муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района
Верхняковская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Верхняковской СОШ
Приказ от __31.08.2023__ года № 80_
______________________ Яшкина Е. Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____________________внеурочной деятельности__________________
«Традиции казаков Тихого Дона»__________________
(указать учебный предмет, курс)
___________________________ 6 класс_________________________
Учитель ____________________Бровкина Татьяна Анатольевна, первая_
(ФИО, квалификационная категория)
х. Верхняковский
2023г.
Пояснительная записка
Цель курса:
формирование представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи курса:
знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края;
привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Рабочая программа ориентирована на «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVll-XXвв.» Астапенко Г.Д. Учебное пособие для школ, гимназий, кадетских корпусов. Издательство НПК «Гефест». г.Ростов-на-Дону, 2011г.
По учебному плану на внеурочную деятельность отводится 17 часов по годовому календарному графику 15 часа
Срок реализации рабочей программы – 2023-2024 уч. год
Планируемые результаты освоения предмета.
В результате освоения предметного содержания у обучающихся формируются:
Личностные результаты:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные
способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
При изучении курса
обучающийся научится
защите национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
видеть картину мира, адекватной современному уровню знаний;
формировать мировоззренческую, нравственную культуру;
проявлять интерес к истории и традициям казачества.
изучать бытовые и духовные традиции и правила поведения казаков;
совершенствовать физическое и психологическое здоровье на примере исторически сложившихся традиций казачества.
укреплять связь с казачьей культурой.
Получит возможность научиться:
выделять происхождения казачества на Дону;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния православия на традиции казачества;
давать характеристику о месте в истории донских атаманов, характеризовать основные направления их деятельности.
Содержание программы
Тема 1. Традиционная культура донских казаков.
Кто такие казаки. Донские казаки. Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.
Тема 2. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Тема 3. Труд и быт казаков на Дону.
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.
Тема 4. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.
Тематический планирование
Номера уроков | Темы, раскрывающие основное содержание программы | Число часов, отводимых на каждую тему | Основные виды деятельности |
1-4 | Традиционная культура донских казаков. | 4 | Изучат происхождение казаков. Познакомятся с устным народным творчеством. Подготовят небольшие сообщения об устном народном творчестве казаков. |
5-8 | История моей казачьей семьи | 4 | Рассмотрят иерархию семьи казаков. Изучат содержание казачьих заповедей, различие традиционного мужского и женского воспитания. Приобретут устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выполнят творческую работу «Праздник первых штанов» |
9-12 | Труд и быт казаков на Дону | 4 | Изучат устройство подворья казака, предназначение традиционных предметов казачьего быта. Изучат коллективный труд казаков. Проанализируют распределение трудовых обязанностей в семье. Выполнят творческую работу «Конь- верный друг казака» |
13-15 | Декоративно-прикладное искусство | 13 | Рассмотрят ремесла, материалы, из которых изготавливали изделия. Дадут описание предметам в соответствии с их признаками Выполнят творческую работу «Элементы казачьего костюма» |
Итого 15 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Верхняковской СОШ _______________Долгова Л.А
от 31.08. 2023 года №80 подпись
подпись руководителя МС 31.08.2023 года
____________Долгова Л.А. дата