Муниципальное общеобразовательное учреждение Высококолковская средняя школа имени Героя Советского Союза А.М. Матросова муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области
Адягаева Марина Федоровна,
учитель физики и информатики
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная физика»
Направление - общеинтеллектуальное
1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, так как количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями изучения курса являются:
- развитие интереса и творческих способностей учащихся при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
- формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
- формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
2.Общая характеристика учебного курса
В основу программы легла концепция преподавания физики: составление проектов, игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование. Все это направлено на развитие способностей детей к применению физических знаний в различных жизненных ситуациях.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
3. Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Программа ориентирована на учащихся 7 классов. Программа имеет общеинтеллектуальное направление.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная физика»
Предметные результаты обучения:
- феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств ,решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметные результаты обучения:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
5. Содержание программы внеурочной деятельности
№ | Название раздела | Основное содержание | Количество часов |
1 | Мы познаем мир, в котором живем | Что изучает физика. Природа. Явления природы. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной. | 6 |
2 | Пространство | Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел. | 10 |
3 | Время | Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. | 3 |
4 | Движение | Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы. | 6 |
5 | Взаимодействия | Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы. | 10 |
Итого | 35 ч |
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.2012г.
3.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.
4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.
5.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 2013 г.
6.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.
7.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.
8. Мультимедийный проектор
9. Компьютер
10. Экран навесной
7.Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
Мы познаем мир, в котором живем: Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор. Уметь определять: цену деления.
Пространство: Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем. Уметь определять: цену деления измерительного прибора. Уметь правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром.
Время: Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год. Уметь использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени. Уметь определять цену деления измерительного прибора.
Движение: Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость. Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника. Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях.
Взаимодействия: Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия. Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии. Уметь измерять силы. Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе. Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.
Календарно-тематическое планирование на учебный год
№ | Название темы | Основные виды деятельности | Дата |
1. | Что такое физика | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию | 7.09. |
2. | Природа. Явления природы. | извлекать необходимую информацию из текста, наблюдать и описывать физические явления | 14.09. |
3. | Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию | 21.09. |
4. | Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. | измерять физические величины, оценивать погрешность измерений, использовать измерительные приборы | 28.09. |
5. | Математическая запись больших и малых величин. | извлекать необходимую информацию из текста, измерять физические величины | 5.10. |
6. | Что мы знаем о строении Вселенной. | извлекать необходимую информацию из текста и анализировать ее | 12.10. |
7. | Пространство и его свойства. | выполнять сбор информации, извлекать необходимую информацию из текста, строить логическую цепочку размышлений. | 19.10. 26.10. |
8. | Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, использовать измерительные приборы | 9.11. 16.11. |
9. | Измерение углов в астрономии и географии. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 23.11. 30.11. |
10. | Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 7.12. 14.12. |
11. | Как и для чего измеряют объем тел. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 21.12. 28.12. |
12. | Время. Измерение интервалов времени. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, уметь определять цену деления измерительных приборов | 11.01. 18.01. |
13. | Год. Месяц. Сутки. Календарь. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, использовать измерительные приборы | 25.01. |
14. | Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью рисунков; | 1.02. 8.02. |
15. | Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью , рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ | 15.02. 21.02. |
16. | Относительность движения. Движение планет Солнечной системы. | извлекать необходимую информацию из текста, решать задачи повышенной сложности | 1.03. 7.03. |
17. | Взаимодействие тел. Земное притяжение. | извлекать необходимую информацию из текста | 15.03. |
18. | Упругая деформация. Трение. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 22.03. |
19. | Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, уметь измерять силы | 5.04. 12.04. |
20. | Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ | 19.04. |
21. | Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, уметь строить таблицы | 26.04. 3.05. |
22. | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать ее, вычислять энергию тела | 10.05. 17.05. |
23. | Преобразование энергии. Энергетические ресурсы. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать ее, сравнивать изменение кинетической и потенциальной энергии тела | 24.05. 30.05 |
Итого | 35 ч |