СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Что мы знаем про то, что нас окружает"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Что мы знаем про то, что нас окружает"»

Буканская средняя общеобразовательная школа филиал

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО»

педагогическим советом

Протокол № _____

от «__»________20____г.

«Согласовано»

организатор по УР


Е.Г. Вахрушева

«__­» ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Малобутырская СОШ»

___________ С.П. Вагина

Приказ № ______ от

«___» ________ 20____г.











Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает?»

(35 ч.)

3 класс









Составитель:

Горбатых Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов










с. Буканское, 2021 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Что мы знаем про, что нас окружает?» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы О.И. Лагутенко, И.Ю. Алексашина «Что мы знаем про то, что нас окружает?» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.


    1. Общая характеристика курса

Внеурочная программа организуется по направлению развития личности: общекультурное. Основана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в начальной школе.

    1. Цели и задачи программы

Цель: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Задачи:

  • сформировать ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов;

  • сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия в отношении природы, осознанного выбора решения экологической проблемы, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • выработка у учащихся систему знаний-убеждений, дающую чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;

воспитать активную жизненную позицию у учащихся, способных стать инициативными защитниками окружающей среды.

    1. Место курса в учебном плане

Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

    1. Корректировка

Количество часов по учебному плану и календарному графику Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ», утвержденному на 2021-2022 учебный год 35 недель, в связи с этим добавлено количество часов. Всего 35 часов за счет резерва.



  1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
    «Что мы знаем про то, что нас окружает»

Обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст им ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-­следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио— и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо— и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Выпускник научится:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, в быту и природной среде;

  • узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по

естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото— и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»

Содержание программы учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — основная образовательная программа), представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Она представлена в формате тетради-практикума. Организация самостоятельной деятельности обучающихся достигается разнообразием форм, методов и приёмов. Содержание тетради-практикума объединено общей темой: «Родная природа в разные времена года», что обусловливает её структуру, которая предполагает пять модулей: мой мир, осень, зима, весна, лето. Школьники знакомятся с сезонными изменениями в природе, с астрономическим и фенологическим календарями, с народными приметами и прогнозами. С помощью тетради-практикума они могут проводить наблюдения и исследования, выполнять практические работы, развивающие универсальные учебные действия.

Раздел 1. Мой мир Природа – наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы.

Раздел 2. Осень Времена года. Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью. Осень в зоопарке. Деятельность человека осенью. Охрана природы.

Раздел 3. Зима

Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лёд. Исследование образования льда и его свойств. Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой. Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.

Часть 2.

Раздел 1. Провожаем зиму

Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма. Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой.

Раздел 2. Весна

Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения.

Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства. Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилёт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны. Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.

Раздел 3. Лето

Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы.

Практикумы:

  • Рисование соками овощей и фруктов;

  • Условия прорастания луковиц лука;

  • Скорость прорастания луковиц лука;

  • Получение отпечатков коры деревьев;

  • Получение отпечатков листьев;

  • Игра «Береги природу»;

  • Как правильно засушить растения;

  • Наблюдение за жизнью муравейника;

  • Новогодние украшения из тростника;

  • Почему почва не промерзает под снегом;

  • Изготовление новогодних украшений (снежинки);

  • Исследование образования льда и его свойств;

  • Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.; Фенологические наблюдения;

  • Рисование соками растений;

  • Наблюдение за прорастанием семян фасоли;

  • Наблюдение за появлением корней черенков традесканции;

  • Наблюдение за прилётом и пением птиц;

  • Наблюдение за развитием головастиков;

  • Наблюдение за развитием личинки комара;

  • Определение возраста у двустворчатого моллюска;

  • Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы;

  • Наблюдение за цветением растений летом;

  • Определение возраста сосны;

  • Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием соцветия);

  • Исследование состава газонной растительности;

  • Наблюдение за строительством паутины и питанием паука.

Экскурсии:

  • Природа вокруг меня;

  • Осень в зоопарке;

  • Зимний парк;

  • Зима в зоопарке;

  • Природное сообщество.





3.1. Учебно-тематический план «Что мы знаем про то, что нас окружает?» 3 кл.

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Мой мир

5

2.

Осень

7

3.

Зима

5

4.

Провожаем зиму

3

5.

Весна

8

6.

Лето

7

7.

Итого

35



  1. Календарно- тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

Мой мир – 5 ч.


1.


Природа – наш дом. Природа в моей жизни.

1

03.09


2.

Моя роль в жизни природы. Что помогает мне познавать природу.

1

10.09


3.

Как изучают природу. Какое оборудование помогает проводить мне наблюдение и опыт.

1

17.09


4.

Экскурсия: «Природа вокруг меня».

1

24.09


5.

Природа в творчестве. Играем и повторяем.

1

01.10


Осень – 7 ч.

6.

Времена года. Осень пришла.

1

08.10


7.

Растения осенью. Осенние листья.

1

15.10


8.

Деревья осенью. Грибы.

1

22.10


9.

Животные готовятся к зиме. Насекомые осенью.

1

29.10


10.

Птицы осенью. Звери осенью.

1

12.11


11.

Экскурсия: «Осень в зоопарке».

1

19.11


12.

Осень в моей жизни. Играем и повторяем.

1

26.11


Зима – 5 ч.


13.

Зима настала. Снежинки.

1

03.12


14.

Снег и лед. Растения зимой.

1

10.12


15.

Экскурсия: «Зимний парк».

1

17.12


16.

Животный мир зимой. Я готовлюсь к Новому году.

1

24.12


17.

Животный мир зимой.

1

14.01


Провожаем зиму – 3 ч.



18.

Птицы зимой. Звери зимой.

1

21.01


19.

Зима в зоопарке.

