МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХИПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №
от 20 года
Председатель педсовета
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
Первые шаги в SCRATCH
(наименование)
1 месяц
(срок реализации программы)
11-12 лет
(возраст обучающихся)
Торохтунова Екатерина Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
с.Архиповка, 2022 год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Сфера человеческой деятельности в технологическом плане в настоящее время очень быстро меняется, на смену существующим технологиям достаточно быстро приходят новые, которые специалисту вновь приходится осваивать. Задача современной школы – обеспечить вхождение обучающихся в информационное общество, научить каждого пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. При этом необходимо создать комфортную учебно-воспитательную среду, в которой возможна наиболее полная самореализация ребёнка.
Среда имеет дружественный пользовательский интерфейс. В ней обучающиеся в полной мере могут раскрыть свои творческие таланты, так как в Scratch можно легко создавать мультфильмы, игры, анимированные открытки, презентации, обучающие программы, тренажеры, интерактивные тесты: придумывать и реализовывать различные объекты, определять, как они выглядят в разных условиях, перемещать по экрану, устанавливать способы взаимодействия между объектами; сочинять истории, рисовать и оживлять на экране своих придуманных персонажей, осваивая при этом технологии обработки графической и звуковой информации, анимационные технологии, мультимедийные технологии. Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Актуальность данной программы внеурочной деятельности продиктована развитием современного информационного общества, широким внедрением информационных технологий в образовательные процессы и обычную жизнь каждого человека, а также обусловлена тем, что способствует развитию мотивации к получению новых знаний, возникновению интереса к программированию как к инструменту самовыражения в творчестве, помогает в повышении самооценки, в самоопределении и выявлении профессиональной направленности личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в программировании, в проектной деятельности и выбрать для себя оптимальное продвижение в изучении материала по своим способностям.
Новизна заключается в комбинировании исследовательской деятельности с изучением основ программирования и создания проекта в программной среде Scratch. Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она учитывает интересы и склонности детей. Обучающиеся приобщаются к исследовательской, проектной и творческой работе. На занятиях дети осваивают не только основы программирования, но и погружаются в информационную среду творчества и познавательной деятельности.
Возрастные особенности для детей 11-12 летнего возраста, наполняемость группы 10 человек.
Цель - обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.
Задачи
Обучающие:
Научить работать с программой Scratch.
Развивающие:
Развить способности детей к алгоритмическому мышлению, исследовательской и проектной деятельности
Воспитательные:
Воспитать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Сроки реализации программы и режим занятий
Объем программы
Уровень реализации программы
Учебно-тематический план
№п\п | Тема урока | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Что такое Scratch? | 0,5 | 0,5 |
2 | Алгоритмы в стиле Scratch. | 0,5 | 0,5 |
3-4 | Первая программа на Scratch | 1 | 1 |
5-6 | Экспериментируем с внешностью. | 0,5 | 1 |
7-8 | Создание Scratch-проекта | 0,5 | 2 |
| Итого | 3 | 5 |
Содержание программы
Тема урока №1. Что такое Scratch?
Теория (0,5 часа): Откройте для себя Scratch. История создания Scratch. Возможности программы. Интерфейс программы.
Практика (0,5часа): Где живут спрайты? Объекты, спрайт, сцена. Фон, пиксел, костюм. Поведение объектов.
Тема урока №2. Алгоритмы в стиле Scratch.
Теория (0,5 часа): Алгоритм, шаг алгоритма, исполнитель алгоритма. СКИ исполнителя.
Практика (0,5часа): Программный способ записи алгоритма.
Тема урока №3-4. Первая программа на Scratch
Теория (1 час): Язык команд Scratch. Блоки команд. Алгоритм создания скриптов Совместимость команд.
Практика (1 час): Собираем скрипт.
Тема урока №5-6. Экспериментируем с внешностью.
Теория (0,5 часа): Как изменить внешность объектов? Смена образа сцены. Смена образа спрайта. Практика (1 час): Применение графических эффектов.
Тема урока №7-8. Создание Scratch-проекта.
Теория (0,5 часа): Создание мультимедийной scratch-истории (сказки). Генерация идей.
Практика (2 часа): Написание скриптов взаимодействия объектов. Озвучивание квеста. Компиляция проекта в исполнимый файл.
Предполагаемые результаты реализации программы
Предметные
Умение использовать термины «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы); умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач.
Личностные
Формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, принятия решений; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие далее ИКТ-компетенции.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает учитель информатики МКОУ Архиповская СОШ, которая имеет высшее педагогические образование, IКК и 17 летний стаж.
Методические рекомендации
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
- по способу организации познавательной деятельности:
развивающее обучение (проблемный, проектный, творческий, частично-поисковый, исследовательский, программированный);
дифференцированное обучение (уровневые, индивидуальные задания).
игровые методы (конкурсы, игры-конструкторы, турниры с использованием мультимедиа, дидактические).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование: учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, методической литературы. Ноутбуки, компьютеры.
Формы и виды контроля
Устный опрос, индивидуальный опрос, педагогическое наблюдение, творческая работа, фронтальный опрос, демонстрация готовых работ.
Список литературы
http://scratch.mit.edu- официальный сайт проекта Scratch
Патаракин Е.П. Учимся готовить в среде Скретч- Версия 2.0
Белова Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги. – М.: Солон, 2007
Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2007