СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Экономика: первые шаги"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Экономика: первые шаги"»

Буканская средняя общеобразовательная школа филиал

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края



«РАССМОТРЕНО»

педагогическим советом

Протокол № _____

от «__»________20____г.

«Согласовано»

организатор по УР



Е.Г. Вахрушева

«__­» ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Малобутырская СОШ»

___________ С.П. Вагина

Приказ № ______ от

«___» ________ 20____г.




Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

(35 ч.)

3 класс



Составитель:

Горбатых Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов









с. Буканское, 2021 г.






  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для 3 класса составлена на основе требований Федерального госудаственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы О.С. Корнеевой «Экономка: первые шаги» / Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой для 1-4 классов.


    1. Общая характеристика курса


Начальное экономическое образование является одним из факторов,оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего временитребует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности иограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначениеденег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильнопреподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономическогокомпонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам.


1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возрастаи его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим однойиз важных задач программы является развитие ценностных ориентацийв экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого дляориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

    1. Цели и задачи изучения курса

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условияхжизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается факультативныйкурс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.


Логика программыфакультативного курса представляет собой систему содержательныхлиний. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность решать следующие задачи:

— формировать у учащихся представление об экономике как сфередеятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

— обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязитруда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

— развивать основы потребительской культуры;

— расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

— способствовать освоению на информационном и эмпирическомуровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций их характеризующих;

— формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

— показать необходимость человеческих знаний и образования дляформирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.


    1. Место факультатива в учебном плане

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе со второго полугодия, 1 ч в неделю, всего 15 ч. Во 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 30 ч. Используются как групповая, таки индивидуальная формы организации обучения.


    1. Корректировка

Количество учебных недель по учебному плану и календарному графику Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ», утверждённому на 2021-2022 учебный год 35 недель, в связи с этим добавлено количество часов. Всего 35 ч. за счет резерва.

Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практическойдеятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательнымизаданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. В процессе экономического образования учащиеся получают представления обогатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатахтруда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения егопотребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива.


При изучении факультативаобучающиеся получают знания о семье как экономической единице общества,о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собойтакие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, таккак они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом,актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают,как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).


Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.







  1. Содержание программы

Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла – умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная . Купюры – бумажные деньги. Рубли и копейки – деньги России. Валют – иностранные деньги. Доллар – валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Универсальные учебные действия:

–раскрывать причины возникновения денег;

– различать российские и иностранные деньги.

Практическая и игровая деятельность:

– рисование страны Натурального хозяйства;

– рисование денег страны Экономики;

– игра «Путешествие в страну Обмению»;

– рассматривание коллекций разных монет.

У всякого товара есть цена

Деньги – средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача – это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия:

– объяснять, как оплачивают товары и услуги;

– определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Практическая и игровая деятельность:

– экскурсия в магазин;

– игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависи-

мости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

– устанавливать зависимость между ценой и определяющими её фак-

торами;

– выделять существенные характеристики товара.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

– игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

– тема проекта «Реклама продукта»;

– исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вы-

мысел»;

– изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит – это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Универсальные учебные действия:

– производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

– осуществлять простейшие экономические расчёты;

– планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

экскурсия в банк;

игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

рисование банковской карты.

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить – значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия:

– планировать результаты экономии и бережливости;

– взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.

К концу обучения в 3 классе ученик узнает:

– о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

– о доходах и расходах в семье;

– о формировании бюджета семьи.

К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:

– составлять свой бюджет;

– отличать российские деньги от иностранных;

– рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

3 класс (30 ч)

Тема 1. Жила-была денежка (8 ч.)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла – умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная. Купюры – бумажные деньги. Рубли и копейки – деньги России. Валюта – иностранные деньги. Доллар – валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.







Тема 2. У всякого товара цена есть (4 ч.)

Деньги – средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача – это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Тема 3. Что нужно знать, чтобы товары покупать? (7 ч.)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Тема 4. Доход не бывает без хлопот (6 ч.)

Доходы семьи – деньги , которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит – это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Тема 5. «Дом невелик, да лежать не велит» (5 ч.)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить – значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Резерв (5 ч.) Итоговое занятие: «Экономический калейдоскоп», обобщение материла по теме: «Жила-была денежка», обобщение материала по теме: «У всякого товара есть цена», обобщение материала по теме: «Что нужно знать, чтобы товар покупать?», обобщение материала по теме: «Доход не бывает без хлопот».

3.1. Учебный план «Экономика: первые шаги» (35 ч.)


п/ п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Жила-была денежка

8

2.

У всякого товара есть цена

4

3.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

7

4.

Доход не бывает без хлопот

6

5.

«Дом велик, да лежать не велит»

5

6.

Резерв. Повторение материала за курс 3 класса

5






  1. Тематическое планирование «Экономика: первые шаги» 3 класс

( 35 ч.)


Тема занятия

Кол- во часов

Дата

план

факт

Жила-была денежка

8



1.