1

28.01


20.

Зима в моей жизни. Играем и повторяем.

1

04.02


Весна – 8 ч.


21.

Весна идет. Растения весной.

1

11.02


22.

Деревья весной. Первоцветы.

1

18.02


23.

Как из семян вырастить растение. Уход за растениями.

1

25.02


24.

Звери весной. Насекомые весной.

1

04.03


25.

Птицы весной. Обитатели водоема весной. Позвоночные.

1

11.03


26.

Обитатели водоема весной. Беспозвоночные.

1

18.03


27.

В весеннем лесу. Экскурсия.

1

25.03


28.

Весна в моей жизни. Играем и повторяем.

1

08.04


Лето – 7 ч.


29.

На пороге лето. Растения летом.

1

15.04


30.

Я изучаю жизнь растений. Как собирают гербарий и другие биологические коллекции.

1

22.04


31.

Я наблюдаю за птицами. Животные летом.

1

29.04


32.

Природное сообщество. Экскурсия.

1

06.05


33.

Наука экология. Лето в моей жизни.

1

13.05


34.

Резерв. Повторение материала по теме: «На пороге лето. Растения летом».

1

20.05


35.

Я играю и повторяю. Повторение материала за курс 3 класса. Итоговое занятие: «Экологический калейдоскоп».

1

27.05


5. Учебно-методическое обеспечение программы.

Нормативные документы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает?» составлена на основе

1.Авторской программы начального общего образования по внеурочной деятельности для образовательных учреждений автор: О.И. Лагутенко, И.Ю. Алексашина «Что мы знаем про то, что нас окружает?» / Cборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.

2. Положения о рабочей программе учебных предметов(курсов) дисциплин (модулей) МКОУ «Малобутырская СОШ» от 28.08.2017г.;

3. Учебного плана на 2021-2022 у.год.;

4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего полного образования».


6. Оснащение образовательного процесса

Методическое обеспечение

Иллюстрированные определители растений, животных (птиц, зверей, насекомых), грибов

Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарная сетка с газетами или ботанический пресс

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

Коллекция семян к « Гербарию для начальной школы»

Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом)

Коробка для изучения насекомых с лупой

Комплект демонстрационных таблиц по предмету «Природоведение»

Таблицы съедобных и ядовитых грибов или их муляжи

Лупа

Термометры для измерения температуры воздуха, воды, медицинский термометр

Рулетка

Часы с секундной стрелкой или секундомер

Набор восковых мелков

Список дополнительной литературы

Для учителя:

  1. Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. - М.: ACT, 2015. - 94 с.: ил.

  2. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. - М.: Вече, 2013. - 592 с.: ил.

  3. Кайгородов Дм. Из царства пернатых: Популярные очерки из мира русских птиц. - СПб.: Политехника, 2006. - 320 с.:ил.

  4. Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: Кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159 с.: ил. - (Лабиринт).

  5. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2014. - 94 с.: ил.

  6. Пескова И.М. Растения России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2015. - 94 с.: ил. - (Наглядный определитель).

  7. Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. Более 100 моделей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. - 80с.: ил. - (Школа творчества).

  8. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.

Для обучающихся:

  1. Бианки В.В. Лесная газета. Любое издание

  2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. Любое издание

  3. Гре О. Аппликации из листьев. - М.: АСТ-Пресс, 2015. - 32 с.: ил. - (Хоббитека).

  4. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире грибов / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2016. - 48 с.: ил.

  5. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире деревьев / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2015. - 48 с.: ил.

  6. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире цветов/ Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2017. - 50 с.: ил.

  7. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире ягод / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2017. - 50 с.: ил.

  8. Каста С., Мосберг Б. Экспедиция Софи / Пер. со шведского И. Матыциной. - М.: Белая ворона, 2016. - 51 с.: ил.

  9. Лагутенко О.И. Занимательное природоведение для младших школьников. — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2011. - 240 с.: ил. - (Серия «Библиотека начальной школы»).

  10. Ларри Я.Л. Необыкновенные приключения Карика и Вали. - М.: Эксмо, 2017. - 320 с.: ил. (Золотое наследие) Или другое издание.

  11. Лесли К.У. Ближе к природе. Книга натуралиста /пер. с англ. Ю. Корнилович, научи. ред. А. Савченко и др. - М.: МИФ, 2015. - 288 с.

  12. Надеждина Н.А.: Как Витя с лесом поссорился: Повесть. - М.: ЭНАС - КНИГА, 2017. - 48 с. ил. - (Любимые советские книжки).

  13. Плешаков, А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2020. – 160 с.

  14. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение. 2020. – 223 с.

  15. Плешаков, А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2020. – 224с.

  16. Плешаков, А.А. Энциклопедия путешествий. Страны мира: кн. для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – М.:Просвещение,2020. – 159 с.

  17. Сладков Н.И. Сорочьи тараторки. Любое издание.

  18. Сладков Н.И. Лесные сказки. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012. - 96 с.: ил. — (Книги - мои друзья).

  19. Смирнов А.В. Зачем ёлке иголки? - М.: Издательство ACT, 2015. - 33 с.: ил. - (Почемучкины книжки).

  20. Смирнов А.В. Кто на яблоньку похож? - М.: Издательство ACT, 2015.

- 45 с.: ил. - (Почемучкины книжки).

17.Соколов-Микитов И.С. Русский лес. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. - 96 с.: ил. (Книги - мои друзья).


7. Лист фиксирования изменений и дополнений в Рабочей программе

по внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает?» 3 кл.


Дата внесения изменений

Содержание изменений, причина

Подпись лица, внесшего запись

по плану:


по факту:



по плану:


по факту:






по плану:


по факту:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей