Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №11
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю»
Директор школы______________Н.Е. Кудрявцева
«______»_________________2018 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
(общеинтеллектуальное направление)
для 3-х классов второго года обучения
Учитель Нугуманов Альберт Мухаматханович
г. Балашиха
2018 год
Пояснительная записка
Образовательная программа «Шахматная азбука» разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и И.Г. Сухина «Шахматы» второй год, Обнинск, «Духовное возрождение», 2016 г.
Материал программы рассчитан на 34 часов (одно занятие в неделю; практика 15 – 20 минут на каждом занятии).
Цели.
Создание условий для развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников, для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции), формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Основные формы и средства обучения.
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Содержание программы.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс состоит из пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».
Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против
короля.
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Краткая история шахмат. | 3 ч. |
2 | Шахматная нотация. | 7 ч. |
3 | Ценность шахматных фигур. | 8 ч. |
4 | Техника матования одинокого короля. | 7 ч. |
5 | Достижение мата без жертвы материала. | 6 ч. |
6 | Обобщение. Шахматная партия. | 3 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Формы контроля уровня облученности учащихся.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;
- итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса по данной программе.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |
План | факт |
Краткая история шахмат 3 ч. | Познавательные УУД Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учится использовать знако- символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах) учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. Коммуникативные УУД Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Личностные УУД Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Ориентироваться на становление гуманистических ценностей. Формировать социально-ориентированный взгляд на мир. Формировать уважительное отношение К иному мнению и культуре других народов. Учиться понимать свою социальную роль развивать самостоятельность и ответственность. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям. | | |
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. | 1н. | |
2 | Краткая история шахмат. Выдающиеся шахматисты нашего времени. | 1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика. Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий. | 2н. | |
3 | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | 1 | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской. | 3н. | |
2. Шахматная нотация. 7 ч. | | |
4 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8». | 4н. | |
5 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | 5н. | |
6 | Шахматная нотация. | 1 | Игровая практика (фрагмента шахматной партии). | 6н. | |
7 | Шахматная нотация. | 1 | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | 7н. | |
8 | Шахматная нотация. | 1 | Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). | 8н. | |
9 | Шахматная нотация. | 1 | Игровая практика (с записью шахматной партии). | 9н. | |
10 | Шахматная нотация. | 1 | Игровая практика (с записью шахматной партии). | 10н. | |
Ценность шахматных фигур. 8 ч. | | |
11 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. | 11н. | |
12 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика. | 12н. | |
13 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика. | 13н. | |
14 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика. | 14н. | |
15 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика. | 15н. 15н. | |
16 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 | Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика. | 16н. | |
17-18 | Способы защиты. Игровая практика. | 2 | Решение заданий. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра. | 17н. 18н. | |
Техника матования одинокого короля. 7 ч. | | |
19 | Техника матования одинокого короля. | 1 | Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 19н. | |
20 | Техника матования одинокого короля. | 1 | Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 20н. | |
21 | Техника матования одинокого короля. | 1 | Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 21н. | |
22 | Техника матования одинокого короля. | 1 | Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. | 22н. | |
23-25 | Техника матования одинокого короля. | 3 | Решение заданий. | 24н. 25н. | |
Достижение мата без жертвы материала. 6 ч. | | |
26 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | 26н.
| |
27 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | 27н. | |
28 | Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | 28н. | |
29 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | 29н. | |
30-31 | Достижение мата без жертвы материала. | 2 | Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. | 30н. 31н. | |
Обобщение. 3 часа. | | |
32 | Повторение материала. | 1 | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Шахматная партия. | 32н. | |
33-34 | Повторение материала. | 2 | Игра в турнире. Турнирные партии. | 33н. 34н. | |
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
Для учителя:
1) Учебно-методический комплект:
2) Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2015.
3) Тимофеев А.А. "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" - 2011
4) Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
5) Шахматы. Энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990.
6) Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
7) Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.
8) Технические средства обучения: компьютер, шахматы классические, настенные.
Для учеников:
И.Г. Сухин.И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Учебник - М.: Просвещение, 2015;
«Согласовано»
Зам.директора по УВР________________________С.С. Никитина
«_____»__________________2018 г.