Если бы люди всё делали сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

1

07.09


2.

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

1

14.09


3.

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

1

21.09


4.

Как появились деньги.


1

28.09


5.

Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная. Рассматривание коллекций разных монет.

1

05.10


6.

Купюры – бумажные деньги.

1

12.10


7.

Рубли и копейки – деньги России.

1

19.10


8.

Валюта – иностранные деньги. Доллар – валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

1

26.10


У всякого товара есть цена

4



9.

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести.

1

09.11


10.

Сдача – это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

1

16.11


11.

Экскурсия в магазин.

1

23.11


12.

Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

1

30.11


Что нужно знать, чтобы товары покупать?

7



13.

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

1

07.12


14.

Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом.

1

14.12


15.

Чек, как документ подтверждающий покупку. Сочинение-исследование на тему: «От чего зависит цена молока?»

1

21.12


16.

Реклама, как источник информации о различных товарах и услугах.

1

28.12


17.

Нужны ли на самом деле те товары, которые рекламируются? Разработка проекта: «Реклама продукта», «О чем нам говорит реклама: правда или вымысел».

1

11.01


18.

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или ее членов.

1

18.01


19.

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи и ее членов.

1

25.01


Доход не бывает без хлопот

6



20.

Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, стипендия, пособие.

1

01.02


21.

Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов.

1

08.02


22.

Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов расходов.

1

15.02


23.

Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов сбережений. Учет доходов и расходов.

1

22.02


24.

Банк, как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Экскурсия в местное отделение сбербанка.

1

01.03


25.

Кредит – это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определенный период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

1

15.03


«Дом не велик, да лежать не велит»

5



26.

Семейное хозяйство. Собственность личная, семейная. Потребности семьи.

1

22.03


27.

Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

1

05.04


28.

Экономия и бережливость. Экономить – значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства.

1

12.04


29.

Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

1

19.04


30.

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить.

1

26.04


Повторение

5



31.

Резерв. Повторение материала по теме: «Жила-была денежка».

1

10.05


32.

Резерв. Повторение материала по теме: «У всякого товара есть цена».

1

17.05


33.

Резерв. Повторение материала по теме: «Что нужно знать, чтобы товар покупать?».

1

24.05


34.

Резерв. Повторение материала за курс 3 класса. Итоговое занятие: «Экономический калейдоскоп».

1

31.05


35.

Резерв. Повторение материала по теме: «Доход не бывает без хлопот».

1





5. Учебно-методическое обеспечение программы.

Нормативные документы

Рабочая программа специального курса «Экономика: первые шаги» составлена на основе

1.Авторской программы начального общего образования по внеурочной деятельности для образовательных учреждений автор: О.С. Корнеева «Экономика: первые шаги» / Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Н.Ф. Виноградова.

2. Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) дисциплин (модулей) МКОУ «Малобутырская СОШ» от 28.08.2017г.;

3. Учебного плана на 2021-2022 у.год.;

4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего полного образования».


1. Даль В.И. Старик - годовик. - М.: Детская литература, 1985.

2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. - Новосибирск: Изд-во НГУ 1997.

3. Журавлев Г.Т., Захарова А.В. Экономика в играх и задачах. - М.: Экспресс, 1996.

4. Засканов В.Г, Османкин Н.Н. Экономика. - Самара: Издательский дом Федотов, 1994.

5. Кларина Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии. - М.: Вита - Пресс, 1997,

6. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. — М.: Вита - Пресс, 1997.

7. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.

8. Лебедева В.Н., Корлюгова Ю.Н. Экономика в играх и задачах. - М.: Экспресс, 1999.

9. Легкий хлеб: Сборник русских народных сказок /Перевод Е. Благининой. - М.: Детская литература, 1978.

10. Моисеева Н.Ф. Сказки как средство экономического воспитания. - Абакан: Изд. Хакасского гос. ун-та, 1999.

11. Наши семьи: Методическое пособие для учителей и консультантов. - М., 1999.

12. Пословицы, поговорки, загадки / Под ред. А.Н. Мартыновой - М.: Современник, 1986.

13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Экономическая азбука для детей. - М.: Инфа - М, 1998.

14. Симоненко В.Д. Семейная экономика. — М.: Вита - Пресс, 2000.

15. Сказки народов мира / Под ред. В.П. Аникина - М.: Детская литература, 1987.

16. Смирнова Т., Преснякова Т. Путешествие в компании Белки и ее друзей. - Самара, 1998.

17. Сутеев В. Сказки и картинки. - М.: Детская литература, 1991.


6. Оснащение образовательного процесса

Материальное обеспечение

печатные пособия

1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

2. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и ме­тодических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой.

игры и игрушки

1.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, ферма, транспорт, магазин и др.).

2.Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Мультимедийный проектор

3.Компьютер.

4. Аудиозаписи в соответствии с программой обу­чения.



  1. Лист фиксирования изменений

и дополнений в Рабочей программе

внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» 3 кл.

Дата внесения изменений

Содержание изменений, причина

Подпись лица, внесшего запись

по плану


по факту





по плану


по факту






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!