Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644), изменений и дополнений, внесенных в ФГОС ООО (утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г.);
«Санитарно-эпидемиологических требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189);
Учебного плана МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Календарного учебного графика;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»;
Положения о рабочей программе учителя;
Расписания уроков.
Назначение программы
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Актуальность и перспективность курса, направленность.
Актуальность программы.
Проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминогенная опасность, экстремальные ситуации.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. В обществе обеспокоенность вызывает рост преступности в отношении несовершеннолетних, опасность стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.
Стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы.
Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.
Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.
Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы обучающимся возможность получения полезных знаний, а также в ходе разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.
Направленность программы:
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия.
Программа курса ориентирована на учащихся 11-15 лет и составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей данного возраста.
Объём часов, отпущенных на занятия.
Курс рассчитан на 170 часов.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цели и задачи реализации программы.
Цель курса: привитие устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в любой жизненной ситуации.
Задачи:
Сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;
Развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций;
Привитие навыков оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Модуль 1. Правила дорожного движения (56 часов).
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
( 56 часов).
Модуль 3. Школа безопасности (56 часов).
Формы и методы работы
Формы работы
Методы работы
Результат освоения курса внеурочной деятельности
Характеристика основных результатов
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учащимися знаний о принятых в обществе нормах правилах поведения, дорожная грамотность, рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара, техногенных и социальных ЧС; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности окружающих. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Принятие правил поведения во время техногенных аварий. Знания о первой помощи пострадавшим при различных ЧС. Выработка умений общаться со сверстниками и взрослыми.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): создание поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, оказывать посильную первую помощь, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у учащихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Реализовывать знания о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства. Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Воспитание у учащихся сформированного чувства ответственного отношения к правилам личной и общественной безопасности.
Формы подведения итогов
Участие в планируемых школой делах и мероприятиях, проект.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения: справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
Дополнительная литература для учителя и учащихся
Стандарты второго поколения Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор пособие для учителей. Д.В. Григорьев, П.В. Стапанов. М.: « Просвещение», 2010;
Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002;
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285;
Перечень ЦОРов и ЭОРов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=37
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
Мультимедийные средства по ОБЖ http://www.uchportal.ru/load/82-2-2/ Учительский портал.
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
PowerPoint,
6