СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи курса: развитие мышления,психических познавательных процессов. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»»



Светловская средняя общеобразовательная школа филиал МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

«Принято»

на заседании педагогического совета

протокол №

от « » 2023 г.

«Утверждено»

Директор___________В.Д.Ремпель

приказ №

от « » 2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Развитие интеллектуальных умений»

( общеинтеллектуальное направление)

в условиях ФГОС второго поколения

(35 часов)

5 класс







Составитель: Жукова Галина Валентиновна,

учитель математики,

высшая квалификационная категория





с. Светлое 2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей обучающихся» разработана на основе:

- Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Составитель О.М,Корчемлюк.- М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

- Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности.



Основные задачи курса:

1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2.Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;



5.Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;



6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение конкретных знаний и умений.

Формы работы:

  • консультации

  • дискуссии

  • творческие лаборатории

  • практические упражнения





Основные методы организации:

  • объяснительно-иллюстрированный;

  • проблемного изложения;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;


Индивидуальная форма обучения:

  • письменные и устные работы;


Способ реализации

Внеурочная деятельность во второй половине дня.

Форма подведения итогов реализации программы служит презентация продуктов по созданию школьной стенгазеты и электронной газеты.

Срок реализации: 1 год

Место курса в учебном плане

Данная программа представляет собой организацию внеурочной деятельности младших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группе, состоящих из учащихся 5 класса (1- год). Программа рассчитана на 35 часов в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные

базовый

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

творческой деятельности.

повышенный

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Метапредметные

Базовый

  • умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли;

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения;

  • иметь представление о методах решения творческих задач; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

повышенный

-владение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- составлять рассказы по схеме, модели, следственные связи.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

5 класс (35 ч)

Развитие логического мышления.

Что такое интеллект.

Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выполнение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры. Функциональное отношения между понятиями.

Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания. Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.

Аналогия.

Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий.

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.



































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5 КЛАСС



№ п/п

Тема

Содержание

Часы

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и

ограничение

понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.

Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Обобщение и ограничение

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение суще­ственных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение поня­тий при построении

Обобщение понятий и формулирование определений.

Практические задания, развивающие игры

1

10

Отношения

между

понятиями: ря- доположности,

Функциональные отношения между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение















понятий.

Отношения

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение

противоположности. Практические задания, развивающие игры












1
















14-15

Установление

причинно­

следственных

связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причин­но-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические

задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Классификация

Понятий

Классификация понятий. Правила классификации.

Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация

Понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

21-22

Сравнение

понятий.

Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск

закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск

закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в

различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение суще­ственных признаков

предметов

Существенные и несущественные признаки.

Практические задания, развивающие игры

1

29-30

Поиск

закономерностей

Практические задания, развивающие игры

2

31-32

Объяснение понятий в зависимости от

контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практиче­ские задания развивающие игры

2

33-34

Логические

задачи

Повторение: отношения между понятиями. Клас­сификация. Практические задания, развивающие игры

2

35

Итоговое

тестирование


1














В результате изучения курса, обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Обучающиеся научатся:

  • правилам конструирования определений, формулирования выводов;

  • правилам классификации и сравнения;

методам решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

  • способам чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правилам поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

  • способам планирования и проведения наблюдений и исследований; правилам сохранения информации, приёмам запоминания.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!