СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" для обучающихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1, 2 классов, рассчитана на 34 часа. Цель программы - формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" для обучающихся начальной школы.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа



Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

для обучающихся 1, 2 классов

на 2022–2023 учебный год








Составитель: Шарова Марина Викторовна,

учитель начальных классов



с. Заозерье 2022


Пояснительная записка

Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование его времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

Программа внеурочной деятельности для 1, 2 классов «Умелые ручки» будет способствовать:

– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;

– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;

– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.

Также важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Задачи:

-знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

- приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

- овладение основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).

- развитие внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

- создание оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности с учебными предметами

В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.

Таблица № 1

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Умелые ручки»

Литературное чтение

Устное народное творчество

Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок

Окружающий мир

Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе

Гармония природы и деятельности человека


Технология

От замысла к результату. Технологические операции

Изготовление поделок

Изобразительное искусство

Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета

Оформление изделий

Музыка

Выразительность музыки

Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане



Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки».

Организация внеурочной деятельности предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 1–2 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.

В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).









Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

1. Личностные универсальные учебные действия:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

2. Метапредметные результаты:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:

способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры.

2.2. Познавательные универсальные учебные действия:

формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

3. Предметные результаты:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.







Содержание программы внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

Раздел 1. Работа с природным материалом ( 8 ч.)

Тема 1.1. Флористика

Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.

Практическая работа: изготовление панно «Кораблик»; изготовление панно «Осенний лес».

Тема 1.2. Из семян растений, крупы

Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.

Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.

Раздел 2. Работа с бумагой (7 ч.)

Тема 2.1. Плетение из газет

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газетных трубочек. Подготовка материала для плетения.

Практическая работа: освоение техники плетения из газетных трубочек. Плетение корзинки. Изготовление основания изделия. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала (11 ч)

Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок.

Практическая работа: изготовление ваз из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Тема 3.2. Изделия из коробок

Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.

Практическая работа: изготовление мебели из коробок.

Тема 3.3. Декор с использованием компьютерных дисков

Понятие «декор». Декорирование предметов. Технология выполнения декора дисками.

Практическая работа: поделки из дисков.



Раздел 4. Работа с текстильными материалами (8 ч.)

Тема 4.1. Работа с тканью

Понятие о тканях и швах. Шов «Вперед иголку». История создания игрушек из ткани. Изготовление тканевой игрушки. Технология обработки игрушки

Практическая работа: изготовление куклы.

Тема 4.2. Игрушки из носков, варежек.

Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Технология изготовления кукол, зверей.

Практическая работа: изготовление кукол, зверей.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

Раздел 1. Работа с природным материалом (8 ч.)

план

факт

1

Понятие «флористика». Икебана. Правила построения цветочной композиции. ИТБ при работе с инструментами.

Использование природного материала. Создание схемы панно. Подбор материала – листьев по цветовой гамме и размерам. Изготовление панно.



2

Правила сбора, подготовки и хранения материала. ИТБ при работе с ножницами.



3

Правила, техника работы с соломкой. Изготовление панно «Кораблик». ИТБ при работе с синтетическим клеем.



4

Работа с соломкой. Изготовление панно «Кораблик». ИТБ



5

Правила, техника работы с сухими листьями. Панно «Осенний лес». ИТБ



6

Изготовление панно «Осенний лес». ИТБ



7

Знакомство с семенами растений и видами круп, техника работы с ними. Изготовление картин из семян и круп. ИТБ



8

Изготовление картин из семян и круп. ИТБ



Раздел 2. Работа с бумагой (7 ч.)




9

История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. ИТБ при работе со спицами, с синтетическим клеем.

Создание схемы изделия. Изготовление трубочек из газет. Подбор объекта для плетения. Поэтапное изготовление изделия.



10

Техника плетения из газет. Подготовка материала для плетения. ИТБ



11

Изготовление основания изделия. ИТБ



12

Плетение корзинки. ИТБ



13

Плетение корзинки. Закрепление края изделия. ИТБ



14

Изготовление ручки. Покраска изделия. ИТБ



15

Оформление корзинки. ИТБ



Раздел 3. Работа с бросовым материалом (11 ч.)



16

Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий из пластиковых бутылок. ИТБ

Использование бросового материала. Подбор материала в цветовой гамме. Выбор изделия для изготовления.



17

Изготовление ваз из пластиковых бутылок. ИТБ



18

Изготовление ваз из пластиковых бутылок. ИТБ



19

Изготовление цветов из пластиковых бутылок. ИТБ



20

Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. ИТБ

Подготовка материала. Создание схемы будущего изделия. Изготовление детских игрушек из коробок.

Подбор материалов из бросового материала. Изготовление поделок.



21

Презентация идей изделий из коробок. Изготовление мебели из коробок. ИТБ



22

Изготовление мебели из коробок. ИТБ



23

Понятие «декор». Декорирование предметов. ИТБ



24

Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок. ИТБ



25

Технология выполнения декора дисками. Поделка из дисков. ИТБ



26

Изготовление поделки из дисков. ИТБ



Раздел 4. Работа с текстильными материалами

(8 ч.)

Пошив и оформление игрушек, кукол, выполнение эскиза игрушки с использованием зарисовок, раскрой ткани, пошив и оформление игрушки, просмотр и оценка работы; самостоятельное выполнение куклы, последовательность выполнения работы, зарисовка модели, подбор ткани, раскрой и сметывание деталей, изготовление кукол.



27

Понятие о тканях и швах. Шов «Вперед иголку». ИТБ при работе с ножницами, иглой.



28

История создания игрушек из ткани. Разнообразие игрушек. Подбор

ткани для изготовления куклы. ИТБ



29

Выкраивание деталей и их сшивание. ИТБ



30

Изготовление куклы. Набивка игрушки. ИТБ



31

Изготовление куклы. Оформление работы. ИТБ



32

Игрушки из носков, варежек. Трикотажное полотно. Особенности, свойства трикотажа. Шов «через край». ИТБ



33

Технология изготовления кукол, зверей. ИТБ




34

Изготовление игрушек из носков, варежек. Оформление изделий. ИТБ





Список использованных источников


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.

  3. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.

  4. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.

  5. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.

  6. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.

  7. Кокорева И.А. Живописный войлок. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс книга, 2011.

  8. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  9. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  10. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.

  11. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.

  12. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  13. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.

  14. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.

  15. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  16. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

  17. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.

  18. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  19. Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.

  20. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com

  21. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru

  22. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!