СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Грамотный читатель"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год для 3 класса "Грамотный читатель"»

Буканская средняя общеобразовательная школа филиал

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района Алтайского края



«РАССМОТРЕНО»

педагогическим советом

Протокол № _____

от «__»________20____г.

«Согласовано»

организатор по УР



Е.Г. Вахрушева

«__­» ___________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Малобутырская СОШ»

___________ С.П. Вагина

Приказ № ______ от

«___» ________ 20____г.




Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

(35 ч.)

3 класс



Составитель:

Горбатых Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов









с. Буканское, 2021 г.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.

    1. Общая характеристика курса

Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение, как осмысление цели чтения

общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл.

Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей ступени – письменной.

    1. Цели и задачи курса

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» – формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров, стилей.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.

Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность.

Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной

выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

- дыхания;

-артикуляционного аппарата;

- дикции;

-интонационного строя речи.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» – внеурочная деятельность познавательной направленности.

Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей – познавательные, практические, поисковые, игровые.

1. Познавательная деятельность:

-познавательные беседы;

-познавательные игры;

-дискуссии;

-дидактический театр;

-экскурсии.

2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения

(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.).

3. Проблемно-ценностное общение:

дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актерами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и RISA.

Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», а также другими УМК.


    1. Место курса в учебном плане

Программой предусмотрено проведение занятий в 1 классе – 20 часов, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

    1. Корректировка

Количество часов по учебному плану и календарному графику Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ», утвержденному на 2021-2022 учебный год 35 недель, в связи с этим добавлено количество часов. Всего 35 часов за счет резерва.






  1. Планируемые результаты освоения программы курса

3 год обучения

  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью. Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).


  • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.


  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

  • Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.


  • Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.


  • Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.


  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.


  1. Содержание программы

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.


3.1 Учебный план «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (35 ч.)


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября».

1

2.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».

2

3.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

4

4.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».

2

5.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья».

2

6.

Китайская сказка «Олени и пес».

1

7.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».

3

8.

Занятие в компьютерном классе.

1

9.

Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

3

10.

Экскурсия в библиотеку.

1

11.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

3

12.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

2

13.

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

14.

Учебный текст « Как определить падеж имени существительного?» Готовимся к постановке рассказа «Падежи Юры Сережкина».

3

15.

Рассказ Н. Носова «Заплатка».

1

16.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка».

2

17.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения.

2

18.

Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1

19.

Итого

35


  1. Тематическое планирование «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

3 класс (35 ч.)


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

план

факт

1.

Стихотворение А. Усачева «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября».

1

06.09


2.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».

1

13.09


3.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».

1

20.09


4.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

1

27.09


5.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

1

04.10


6.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

1

11.10


7.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

1

18.10


8.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».

1

25.10


9.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».

1

08.11


10.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица -болтунья».

1

15.11


11.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья».

1

22.11


12.

Китайская сказка «Олени и пес».

1

29.11


13.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».

1

06.12


14.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».

1

13.12


15.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».

1

20.12


16.

Занятие в компьютерном классе.

1

27.12


17.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

1

10.01


18.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

1

17.01


19.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

1

24.01


20.

Экскурсия в библиотеку.

1

31.01


21.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

1

07.02


22.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

1

14.02


23.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

1

21.02


24.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

1

28.02


25.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

1

07.03


26.

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

14.03


27.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

21.03


28.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

04.04


29.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

11.04


30.

Рассказ Н. Носова «Заплатка».

1

18.04


31.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка».

1

25.04


32.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка».

1

16.05


33.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы».

1

23.05


34.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы».

1

30.05


35.

Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1




5. Учебно-методическое обеспечение программы.

Нормативные документы

Рабочая программа специального курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» составлена на основе

1. Авторской программы начального общего образования по внеурочной деятельности для образовательных учреждений автор: М.К. Антошин «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.

2. Положения о рабочей программе учебных предметов(курсов) дисциплин (модулей) МКОУ «Малобутырская СОШ» от 28.08.2017г.;

3. Учебного плана на 2021-2022 у.год.;

4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего полного образования».



Дополнительная литература для обучающихся:

  • Анишина Н. Чем пахнет лето. – http//www.stihi.ru/2006/07/15-1102

  • Демьянов И. Считалки, скороговорки, загадки, дразнилки. – М.:Речь, 2017.

  • Каминский Л.Д. Падежи Юры Серёжкина. Рассказы о школе и школьниках.- Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2016.

  • Носов Н.Н. Сборник рассказов.- М.: Издательство Дом Мещерякова, 2017.

  • Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей. – М.: Стрекоза,2017.

  • Саломатов А.В. Фантастические рассказы. – М.: Самовар, 2007.

  • Скребицкий Г.А. Длиннохвостые разбойники. – М.: Детская литература, 2018.

  • Сладков Н.И. В подводном лесу. – М.: Детская литература, 2018.

  • Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. – М.: Литера, 2016.

  • Усачёв А.А. Сто стихов на круглый год. – М.: Росмэн, 2017.


Дополнительная литература для учителя:

  • Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. – 1999

  • Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. - 2000.

  • Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. – 2004

  • Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. – 2008

  • Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. – 1999.

  • Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. - 2003.

6. Оснащение образовательного процесса

Материальное обеспечение

печатные пособия

1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

2. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и ме­тодических пособиях по литературному чтению.

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Мультимедийный проектор

3.Компьютер.

4. Аудиозаписи в соответствии с программой обу­чения.


  1. Лист фиксирования изменений

и дополнений в Рабочей программе

внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» 3 кл.

Дата внесения изменений

Содержание изменений, причина

Подпись лица, внесшего запись

по плану


по факту





по плану


по факту




по плану


по факту






по плану


по факту






по плану


по факту
































Приложение


Диагностика достижения планируемых результатов

Прочитай текст.

Г. А. Скребицкий

Лесной голосок


Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Приводится пример диагностики для второго года обучения.

Скребицкий Л. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: ACT, 2016. — С. 5—7.

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я её и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.















Устно ответь на вопросы.

1. Где и когда происходит действие рассказа?

2. Найди в тексте описания. Найди сравнения.

3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в березовом перелеске? Подтверди свой ответ текстом.

4. Охарактеризуй героя-рассказчика.

5. Определи тему и главную мысль произведения.

6. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по плану.

7. Придумай свои вопросы к тексту.

8. Объясни значение слова «шмыг».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей