СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Юный экскурсовод»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Юный экскурсовод»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15 Советского района Волгограда»














Рабочая программа

по внеурочной деятельности для 5 класса

«Юный экскурсовод»

на 2020 – 2021 учебный год

Учитель: Л.Г. Дедищева





















Количество часов в год – 34

Всего по программе – 34

В неделю – 1 час


Волгоград, 2020




Пояснительная записка.

«Детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В. А. Сухомлинский

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, культуру и историю своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая активная познавательная деятельность учащихся.

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный экскурсовод» для 5 класса разработана в соответствии: - с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»; - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - с особенностями образовательных потребностей и запросов учащихся данного образовательного учреждения; Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования краеведческого материала в развитии индивидуальности школьника с применением проектных, исследовательских технологий

Направленность программы – общекультурная.

Главной целью данной программы является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели программы:

  1. воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  2. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края, к природе родного края;

  3. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;





Задачи программы:

Образовательные  

1. Формирование представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь)

 2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  2. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  3. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  4. наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  5. деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  6. активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  7. прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  8. принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.



Возраст детей – 11-12 лет, 5 класс.

Программа данного кружка предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.


Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в субботу, по 40 минут.

Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 урока.

Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса.

Формы и методы работы.

1.просмотр презентаций и видеофильмов;

2.проектная и исследовательская деятельность;

3. встречи с интересными людьми;

4. посещение библиотек, музеев;

5. праздники;

6. трудовой десант (субботники)

Основное содержание курса.

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Данная программа направлена также на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление краеведческих знаний.


Оценка планируемых результатов освоения программы в сфере универсальных учебных действий.

Освоение детьми программы кружка «Юный экскурсовод» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение учащихся к истории и культуре родного края;

  • умение рассказывать много полезной информации о своей родине,

  • умение дать рекомендации сверстникам, какие достопримечательности края лучше посетить.

В сфере метапредметных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • умение применять полученные знания на практике,

  • заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении истории и культуры родного края;

  • умение ориентироваться в историческом и краеведческом материале,

  • умение собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами.

В сфере предметных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • умение работать с презентациями, проектами, умение выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий,

  • умение использовать в работе карту, наглядные пособия, выразительно читать отрывки из английских произведений, стихи.


Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся будут знать и уметь:

- об истории своей семьи, школы, Волгоградской области, города Волгограда, малой родины – посёлка Горьковский и села Песчанка Советского района города Волгограда;

- применять полученные знания на практике,

- продолжать дальнейшее изучение истории края;

- ориентироваться в историческом и краеведческом материале,

- собирать и обобщать информацию, пользоваться различным справочным материалом, ресурсами Интернет;

- работать с презентациями, проектами, выступать с результатами выполнения исследовательской деятельности;

- использовать в работе различные карты, наглядные пособия, грамотно владеть речью.






















Содержание программы кружка «Юный экскурсовод» (34 ч.)

Тема

Количество часов

Работы учащихся, практическая часть

Теория

Практика

Всего

1

Введение.


1


1


2

Я и моя семья

3

1

4

Составление родословной схемы, проекта «Моя семья»


3

История родной школы.

2

1

3

Презентация «Я - ученик, я – школьник», проект «Пишем историю нашей школы»


4

Россия – Родина моя.

2

1

3

Презентация проекта «Россия – Родина моя»


5

Наш край. Волгоградская область – маленькая часть России – моя малая родина


1

1

2

Проект «Знаменитые люди Волгоградской области»

6

Город-герой - город-солдат


11

2

13

Проект, посвященный истории города-героя

7

Чем полезны и интересны путешествия и экскурсии?

2

1

3

Возможны виртуальные экскурсии

8

Работа юного краеведа – экскурсовода


2

1

3

Организация тематической экскурсии

9

Контроль и обобщение усвоенных знаний курса.



1

1

2

Викторина для учащихся

Защита проектов по темам курса.


Итого:

25

9

34













Календарно - тематический план занятий по программе

кружка «Юный экскурсовод»

Дата

Тема занятия

Коли-чество часов

Форма проведения

план факт

1



1. Вводное занятие.

1

Беседа с учениками, презентация

2



2. Я и моя семья

4


3



Фамилия, имя, отчество человека.

Знакомство с работой разных архивов (областного, семейного, электронных, городских)

1

Презентация «История науки генеалогии, или как появились наши имена, фамилии»

4



Жизнь каждого члена семьи. Роль в семье отца, матери, дедушки, бабушки, ближайших родственников. Профессии членов семьи.

1

Творческие проекты, презентации учеников

Видеофильм «Моя семья»

5



Учимся правильно составлять свою родословную.

2

Презентация «Как правильно составить свою родословную

6



3. История родной школы.

3



7



Моя школа, мой класс. Школьные традиции и праздники.

2

групповая работа с архивом школы

8



Мой любимый школьный предмет, учитель, учебник.

1

Презентация «Я - ученик, я – школьник»

9



4. Россия – Родина моя.


3


10



Страна, в которой ты живешь, на карте мира

2

Презентация проекта «Россия – Родина моя»

11



История моей большой Родины – Русь – Россия

1

работа с картой

12



5. Наш край. Волгоградская область – маленькая часть России – моя малая родина

2


13



Мой родной город, село, улица. Страницы истории, современность.


2

Презентации детей.

14



6. Город-герой - город-солдат


13


15



Город на Волге реке (из истории Царицына – Сталинграда - Волгограда)

1

Рассказ учителя, презентация

16



Улица, проспект, площадь. История города в названиях улиц и площадей.

1

Фильм об истории города

17



Районы города Волгограда. Из истории Советского района.


1

рассказ учителя,


презентация,


виртуальная экскурсия

18



Природа в городе – художник и целитель


1

19



Библиотеки Волгограда, музеи города


1

20



Музей «Дети военного Сталинграда»


1

Проекты

21



Крупные промышленные предприятия


города Волгограда

1

Рассказ учителя, презентация

о крупных предприятиях города Волгограда

22



Музей завода « Красный Октябрь»


1

Виртуальная экскурсия

23



Спорт - дело сильных, ловких, смелых (о спортивных достижениях волгоградцев)


1

Рассказ учителя, презентация о спортсменах Волгограда

24



Известные памятники города-героя


1

Рассказ учителя, презентация

25



Памятник – скульптор – архитектор


1

рассказ учителя, исследовательская работа


виртуальная экскурсия


26



Памятник-ансамбль героям Сталин- градской битвы на Мамаевом кургане

1

27



7. Чем полезны и интересны путешествия и экскурсии?


3


28



Кто это – турист-краевед, краевед – экскурсовод? Знакомство с работой экскурсовода.


1

Презентация, беседа

29



Мы идем на экскурсию, в поход.



2

Групповая работа

30



8. Работа юного краеведа – экскурсовода


3

Чтение материалов с текстами экскурсий.

31



Краеведческие наблюдения, исследования, знакомство с методикой работы экскурсовода.

1

Групповая работа

возможны виртуальные экскурсии

32



Оформление записей наблюдений, воспоминаний, экскурсий.

Сбор краеведческого материала


2

По группам

33



9. Контроль и обобщение усвоенных знаний по темам курса.



2


34



Защита проектов учащихся по теме «Мы – экскурсоводы».


2

Проекты учащихся по темам курса

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»










Содержание занятий.   

Тема 1. Введение. (1 час).

Тема 2.. Я и моя семья (4 часа). Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. Роль в семье отца, матери, бабушки, дедушки, близких родственников.

Тема 3. История родной школы..(3 часа). История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции.

Тема 4. Россия – Родина моя (3 часа) Страна, в которой ты живешь, на карте мира. История моей большой Родины – Русь – Россия

Тема 5. Наш край. Волгоградская область – маленькая часть России – моя малая родина. (2 часа) Мой родной город, село, улица. Страницы истории, современность.

Тема 6. Город-герой - город-солдат (13 часов) Город на Волге реке (из истории Царицына – Сталинграда - Волгограда). Улица, проспект, площадь. История города в названиях улиц и площадей. Районы города Волгограда. Из истории Советского района. Природа в городе – художник и целитель. Библиотеки Волгограда, музеи города Музей «Дети военного Сталинграда


Тема 7. Чем полезны и интересны путешествия и экскурсии? (3 часа) Кто это – турист-краевед, краевед – экскурсовод? Знакомство с работой экскурсовода. Мы идем на экскурсию, в поход.

Тема 8. Работа юного краеведа – экскурсовода (5 часов) Краеведческие наблюдения, исследования. Оформление записей наблюдений, воспоминаний, экскурсий.

Сбор краеведческого материала Контроль и обобщение усвоенных знаний по темам курса.

Защита проектов учащихся по теме «Мы – экскурсоводы».

