Светловская средняя общеобразовательная школа филиал МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Принято» на заседании педагогического совета протокол № от « » 2023 г. | «Утверждено» Директор___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Развитие интеллектуальных умений»
( общеинтеллектуальное направление)
в условиях ФГОС второго поколения
(35 часов)
5 класс
Составитель: Жукова Галина Валентиновна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
с. Светлое 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей обучающихся» разработана на основе:
- Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Составитель О.М,Корчемлюк.- М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий, сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения обучающимися способами деятельности.
Основные задачи курса:
1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5.Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
6.Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение конкретных знаний и умений.
Формы работы:
консультации
дискуссии
творческие лаборатории
практические упражнения
Основные методы организации:
Индивидуальная форма обучения:
Способ реализации
Внеурочная деятельность во второй половине дня.
Форма подведения итогов реализации программы служит презентация продуктов по созданию школьной стенгазеты и электронной газеты.
Срок реализации: 1 год
Место курса в учебном плане
Данная программа представляет собой организацию внеурочной деятельности младших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группе, состоящих из учащихся 5 класса (1- год). Программа рассчитана на 35 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные
базовый
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
творческой деятельности.
повышенный
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные
Базовый
умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач;
способность свободно, правильно излагать свои мысли;
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения;
иметь представление о методах решения творческих задач; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
повышенный
-владение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- составлять рассказы по схеме, модели, следственные связи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
5 класс (35 ч)
Развитие логического мышления.
Что такое интеллект.
Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выполнение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры. Функциональное отношения между понятиями.
Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания. Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.
Аналогия.
Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5 КЛАСС
№ п/п | Тема | Содержание | Часы |
1 | Человек и его интеллект | Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры | 1 |
2 | Диагностическое тестирование | 1 |
3-4 | Обобщение и ограничение понятий | Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры | 2 |
5-6 | Обобщение и ограничение | Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры | 2 |
7-8 | Выделение существенных признаков | Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры | 2 |
9 | Обобщение понятий при построении | Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры | 1 |
10 | Отношения между понятиями: ря- доположности, | Функциональные отношения между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры | 1 |
11-12 | Сравнение понятий. Установление сходства и | Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры | 2 |
13 | Сравнение понятий. Отношения | Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры | 1 |
14-15 | Установление причинно следственных связей | Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры | 2 |
16-17 | Логические задачи | Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры | 2 |
18-19 | Классификация Понятий | Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры | 2 |
20 | Классификация Понятий | Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры | 1 |
21-22 | Сравнение понятий. Аналогия | Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры | 2 |
23-25 | Поиск закономерностей | Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры | 3 |
26-27 | Поиск закономерностей | Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры | 2 |
28 | Выделение существенных признаков предметов | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры | 1 |
29-30 | Поиск закономерностей | Практические задания, развивающие игры | 2 |
31-32 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания развивающие игры | 2 |
33-34 | Логические задачи | Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры | 2 |
35 | Итоговое тестирование | | 1 |
|
В результате изучения курса, обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Обучающиеся научатся:
правилам конструирования определений, формулирования выводов;
правилам классификации и сравнения;
методам решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
способам чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правилам поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способам планирования и проведения наблюдений и исследований; правилам сохранения информации, приёмам запоминания.