СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Развитие математических способностей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Развитие математических способностей"»

Буканская средняя общеобразовательная школа филиал

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края



«РАССМОТРЕНО»

педагогическим советом

Протокол № _____

от «__»________20____г.

«Согласовано»

организатор по УР



Е.Г. Вахрушева

«__­» ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Малобутырская СОШ»

___________ С.П. Вагина

Приказ № ______ от

«___» ________ 20____г.




Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Развитие математических способностей»

(35 ч.)

3 класс





Составитель:

Горбатых Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов















с. Буканское, 2021 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Развитие математических способностей» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы Ю. И. Глаголевой «Развитие математических способностей» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.

1.1. Общая характеристика курса

Рабочая программа адресована обучающимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- предметных (образовательная область «Математика и информатика»);

- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- личностных.

Курс является важной составляющей работы как с детьми. Проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний и умений.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Программа ориентирована на выполнение требований к организации и содержанию внеурочной деятельности школьников ее реализация дает возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

1.2 Цели и задачи программы

Цель:

-Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младших школьников на основе развития его индивидуальности;

-Построение фундамента для его математического развития;

Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

- Пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики;

-Расширение и углубление знаний по предмету;

- Формирование приемов умственной деятельности таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

- Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

- Обучение математическому моделированию, как методу решения практических задач;

- Раскрытие творческих способностей обучающихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность.

- Воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремленность при решении нестандартных задач;

- организация работы с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

1.3.Место курса в учебном плане

Программа предусматривает два варианта проведения занятий. Вариант 1 (два года обучения) в 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа. Вариант 2 (один год обучения) во 2 классе – 34 часа. Вариант 1 (два года обучения) в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа. Вариант 2 (один год обучения) 4 класс – 34 часа.

    1. Корректировка

Количество часов по учебному плану и календарному графику Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ», утвержденному на 2021-2022 учебный год 35 недель, в связи с этим добавлено количество часов. Всего 35 часов за счет резерва.


  1. Планируемые результаты освоения программы курса

Личностные:

– учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

– внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата.

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные:

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Предметные:

– иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

– устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

– группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.);

– находить разные способы решения задачи;

– распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;

– вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;

– структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.




3. Содержание программы

Содержание программы соответствует основным темам ПООП НОО по математике. Система заданий, предложенная в пособии, позволяет создать условия для формирования у младших обучающихся знания и умения на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у обучающихся логических умений, развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приемам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приемам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников.

Основное содержание программы представлено разделами: «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины».

Формы занятий

Методологическая основа реализации программы – системно-деятельностный подход, который предполагает следующую технологию проектирования и проведения учебного занятия: будучи формой учебной деятельности, занятие должно отражать ее основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата.

Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа, практикум интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, технологии КСО, занятие-мастерская, исследовательская деятельность, конструирование изготовление учебных моделей.

Продуктивности проведения занятия внеурочной деятельности способствует осуществление целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы, обучающихся на учебном занятии – индивидуальной или групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии.

Оценка достижения планируемых результатов

Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности отличается от системы оценивания на уроках отсутствием пятибалльной отметки. Оценка знаний и умений обучающихся является качественной (возможно, рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе защиты способов решения задач обучающимися, представления результатов исследовательской деятельности и учебного сотрудничества при решении учебно-познавательных и практических задач.

Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех обучающихся.

Основным критерием при оценке достижений обучающихся является не факт решения задачи, а процесс решения данной задачи. Не все действия при решении нестандартной задачи обучающийся способен выполнить самостоятельно, поэтому задачей учителя является поддержание интереса к решению задачи, сопровождения процесса решения задачи (использование рисунков, схем, памяток, алгоритмов), сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При формировании рабочих групп важно, чтобы с одной стороны, обучающиеся могли оказывать друг другу поддержку, помощь в решении задачи, но с другой стороны, избегать ситуации, когда математически одаренный ребенок берет решение задачи на себя, исключая познавательную активность других обучающихся.

Для оценки процесса решения нестандартной задачи или деятельности обучающегося на занятии внеурочной деятельности могут быть использованы карточки самооценки и взаимооценки.





Пример карточки самооценки для 3-4 класса

Задание

Критерии оценивания

Способ решения

- нашел один способ решения – 1 балл;

- решил несколькими способами – 2 балла;

- выбрал и обосновал оптимальный способ решения – дополнительно 1 балл.

