УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2018 года
Председатель педсовета
_______/О.А.Хромова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК
«СУВЕНИР»
Уровень образования: (класс)-основное общее 5-6 классы.
Количество часов: 34 часа
Учитель : Саенко Т.И.
Программа разработана в соответствии ФГОС 2010г., на основе авторской программы Григорьева Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.);
Федеральный государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 2010 года.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г.)
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа кружка «Сувенир » реализует общеинтеллектуальную направленность во внеурочной деятельности, относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в 6-х классах.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная.
Формы контроля:
участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Планируемые результаты освоения курса
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, закладывается понимание культуры труда, этики отношений.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, у специалистов; представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Сувенир»:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действи
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
В результате внеурочной деятельности
учащиеся научатся:
- начальным сведениям о свойствах пряжи, крючках;
- иметь представление о пропорции;
- начальным сведениям о цветовом сочетании;
- различать понятия: «рапорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида»;
- иметь представление о народных традициях разных стран;
- элементарным знаниям о работе художника по вышивке и вышивальщицы;
- применять новые технологические приемы обработки различных материалов;
- познакомятся с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Учащиеся получат возможность научиться:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Содержание занятий внеурочной деятельности
Введение 1ч
Работа с бумагой и картоном (7ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность ,инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы
Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов.
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам;
соединение деталей изделия склеиванием;
сборка изделия;
экономная разметка заготовок;
декоративная обработка изделия
Работа с тканью». (6 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся:
правилами безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
с основами дизайна,
углубляют знания по конструированию и моделированию,
развивается эстетический вкус,
формируется представление о декоративно-прикладном искусстве,
учатся экономно расходовать используемый в работе материал, способами рациональной раскладки выкройки
развивают художественный вкус,
формируются профессиональные навыки
Практические работы Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов.
Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка выкройки на ткани. . Соединение деталей изделия.
Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Контроль и оценка качества готового изделия.
Рукоделие из ниток. (12 ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении.
Краткая характеристика материалов (ниток )
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование;
Инструменты и приспособления для обработки материалов;
Способы соединения изделия.
Практические работы Организация рабочего места; изготовление изделий по собственным эскизам, образцам из интернета
Декоративная обработка изделия
Работа с бросовым материалом. (8 ч)
Работа с такими материалами способствует : развитию конструкторской деятельности обучающихся;
с помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали
из различных материалов;
знакомятся с их свойства, что содействует развитию их воображения,
технических навыков;
расширяют круг знаний детей об окружающем мире.
Практические работы
Организация рабочего места для работ.
Подбор инструментов и материалов.
Декоративное оформление интерьера жилых помещений;
изготовление панно из бросового материала;
Тематическое планирование
№п /п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Основные виды деятельности | Планируемые результаты и уровень усвоения. |
Теория | Практика |
1 | Введение. Знакомство с планом работы. Техника безопасности. | 1 | 1 | | Отвечать на вопросы Планировать изготовления изделия на основе технологической карты. | Проявлять: интерес к предлагаемому изделию; бережное отношение к используемому материалу |
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (7ч) |
2 3 | Закладки для книги. Изготовление закладки «Котенок», «Собачка» Изготовление « Закладки –плетенки» | 1 1 | 1 | 1 | , оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать новый вид работы – переплетение полос бумаги. соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. | Соблюдать гигиену учебного труда Действовать по плану, Осуществлять поиск нужной информации, понимать знаки символов, моделей, схем |
4 | Сувенир «Цветочное дерево» Из истории возникновения. Изготовление эскиза. | 1 | | 1 | . Составлять цветочную композицию композицию, . Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. | Планировать свою деятельность. Осуществлять поиск информации. Вступать в коллективное учебное сотрудничество. |
5 | Изготовление сувенира. Оформление работы | 1 | | 1 | Выделять с опорой на план этапы работы для самостоятельного выполнения. | Самостоятельно выполнять работу, , внесение в нее при необходимости изменений. Слушать учителя, товарищей. |
6 | Сувенир для украшения интерьера «Аквариум». (коллективная работа) Выполнение эскиза Оформление аквариума. | 1 | 1 | | Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределять на группы, ставить цель,самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. . Определять и отбирать материалы и инструменты для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Контролировать и корректировать свою деятельность. | Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Слушать друг друга, понимать позицию партнера,. |
7 | Изготовление рыбок и водорослей для аквариума | 1 | 1 | | Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять соблюдать правила работы в группе, ставить цель, последовательность выполнения работы. | давать оценку качества выполненной работы, высказывать свою точку зрения. |
.Раздел 2 Рукоделие из ниток. (12 часов) |