Тема 9. Контроль и обобщение усвоенных знаний по темам курса. Защита проектов учащихся по теме «Мы – экскурсоводы». (2 ч.)


Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф., 2011.

  5. Асташина, Н.И. Организация эколого- исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. В.Учитель, 2014

  6. Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.

  7. Вырщиков,  А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

  8. Горбова,  М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

  9. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, М., 2011

  10. Касимова,  Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

  11. Даринский,  А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

  12. Дедищева, Л.Г. Люблю тебя, мой край родной! Страницы истории посёлка Горьковский и села Песчанка Советского района города Волгограда 1774-2016 гг. В., Альфа, 2014

  13. Сейненский, А. Е. Родной край: история, традиции и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2009

  14. Терещенко, Н.В., Я – гражданин своего города, своей страны, 1-4 классы: комплексные программы духовно-нравственного воспитания. В.Учитель, 2015.

Список литературы для учащихся.

  1. Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита - Пресс.

  2. Памятники природы Волгоградской области. А.В. Брылёв. Волгоград. 1987г.

  3. Хрестоматия по истории родного края. И.С. Шепелева. Нижне-Волжское книжное изд. 1970г.

  4. Животный мир Волгоградской области. Б.Кубанцев. Нижне-Волжское книжное изд. 1962г.

  5. Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижнее - Волжское книжное изд. 1965г.

  6. География Волгоградской области И.Панин. Нижнее - Волжское книжное изд. 1968г.

  7. История Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. А.Скрипкин. Волгоград, 2011

  8. Ахтубинские первопроходцы. Библиографическое пособие. 2000г.

  9. Путеводитель по городу. Ленинский район. Ленинск. 2008г.

  10. Символика нашего края. Библиографическое пособие. Ленинск. 2002г.

  11. Памятники и памятные места Волгоградской области. Е. Чемякин Волгоград. 2008г.

  12. Были-небыли уездного Царицына. В.Сергеев. Волгоград. 2008г.

  13. Волгоград. Четыре века истории. В.Томарёв. Нижнее - волжское книжное изд. 1989г.

  14. Очерки истории Волгограда. М.Водолагин. М.Наука. 1969г.

  15. Петр I в Царицыне и на среднем Дону. С.Рябов. Волгоград. 1994г.

  16. Царицынские картинки: воеводы и коменданты. Г.Самойлов Волгоград. 2002г.

  17. Историко-краеведческие записки. Альманах. Волгоград.1977г.

  18. Город Ленинск. М.Поляков. Нижне-волжское книжное изд. 1981г.

  19. Поселения Волгоградской области. Л.Воробьёв Волгоград 2001г.

  20. Книга памяти Волгоградской области. Волгоград. 1994г.

  21. Солдаты Победы. Волгоград.2006г.

  22. Слава и гордость нашего края. Волгоград 2009г.

  23. Сталинградский рубеж. Москва 2000г.

  24. Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград. 2010г.

  25. Волгоградские художники. Волгоград.2007г.

  26. Актёры, роли, спектакли. А.Илюшин. Волгоград. 1996г.

  27. Живопись, графика, монументальное искусство. М. Пышта. Волгоград 2009г.

  28. Сказ о богатырях Волжских. Е.Крюков. Волгоград. 2010г.

  29. Путь добру. В.Паршин Волгоград.2005г.

  30. Поклонение. В.Паршин Волгоград.2003г.

  31. На родных просторах. Б. Лощилин. Волгоград.2006г.

  32. Земляне. Л. Кривошеенко. Волгоград.2005г.








Список литературы для учителя.


1. Сорвилова, О.В. Разработка урока с региональным компонентом «Наш край»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562646/].

2. Фадеева, С. А Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562876/].

3. Саплин, Е.В., Саплин, А.И. . Путешествие в историю. Центр гуманитарного образования. 1995

4. Рогозин, А. Путь к Ахтубе. Волгоград. Издатель. 2008г.

5. Зайцев, В. На Ахтубинских просторах Волгоград.2004г.

6. Зенкевич, Л. Вековой след истории. Ленинск 2009г.

7.Зайцев,В.Ленинск–фронту..Ленинск.2000г.
8. Отчий край. Журнал комитета по печати и информации Администрации Волгоградской обл.2002-2015гг.
9.География Волгоградской области. Нижнее - Волжское книжное изд. 1989г.

10.Лихачев,Д.С.Земляродная.М.-1983.
11.Маханева, М.Д., Князева, О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.:АРКТИ.2005.







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!