Правильность решения

- допустил ошибки в процессе решения – 1 балл;

- решил без ошибок – 2 балла;

- исправил ошибки самостоятельно – дополнительно 1 балл.


Решение задачи

- решил задачу частично или с помощью учителя – 1 балл;

- решил задачу полностью – 2 балла.

1.




2.




3.






В процессе оценивания результативности занятий могут учитываться результаты участия и побед младших обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных. Однако данный показатель не может выступать как приоритетный.

3.1. Учебный план «Развитие математических способностей» (35 ч.)

п/ п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

8

2.

Арифметические действия и задачи

17

3.

Работа с информацией

3

4.

Геометрические фигуры и величины

6

5.

Резерв. Повторение материала за курс 3 класса

1



4. Тематическое планирование «Развитие математических способностей»

3 класс (35 ч.)

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

план

факт


Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества

8



1.

Магический квадрат.

1

02.09


2.

Комбинаторные задачи.

1

09.09


3.

Комбинаторные задачи.

1

16.09


4.

Логические задачи.

1

23.09


5.

Логические задачи.

1

30.09


6.

Задачи на множества.

1

07.10


7.

Задачи на множества.

1

14.10


8.

Задачи на множества.

1

21.10



Арифметические действия и задачи

17



9.

Числа от 1 до 100.

1

28.10


10.

Задачи на части.

1

11.11


11.

Четные/ нечетные числа.

1

18.11


12.

Четные/ нечетные числа.

1

25.11


13.

Четные/ нечетные числа.

1

02.12


14.

Числовые выражения. Порядок действий.

1

09.12


15.

Задачи на части.

1

16.12


16.

Задачи на части.

1

23.12


17.

Числовые выражения.

1

13.01


18.

Решение задач с пропорциональными величинами.

1

20.01


19.

Решение задач с пропорциональными величинами.

1

27.01


20.

Решение задач с пропорциональными величинами.

1

03.02


21.

Числа от 1 до 1000.

1

10.02


22.

Рациональные вычисления.

1

17.02


23.

Рациональные вычисления.

1

24.02


24.

Решение задач.

1

03.03


25.

Решение задач.

1

10.03



Работа с информацией

3



26.

Таблицы.

1

17.03


27.

Задачи-расчеты.

1

24.03


28.

Задачи-расчеты.

1

07.04



Геометрические фигуры и величины

6



29.

Треугольник.

1

14.04


30.

Периметр многоугольника.

1

21.04


31.

Площадь прямоугольника.

1

28.04


32.

Площадь прямоугольника.

1

05.05


33.

Площадь прямоугольника.

1

12.05


34.

Зеркальное отражение фигур.

1

19.05


35.

Резерв. Повторение материала за курс 3 класса. Итоговое занятие «Математический калейдоскоп».

1

26.05








5. Учебно-методическое обеспечение программы.

Нормативные документы

Рабочая программа специального курса «Развитие математических способностей» составлена на основе

1. Авторской программы начального общего образования по внеурочной деятельности для образовательных учреждений автор: Ю. И. Глаголева «Развитие математических способностей» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.

2. Положения о рабочей программе учебных предметов(курсов) дисциплин (модулей) МКОУ «Малобутырская СОШ» от 28.08.2017г.;

3. Учебного плана на 2021-2022 у.год.;

4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего полного образования».


Гороховская Г.Г. «Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников» // Начальная школа. - 2009. - № 7.

Гурин Ю.В., Жакова О.В. «Большая книга игр и развлечений». - СПб. : Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

Зубков Л.Б. «Игры с числами и словами». - СПб.: Кристалл, 2001.

Лавлинскова Е.Ю. «Методика работы с задачами повышенной трудности». - М., 2006.

Волкова, С.И. Математика. устные упражнения. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2019. – 79 с.

Моро, М.И. Для тех, кто любит математику. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.:Просвещение,2021. – 64 с.

Волкова, С.И. Математика и конструирование. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2021. – 96 с.


  1. Оснащение образовательного процесса

Материальное обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика

и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика»

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

Технические средства обучения

Компьютер с программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Интернет-ресурсы:

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

http://konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

http://www.develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.

http://puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.



  1. Лист фиксирования изменений

и дополнений в Рабочей программе

внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» 3 кл.

Дата внесения изменений

Содержание изменений, причина

Подпись лица, внесшего запись

по плану


по факту





по плану


по факту




по плану


по факту






по плану


по факту






по плану


по факту








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей