СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 3-х классов второго года обучения (34ч.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» для 3-х классов второго года обучения (34ч.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов»




«Утверждаю»


Директор школы______________Н.Е. Кудрявцева

«______»_________________2018 г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

(общеинтеллектуальное направление)

для 3-х классов второго года обучения





Учитель Нугуманов Альберт Мухаматханович





г. Балашиха

2018 год

Пояснительная записка


Образовательная программа «Шахматная азбука» разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и И.Г. Сухина «Шахматы» второй год, Обнинск, «Духовное возрождение», 2016 г.

Материал программы рассчитан на 34 часов (одно занятие в неделю; практика 15 – 20 минут на каждом занятии).


Цели.

Создание  условий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников, для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции), формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.


Основные формы и средства обучения.
Практическая игра. 
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 
Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 

Участие в турнирах и соревнованиях. 


Содержание программы.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. 

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; 

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. 


Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 

- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса 

- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; 

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; 

- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; 

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; 

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. 

Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.

Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.

Учебный курс состоит из пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».

Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. 

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против

короля.

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.





Тематическое планирование учебного материала



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Краткая история шахмат.

3 ч.

2

Шахматная нотация.

7 ч.

3

Ценность шахматных фигур.

8 ч.

4

Техника матования одинокого короля.

7 ч.

5

Достижение мата без жертвы материала.

6 ч.

6

Обобщение. Шахматная партия.

3 ч.


Итого

34 ч.


Формы контроля уровня облученности учащихся.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

- итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.


Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса по данной программе.

К концу второго года обучения дети должны знать:

- шахматные правила FIDE;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

- правильно вести себя за доской;

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.







Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

факт

  1. Краткая история шахмат 3 ч.

Познавательные УУД

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учится использовать знако- символические средства

представления информации.

Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.


Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах)

учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.


Коммуникативные УУД

Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке.


Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.




Регулятивные УУД


Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролировать свои действия.


Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


Личностные УУД

Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.


Ориентироваться на становление гуманистических ценностей.

Формировать социально-ориентированный взгляд на мир.



Формировать

уважительное

отношение

К иному мнению

и культуре

других народов.


Учиться понимать

свою социальную

роль развивать

самостоятельность и

ответственность.

Развивать

навыки сотрудничества

со взрослыми

и сверстниками.


Учиться

относиться

бережно к

материальным

и духовным

ценностям.





1

Повторение пройденного материала.

1

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.


1н.


2

Краткая история шахмат. Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

Игровая практика. Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

2н.


3

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

1

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

3н.



2. Шахматная нотация. 7 ч.



4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

4н.



5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

5н.


6

Шахматная нотация.

1

Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

6н.



7

Шахматная нотация.

1

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

7н.



8

Шахматная нотация.

1

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

8н.


9

Шахматная нотация.

1

Игровая практика (с записью шахматной партии).

9н.


10

Шахматная нотация.

1

Игровая практика (с записью шахматной партии).

10н.


Ценность шахматных фигур. 8 ч.



11

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

1

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

Игровая практика.

11н.


12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

Игровая практика.

12н.



13

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

Игровая практика.

13н.



14

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

Игровая практика.

14н.


15

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

Игровая практика.

15н.

15н.


16

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

Защита.

Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

Игровая практика.

16н.


17-18

Способы защиты. Игровая практика.

2

Решение заданий.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

Практическая игра.

17н.

18н.


Техника матования одинокого короля. 7 ч.



19

Техника матования одинокого короля.

1

Две ладьи против короля, «линейный» мат.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

19н.



20

Техника матования одинокого короля.

1

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

20н.


21

Техника матования одинокого короля.

1

Ферзь и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

21н.


22

Техника матования одинокого короля.

1

Ладья и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

22н.



23-25

Техника матования одинокого короля.

3

Решение заданий.

24н.

25н.


Достижение мата без жертвы материала. 6 ч.



26

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

1

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

26н.





27

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

27н.



28

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

1

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

28н.



29

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

29н.


30-31

Достижение мата без жертвы материала.

2

Решение заданий на мат в два хода.

Защита от мата

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

30н.

31н.


Обобщение. 3 часа.



32

Повторение материала.

1

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Шахматная партия.

32н.


33-34

Повторение материала.

2

Игра в турнире. Турнирные партии.

33н.

34н.



Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1) Учебно-методический комплект:

2) Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2015.

3) Тимофеев А.А. "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" - 2011

4) Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
5) Шахматы. Энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990.

6) Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

7) Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

8) Технические средства обучения: компьютер, шахматы классические, настенные.

Для учеников:

И.Г. Сухин.И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник - М.: Просвещение, 2015;




«Согласовано»

Зам.директора по УВР________________________С.С. Никитина

«_____»__________________2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!