1 | Приемы работы в технике «нитяная крошка». Последовательность изготовление картины . | 1 | | 1 | Осваивать технику «нитяная крошка» Использовать свои знания о материалах и приемах работы . Экономно расходовать материалы при выполнении работы. , объяснять последовательность выполнения работы. | соблюдение правил бережного отношения к используемым материалам |
2 | Выполнение эскиза. Подготовка материалов к работе | 1 | 1 | | . Составлять тематическую композицию, , объяснять последовательность выполнения работы. | Самостоятельно выполнять работу |
3 | Заполнение мелких деталей картины. | 1 | | 1 | . Экономно расходовать материалы при выполнении работы. , объяснять последовательность выполнения работы. | Сотрудничать со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу |
4 | Заполнение крупных деталей картины | 1 | | 1 | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. | Проводить оценку на этапах работы и корректировать свою деятельность |
5 | Завершение работы над картиной. Оформление работы | 1 | | 1 | Оценивать качество выполнения работы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
6 | Вязание крючком. Немного истории. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. | 1 | 1 | | . Использовать свои знания о материалах и приемах работы при изготовлении изделия из ниток | Поиск и выделение нужной информации. Соблюдать технику безопасности с колющими инструментами, |
7 | Основные виды петель Вязание по кругу. | 1 | | 1 | Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
8 | Вязание сувенира «Овца» (символ года). Изготовление туловища | 1 | 1 | | Составлять план изготовления изделия «Оввца», объяснять последовательность выполнения работы. | Самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. |
9 | Вязание головы,. | 1 | 1 | | Составлять план изготовления изделия «Оввца», объяснять последовательность выполнения работы. | контролировать изготовление изделия, оценивать работу |
10 | .Вязание ушей. Изготовление ножек. | 1 | | 1 | Оценивать качество выполнения работы. | умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
11 | Завершение работы. Окончательная отделка изделия | 1 | 1 | | , оформлять изделие по собственному замыслу. Исследовать способы украшения изделий | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
12 | Презентация работ учащихся. | 1 | | 1 | Подготовить презентацию с помощью учителя: | Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Раздел 3 .Поделки из бросового материала (8ч) |
1 | Панно на диске в технике «квилинг» (Работа в парах) Приемы работы. Выполнение эскиза | 1 | | 1 | . Составлять тематическую композицию, Осваивать технику «квилинг» | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в парах |
2 | Нарезание бумаги полосками определенного размера. Скручивание полосок. | 1 | | 1 | Осваивать способы и приемы работы с новыми материалами . Составлять тематическую композицию, | Организовывать своё рабочее место. |
3 | Выполнение работы по эскизу. | 1 | | 1 | , оформлять изделие по собственному замыслу. | Соблюдать последовательность технологических операций. |
4 | Завершение работы над панно. | 1 | 1 | | Оценивать качество выполнения работы. | Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального изделия и эталона. |
5 | Панно на пластиковой (одноразовой) тарелке из пластилина. Приемы работы | 1 | 1 | | Составлять план изготовления изделия , объяснять последовательность выполнения работы. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
6 | Выполнение работы по эскизу , подобранному из Интернета. | 1 | 1 | | Составлять последовательность изготовления изделия по подобранным в интернете картинкам. Анализировать информацию о способах изготовления изделия. | Проявлять интерес к информационной деятельности |
7 | Выполнение игрушек из пластиковых стаканов, тарелок, бутылок «Лягушка», «Подставка под карандаши.» и др.. (Выбор по желанию учащегося) | 1 | | 1 | Оценивать качество выполнения работы. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. | Адекватно оценивать собственные достижения на основе выделенных критериев |
8 | Выставка работ. Мастер-класс «Работа в технике «квилинг»» | 1 | | 1 | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, |
Раздел 4. Работа с тканью (6ч.) |
1 | Мастерим кукол –скруток». Из истории славянской куклы. Демонстрация кукол .Приемы работы с тканью. | 1 | | 1 | . Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности Осуществлять поиск информации о тряпичных куклах | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Организовывать своё рабочее место в соответствии с правилами безопасности |
2 | Подготовка ткани к работе. Изготовление Куклы Веснянки | 1 | 1 | | , оформлять изделие по собственному замыслу. Выполнять самостоятельно разметку и раскрой деталей Использовать приемы работы с тканью, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. | Слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение. Соблюдать последовательность и правильность технологических операций |
3 | Изготовление куклы «Кубышка-травница» | 1 | 1 | | , объяснять последовательность выполнения работы. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). | Составлять план работы Соблюдать последовательность и правильность технологических операций. |
4 | Изготовление обрядовой куклы «Неразлучки» История появления куклы. | 1 | 1 | | использовать малые фольклорные жанры и ком Выполнять самостоятельно разметку и раскрой деталей | Анализировать изделие, составлять план изготовления, контролировать качество своей работы |
5 | Завершение работы над куклами | 1 | | 1 | , оформлять изделие по собственному замыслу. | Формирование эстетических .потребностей, чувств. |
6 | Подготовка работ учащихся к выставке. Оформление выставки | 1 | | 1 | Оценивать качество выполнения работы. Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
| итог | 34 | 15 | 19 | | |
Список литературы:
Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010
Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.
Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2008г.
Журнал «Лена рукоделие» 2/2011.-ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА
с колющими и режущими предметами», «Картины из ниток».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения _______________А.А.Пикунова
учителей естественных дисциплин «___»_______________2018г.
МАОУ СОШ №9
от «____»____________2018г. № 1
___________________Т.И.Саенко