Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
для 1-4 классов
на 2023/2024 учебный год
Составитель: Нечаева И.А.
учитель музыки
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хоровое пение» для 1 класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Синьковской средней общеобразовательной школы №2;
- рабочей программы воспитания обучающихся на уровне основного общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 на 2021-2026 гг., утверждённой приказом от 30.08.2021 г. №95/1;
- авторской программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Музыка 1 класс: учебник – М.: Просвещение, 2023.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения предназначена для использования в 1-4 классах. Направленность программы музыкального кружка «Хоровое пение» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года. В соответствии с годовым учебным календарем на 2023-2024 учебный год планируемое количество часов составляет 34 (1 час в неделю)
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цели и задачи учебного предмета
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи кружковой деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Формы и методы работы.
Форма занятий – групповая. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
Содержание изучаемого курса
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
1. Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
3. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
4. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Календарно-тематическое планирование 34 часа (1 ч. в неделю)
№ урока п/п | Наименование разделов и тем | Сроки изучения программы | Примечание |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с группой, ознакомление с программой, вводное занятие. | | | |
2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов | | | |
3 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. Правила охраны детского голоса. | | | |
4 | Строение голосового аппарата. Речевые игры и упражнения на дикцию. | | | |
5 | Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение 1еgаtо. | | | |
6 | Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. | | | |
7 | Вокальные упражнения. Произведениями русских композиторов- классиков. Разучивание песни. | | | |
8 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | | | |
9 | Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Игровая деятельность, театрализация. | | | |
10 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнение «Погончики», Певческое дыхание «зевок». Речевые игры и упражнения. | | | |
11 | Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. | | | |
12 | Вокальные упражнения. Произведения современных отечественных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста. | | | |
13 | Сольное пение. Произведения современных отечественных композиторов. | | | |
14 | Вокально-певческая установка. Звукообразование Пение non 1еgаtо. | | | |
15 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнение «Маленький маятник», Певческое дыхание «зевок». Речевые игры и упражнения. | | | |
16 | Певческое дыхание - «опора звука». Дикция и артикуляция. | | | |
17 | Народная песня. Речевые игры и упражнения - динамические оттенки. | | | |
18 | Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Путь к успеху. | | | |
19 | Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение стокатто. | | | |
20 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнение «Кошечка», Певческое дыхание «опора звука». | | | |
21 | Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. | | | |
22 | Вокальные упражнения. Народная песня. | | | |
23 | Произведения русских композиторов – классиков. | | | |
24 | Репетиция. Игровая деятельность, театрализация. | | | |
25 | Звукообразование. Певческое дыхание - crescendo и diminuendo с паузами. | | | |
26 | Сольное пение. Произведения современных отечественных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста. | | | |
27 | Вокально-певческая установка. Звукообразование. Пение 1еgаtо и non 1еgаtо, staccato. | | | |
28 | Сольное пение. Произведения современных отечественных композиторов. Речевые игры и упражнения - динамические оттенки. | | | |
29 | Игровая деятельность, театрализация. Разучивание движений, для создания образа песни. | | | |
30 | Репетиция. Работа на сцене с микрофоном. Путь к успеху. | | | |
31 | Звукообразование. Певческое дыхание. Речевые игры и упражнения- - динамические оттенки. | | | |
32 | Сольное пение. Произведения современных отечественных композиторов. Речевые игры и упражнения | | | |
33 | Репетиция. Разучивание движений, для создания образа песни. Путь к успеху. | | | |
34 | Отчетный концерт объединения. | | | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Список рекомендуемой литературы
Литература для педагога
1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и
новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы:
Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
2. .Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -
М., Изд-во «Глобус»-2010г.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.
5. Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М.,
Творческий центр "Сфера", 2005 г.
6. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. –
М.:Академический проект,2008.
7. Юренева-Княжинская Н.Г.. «Вокальное и психологическое здоровье певца
и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское
мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона
певческого голоса.- М:.2008г..
8. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО
«ИД «РИПОЛ классик», 2006
9. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
10.Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.:
Айрис-пресс,2007г.
11.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
Литература для детей
1. Финкельштейн Э., Музыка от А до Я, Ленинград, 1991 г.
2. Кленов А.С., Я познаю мир, Детская энциклопедия, раздел «Музыка»,
Москва, 1998г.
3. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов. композитор, 1990.
4. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
5. Разумовская O.K. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды -М.: Айрис-пресс,2007г.
6. Разумовская O.K. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.