МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Юный эрудит»
Класс: 1 -г Количество часов в год – 33 часов
Учитель: Сечина Татьяна Васильевна Категория –I Стаж работы – 29
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эрудит» составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7»
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2022 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2022 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
Кружок
« Юный эрудит»
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эрудит» составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения
Цели и задачи.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1.развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3.развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5.развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6.формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7.формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностных результатов:
• Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.
• Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
• Формирование моральной самооценки.
• Развитие познавательных интересов.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Выпускник получит возможность научиться:
• Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
• Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• Донести свою позицию до других.
• Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
• Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
• Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
• Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
• Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
• воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
• определять учебную задачу;
• ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• владеть своим вниманием;
• сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
• владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
• использовать основные приемы мыслительной деятельности;
• самостоятельно мыслить и творчески работать;
• владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
проектные работы;
экскурсии;
встречи;
выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Формы контроля:
для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);
для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая комплексная контрольная работа (в конце учебного года);
для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации «Наше творчество» (в конце учебного года).
II Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Часы | Элементы содержания |
1 | Математика – это интересно. Развитие речи | 1 | Решение нестандартных задач. Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию |
2 | Развитие речи Задачи «Отличия» | 1 | Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
3 | Путешествие точки Сочиняем сказки | 1 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Сочиняем сказку. Описание характера героев Проверка работы. |
4 | Игры с кубиками. | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Конструирование предложений из слов Взаимный контроль. |
5 | Волшебная линейка Развитие речи | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки Лексическое значение слов |
6 | Игра- соревнование «Веселый счёт и грамматик» | 1 | Развитие грамматического строя речи. Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
7 | ЛЕГО – конструкторы | 1 | Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу Конструирование предложений из слов |
8 | Части слова. Математическая карусель | 1 | Лексическое значение слов Развитие грамматического строя речи. Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию. Задачи на развитие способности комбинировать Составление задач, на развитие умения группировать, классифицировать. Проверка выполненной работы. |
9 | Головоломные перемещения с палочками | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, составление схем предложений. Определение границ предложений на основе смысла и интонации Проверка выполненной работы. |
10 | Развитие речи Разгадываем, составляем ребусы. | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Решать ребусы, головоломки |
11 | Синонимы, антонимы. | 1 | Развитие речи Обучение правильному произношению слов, |
12 | Развитие речи Весёлая геометрия. | 1 | Составление и решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
13 | Развитие речи «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием, составление задач. Проверка выполненной работы. |
14 | Олимпиада | 1 | Развитие наблюдательности, умения выполнять разные задания |
15 | Развитие речи Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 10» |
16 | Игры с кубиками | 1 | Конструирование предложений из слов Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
17 | Мир занимательных задач Развитие речи | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения |
18 | Задачи-смекалки Развитие речи | 1 | Задачи в стихах. Головоломки. Логические цепочки |
19 | Работа с текстом Математическая карусель | 1 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике, русскому языку и окружающему миру Комплексная работа В-1 |
20 | Развитие речи Математические игры | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Построение «Математических пирамид», выполнять задания по разным предметам Комплексная работа В-2 |
21 | Работа с текстом Числовые головоломки | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Комплексная работа В-3 |
22 | Развитие речи Игра в магазин | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Комплексная работа В-4 Сложение и вычитание в пределах 20.Монеты |
23 | Работа с текстом Геометрическая мозаика | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Комплексная работа В-5 Составление фигур из по образцу, по собственному замыслу |
24 | Развитие речи Прятки с фигурами | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Комплексная работа В-6 |
25 | Работа с текстом Головоломки с одинаковыми цифрами | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Составление фигур Комплексная работа В-7 Проверка выполненной работы. |
26 | Развитие речи Математическое путешествие | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Путешествие по стране Геометрия Комплексная работа В-8 |
27 | Работа с текстом Игры с кубиками | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков Комплексная работа В-9 |
28 | Развитие речи Математические игры | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Комплексная работа В-10 |
29 | Работа с текстом Числовые головоломки | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Магические квадраты. Логические цепочки Комплексная работа В-11 |
30 | Развитие речи Математические игры | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Математическая игра «Счастливый случай» Комплексная работа В-12 |
31 | Секреты задач Работа с текстом | 1 | Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Решение задач разными способами. Комплексная работа В-13 |
32 | Развитие речи Мир занимательных задач | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Выполнять задания по тексту. Решение нестандартных задач. Комплексная работа В-14 |
33 | Развитие речи Математическая карусель | 1 | Работа с текстом. Развитие умения находить в тексте главную мысль. Математический КВН «И прекрасна, и сильна математики страна!» |
| Итого | 33 | |
III.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Математика – это интересно. Развитие речи | 1 | |
2 | Развитие речи Задачи «Отличия» | 1 | |
3 | Путешествие точки Сочиняем сказки | 1 | |
4 | Игры с кубиками. | 1 | |
5 | Волшебная линейка. Развитие речи | 1 | |
6 | Игра- соревнование «Веселый счёт и грамматик» | 1 | |
7 | ЛЕГО – конструкторы | 1 | |
8 | Части слова. Математическая карусель | 1 | |
9 | Головоломные перемещения с палочками | 1 | |
10 | Развитие речи. Разгадываем, составляем ребусы. | 1 | |
11 | Синонимы, антонимы. | 1 | |
12 | Развитие речи . Весёлая геометрия. | 1 | |
13 | Развитие речи «Спичечный» конструктор | 1 | |
14 | Олимпиада | 1 | |
15 | Развитие речи Математические игры | 1 | |
16 | Игры с кубиками | 1 | |
17 | Мир занимательных задач Развитие речи | 1 | |
18 | Задачи-смекалки Развитие речи | 1 | |
19 | Работа с текстом. Математическая карусель | 1 | |
20 | Развитие речи Математические игры | 1 | |
21 | Работа с текстом. Числовые головоломки | 1 | |
22 | Развитие речи Игра в магазин | 1 | |
23 | Работа с текстом. Геометрическая мозаика | 1 | |
24 | Развитие речи Прятки с фигурами | 1 | |
25 | Работа с текстом. Головоломки с одинаковыми цифрами | 1 | |
26 | Развитие речи Математическое путешествие | 1 | |
27 | Работа с текстом. Игры с кубиками | 1 | |
28 | Развитие речи Математические игры | 1 | |
29 | Работа с текстом. Числовые головоломки | 1 | |
30 | Развитие речи Математические игры | 1 | |
31 | Секреты задач. Работа с текстом | 1 | |
32 | Развитие речи Мир занимательных задач | 1 | |
33 | Развитие речи. Математическая карусель | 1 | |
| Итого | 33 | |