическая работа :Страничка: «Почему так говорят?» (Встать не с той ноги) | 1 |
2.10 | Тема 10. В театре близнецов . | 3 |
2.10.1 | Слова – омофоны. | 1 |
2.10.2 | Игры со словами – двойниками. | 1 |
2.10.3 | Практическая работа : Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
2.11 | Тема 11. Игра - путешествие «Грамотеи следопыты». | 2 |
2.11.1 | Занимательный рассказ «Первое слово поможет второму». Головоломка «Слова - невидимки», цепочки слов «От леса до крота». | 1 |
2.11.2 | Страничка: «Почему так говорят?» (Два сапога пара) | 1 |
2.12 | Тема 12. Занятие-игра «Счастливый случай». | 1 |
2.12.1 | Первый гейм – «Разминка» (загадки, ребусы). Второй гейм – «Заморочки из бочки» (использование слов - синонимов). Третий гейм «Темная лошадка» (слова-антонимы). Четвертый гейм – «Гонка за лидером» (многозначные слова), пятый гейм – «Весёлый конкурс» (задания – шутки). | 1 |
2.13 | Тема 13. Итоговое занятие. Защита проекта «Фразеологический словарь». | 1 |
2.13.1 | Подведение итогов. | 1 |
Всего часов: | 66 |
Раздел 3. «Тематическое планирование»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | 2. | 3. |
-
| Раздел 1. Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (7 часов) | 7 |
1.1 | Тема 1. Язык – вековой труд поколений ( 2 часа) | 2 |
1.1.1 | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. | 1 |
1.1.2 | Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине» | 1 |
1.2 | Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) | 1 |
1.2.1 | Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове». | 1 |
1.3 | Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.) | 2 |
1.3.1 | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?» | 1 |
1.3.2 | «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». | 1 |
1.4 | Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) | 2 |
1.4.1 | Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. | 1 |
1.4.2 | Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?» | 1 |
-
| Раздел 2. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) (3 часа) | 3 |
2.1 | Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.( 1 час) | 1 |
2.1.1 | Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.(1ч.) | 1 |
2.2 | Тема 2. Каков человек, такова его и речь.( 1 час) | 1 |
2.2.1 | Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. | 1 |
2.3 | Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.) | 1 |
-
| Раздел 3. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (9 часов) | 9 |
3.1 | Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.) | 3 |
3.1.1 | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. | 1 |
3.1.2 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. | 1 |
3.1.3 | Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 |
3.2 | Тема 2. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.) | 2 |
3.2.1 | Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото. | 1 |
3.2.2 | Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка) | 1 |
3.3 | Тема 3. Что в имени тебе моем? (4ч.) | 4 |
3.3.1 | Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». | 1 |
3.3.2 | Знакомство с наукой антропонимикой. | 1 |
3.3.3 | Проект о происхождении имен: выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | 1 |
3.3.4 | Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи». | 1 |
-
| Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (8 часов) | 8 |
4.1 | Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час) | 4 |
4.1.1 | Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!». | 1 |
4.1.2 | Слова вежливости, междометия. | 1 |
4.1.3 | Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума». | 1 |
4.1.4 | Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. | 1 |
4.2 | Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) | 4 |
4.2.1 | Решение филологических задач. | 1 |
4.2.2 | Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. | |
4.2.3 | Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. | 1 |
4.2.4 | Лимерики. Игры с рифмой. Ребусы. Занимательные головоломки. Палиндромы. | 1 |
5. | Раздел 5. Речевой этикет. ( 6 часов ) | 6 |
5.1 | Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.) | 1 |
5.1.1 | Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». | 1 |
5.2 | Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.) | 2 |
5.2.1 | Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. | 1 |
5.2.2 | Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Мини-сборник «Речевые ошибки школьников». | 1 |
5.3 | Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.) | 2 |
5.3.1 | Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. | 1 |
5.3.2 | Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи». | 1 |
5.4 | Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.) | 1 |
6. | Раздел 6. Итоговое занятие. ( 1 час ) | 1 |
Всего часов: | 34 |
15