Буканская средняя общеобразовательная школа филиал
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» педагогическим советом Протокол № _____ от «__»________20____г. | «Согласовано» организатор по УР Е.Г. Вахрушева «__» ___________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Малобутырская СОШ» ___________ С.П. Вагина Приказ № ______ от «___» ________ 20____г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
(35 ч.)
3 класс
Составитель:
Горбатых Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
с. Буканское, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.
Общая характеристика курса
Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение, как осмысление цели чтения
общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл.
Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей ступени – письменной.
Цели и задачи курса
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» – формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров, стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной
выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
- дыхания;
-артикуляционного аппарата;
- дикции;
-интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» – внеурочная деятельность познавательной направленности.
Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей – познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
-познавательные беседы;
-познавательные игры;
-дискуссии;
-дидактический театр;
-экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.).
3. Проблемно-ценностное общение:
дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актерами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и RISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», а также другими УМК.
Место курса в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий в 1 классе – 20 часов, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.
Корректировка
Количество часов по учебному плану и календарному графику Буканская СОШ филиал МКОУ «Малобутырская СОШ», утвержденному на 2021-2022 учебный год 35 недель, в связи с этим добавлено количество часов. Всего 35 часов за счет резерва.
Планируемые результаты освоения программы курса
3 год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью. Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Содержание программы
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
3.1 Учебный план «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (35 ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября». | 1 |
2. | Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». | 2 |
3. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 4 |
4. | Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». | 2 |
5. | Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья». | 2 |
6. | Китайская сказка «Олени и пес». | 1 |
7. | Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». | 3 |
8. | Занятие в компьютерном классе. | 1 |
9. | Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». | 3 |
10. | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
11. | Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». | 3 |
12. | Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». | 2 |
13. | Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 |
14. | Учебный текст « Как определить падеж имени существительного?» Готовимся к постановке рассказа «Падежи Юры Сережкина». | 3 |
15. | Рассказ Н. Носова «Заплатка». | 1 |
16. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». | 2 |
17. | Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. | 2 |
18. | Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 |
19. | Итого | 35 |
Тематическое планирование «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
3 класс (35 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
план | факт |
1. | Стихотворение А. Усачева «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября». | 1 | 06.09 | |
2. | Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». | 1 | 13.09 | |
3. | Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». | 1 | 20.09 | |
4. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 1 | 27.09 | |
5. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 1 | 04.10 | |
6. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 1 | 11.10 | |
7. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 1 | 18.10 | |
8. | Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». | 1 | 25.10 | |
9. | Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». | 1 | 08.11 | |
10. | Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица -болтунья». | 1 | 15.11 | |
11. | Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья». | 1 | 22.11 | |
12. | Китайская сказка «Олени и пес». | 1 | 29.11 | |
13. | Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». | 1 | 06.12 | |
14. | Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». | 1 | 13.12 | |
15. | Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». | 1 | 20.12 | |
16. | Занятие в компьютерном классе. | 1 | 27.12 | |
17. | Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». | 1 | 10.01 | |
18. | Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». | 1 | 17.01 | |
19. | Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». | 1 | 24.01 | |
20. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | 31.01 | |
21. | Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». | 1 | 07.02 | |
22. | Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». | 1 | 14.02 | |
23. | Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». | 1 | 21.02 | |
24. | Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». | 1 | 28.02 | |
25. | Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». | 1 | 07.03 | |
26. | Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 | 14.03 | |
27. | Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 | 21.03 | |
28. | Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 | 04.04 | |
29. | Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 | 11.04 | |
30. | Рассказ Н. Носова «Заплатка». | 1 | 18.04 | |
31. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». | 1 | 25.04 | |
32. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». | 1 | 16.05 | |
33. | Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы». | 1 | 23.05 | |
34. | Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы». | 1 | 30.05 | |
35. | Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | | |
5. Учебно-методическое обеспечение программы.
Нормативные документы
Рабочая программа специального курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» составлена на основе
1. Авторской программы начального общего образования по внеурочной деятельности для образовательных учреждений автор: М.К. Антошин «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.
2. Положения о рабочей программе учебных предметов(курсов) дисциплин (модулей) МКОУ «Малобутырская СОШ» от 28.08.2017г.;
3. Учебного плана на 2021-2022 у.год.;
4. Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018г. №345 (ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего полного образования».
Дополнительная литература для обучающихся:
Анишина Н. Чем пахнет лето. – http//www.stihi.ru/2006/07/15-1102
Демьянов И. Считалки, скороговорки, загадки, дразнилки. – М.:Речь, 2017.
Каминский Л.Д. Падежи Юры Серёжкина. Рассказы о школе и школьниках.- Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2016.
Носов Н.Н. Сборник рассказов.- М.: Издательство Дом Мещерякова, 2017.
Пантелеев Л. Рассказы о войне для детей. – М.: Стрекоза,2017.
Саломатов А.В. Фантастические рассказы. – М.: Самовар, 2007.
Скребицкий Г.А. Длиннохвостые разбойники. – М.: Детская литература, 2018.
Сладков Н.И. В подводном лесу. – М.: Детская литература, 2018.
Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. – М.: Литера, 2016.
Усачёв А.А. Сто стихов на круглый год. – М.: Росмэн, 2017.
Дополнительная литература для учителя:
Бочкарева, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / М. И. Бочкарева / / Детская библиотека. – 1999
Ионова, Е. М. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее / Е. Н. Ионова / / Начальная школа. - 2000.
Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева / / Начальное образование. – 2004
Мокина, М. Чтение - основа грамотности / М. Мокина / / Этносфера. – 2008
Первова Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова / / Начальная школа. – 1999.
Светловская М. М. Обучение чтению и законы формирования читателя / М. М. Светловская / / Начальная школа. - 2003.
6. Оснащение образовательного процесса
Материальное обеспечение
печатные пособия
1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).
2. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Мультимедийный проектор
3.Компьютер.
4. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Лист фиксирования изменений
и дополнений в Рабочей программе
внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» 3 кл.
Дата внесения изменений | Содержание изменений, причина | Подпись лица, внесшего запись |
по плану по факту | | |
по плану по факту | | |
по плану по факту | | |
по плану по факту | | |
по плану по факту | | |
Приложение
Диагностика достижения планируемых результатов
Прочитай текст.
Г. А. Скребицкий
Лесной голосок
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
Приводится пример диагностики для второго года обучения.
Скребицкий Л. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: ACT, 2016. — С. 5—7.
Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я её и видел.
Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.
Устно ответь на вопросы.
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Найди в тексте описания. Найди сравнения.
3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в березовом перелеске? Подтверди свой ответ текстом.
4. Охарактеризуй героя-рассказчика.
5. Определи тему и главную мысль произведения.
6. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по плану.
7. Придумай свои вопросы к тексту.
8. Объясни значение слова «шмыг».