СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"»









Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности»

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29

декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

УМК «Введение в финансовую грамотность» способствует формированию разумного финансового поведения учащихся начальных классов.

Предлагаемый учебно-методический комплекс (УМК), в состав которого входят учебное пособие, практикум и комплект рабочих тетрадей, ориентирован на изучение вопросов финансовой грамотности в рамках основной образовательной программы начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология».

Учебные материалы УМК по финансовой грамотности существенно отличаются от предметных УМК, которые используются в начальной школе. Они строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов. Ситуации ориентируют учащихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргументов. Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действия

Методические рекомендации для учителей состоят из 3 частей:

Модули УМК по финансовой грамотности

Содержание модуля (аспекты финансовой грамотности)

1. Зачем нужны деньги и как они появились.

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.

2. Доходы и расходы семьи.

Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы   и   расходы семьи. Заработная плата родителей.

3.Учимся копить и тратить.

Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и планы.

4. Осторожно! Финансово опасно!

Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества

5.Своё дело. Основы предпринимательства в игровой форме.

Содержание.

Комплекс мотивирующих и познавательных заданий для учащихся.

В данном разделе представлены задания, которые рекомендуется использовать, приступая к изучению определённого вопроса (темы) в целях мотивации учащихся, либо создания возможности активизации познавательной активности школьников.

Комплекс мотивирующих заданий рассчитан на учащихся начальной школы. Он состоит из пяти тематических модулей:

«Зачем нужны деньги и как они появились»,

«Доходы и расходы семьи»,

«Учимся копить и тратить»,

«Осторожно! Финансово опасно!» и «Своё дело».

В трёх первых модулях представлено по три задания, в четвёртом - четыре и в пятом - два задания. Имеющиеся в модуле задания различаются по объектам проверки, т. е. тем знаниям и умениям, которыми учащиеся должны воспользоваться для ответа на поставленные вопросы

Содержание заданий связано, в частности, с такими вопросами как -  семейный бюджет и основные принципы его составления;

б) обязательные и желательные расходы;

в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых; г) основы грамотного поведения покупателя;

д) мошенничество и основные способы защиты от него;

е)        предпринимательство        как        деятельность,        направленная   на        получение прибыли

Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического благополучия семьи, а именно:

а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности экономии, рационального отношения к тратам;

б) различий между обязательными и желательными расходами;

в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения; г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;

д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;

е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать; ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.

Помимознаний,при    выполнении    заданий    школьники     должны    проявить ряд общеучебных и первичных финансовых умений В их числе, например, умения:

а) анализировать информацию в финансовом контексте;

б) формулировать (выражать) собственное мнение и обосновывать его

К примеру, выполняя задания, следует отличать обязательные расходы от желательных; рассчитывать предстоящие расходы; анализировать финансовое поведение, отличая правильное от неправильного и др Возможность выявления наличия знаний, понимания и умений, связанных с грамотным финансовым поведением, обеспечивается заданиями, которые требуют наряду с выбором ответа (или нескольких ответов) из предложенных собственной аргументации сделанного выбора

Характер заданий позволяет использовать их на разных этапах урочной деятельности: а) в начале урока как мотивирующие задания;

б) в середине урока для отработки получаемого знания, для конкретизации объясняемого материала с помощью обращения к личному опыту младших школьников;

в) в конце урока для проверки понимания полученного знания

Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой работы учащихся Место и форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач урока. Так, например, учитывая возрастные особенности детей 1 и 2 классов и связанные с ними учебные и интеллектуальные умения, первоклассникам и второклассникам, в отличие от более старших учащихся начальной школы, целесообразно предложить обосновывать то или иное выбранное ими решение не в письменной, а в устной форме и, желательно, после обсуждения в группе При отборе заданий для учащихся определённого возраста и уровня подготовки нужно исходить из учёта их сложности Так, например, вряд ли имеет смысл предлагать первоклассникам и второклассникам задания со сложными расчётами Им можно предложить, например, задания: «Плащ и велосипед», «Старый холодильник»,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные универсальные учебные действия

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной   деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовностьследовать        в        своей        деятельности        нормам        природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия;

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в   открытом     информационном     пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



















Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности для 1 класса

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт.


Раздел 1.Что такое деньги и откуда они взялись?(10 ч)




1

Вводное занятие. Знакомство с кружком «По ступенькам финансовой грамотности».

1

5.09.


2

Что такое деньги?

1


12.09.


3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1



19.09


4

Появление первых денег – товары с высокой ликвидацией.

1

26.09.


5

Свойства драгоценных металлов

1


03.10.


6

Появление первых монет.

2


10.10.,17.10.


7

Первые монеты разных государств.

2


24.10.,31.10


8

Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»

1

07.11.



Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе.Защита от подделок(6ч.)




1

Устройство монеты.

2


14.11.,21.11.


2

Изобретение бумажных денег

2


28.11.,05.12.


3

Защита монет и бумажных денег от подделок.

2


12.12.,19.12



Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)



1

Древнерусские товарные деньги

1


26.12.


2

Клады. «Меховые деньги»

1




3

Происхождение слов «деньги», «рубль». «копейка».

2



4

Первые русские монеты

2




5

Пословицы и поговорки про деньги.

2




6

Дизайн купюры сказочной страны.

2





Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)



1

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

1




2

Современные деньги России.

1




3

Появление безналичных денег.

2




4

Банк. Функции банкоматов

1



5

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1




6

Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».

1





Итого:

33 ч








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!