Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Орменская средняя общеобразовательная школа
имени поэта Н.Н. Денисова Выгоничского района Брянской области
Улица Южная, дом 23, Орменка, 243368
Тел. (341) 2-54-91. E-mail: [email protected]
ОКПО 55635228 , ОГРН 1023201935899 , ИНН 3208004169 , КПП 320801001
Рассмотрено Руководитель ШМО __________/ / Протокол № От 26 августа 2019г | Согласовано Зам.директора по УВР Афанасьева Е.В._____ От 28 августа 2019г | Утверждаю Директор школы: Круговых А.В.________ от 29 августа 2019г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« История родного края»
3 класс
Учитель : Артюхова И.А.
2019– 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «История родного края» разработана на основании рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента "Брянский край" и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2021 - 2022 учебный год.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История родного края" разработана на основе:
1. Федерального закона №273 - ФЗ от 29.12. 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
4. Основной образовательной программы МБОУ-Орменская СОШ им.Н.Н.Денисова
5. Учебника: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. «История родного края» - Б.: Курсив, 2012г.
Согласно авторской программе на изучение предмета отводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Согласно учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение предмета выделено 34 часов в год, из расчёта 1 час в неделю, 34 учебных недели. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем не изменено. Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
«История родного края» в 3 классе
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися курса внеурочной деятельности «История родного края» в 3 классе будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты
Ученики научатся:
-сознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
Ученики получат возможность научиться:
-знать и принимать на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие;
- осознавать своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
– оценивать себя на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;
– понимать чувств одноклассников, учителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Ученики получат возможность научиться:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- любить историю своего края;
- рассказывать о том как жили наши предки, иметь преставление о достопримечательностях нашего края;
- знать символы области, историю своего имени.
Ученики получат возможность научиться:
- знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;
- знать структуру проектирования, цель, план, сроки, средства, способ;
- приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов;
- знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- вести диалог;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Ученики получат возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся должны знать/понимать:
что изучает наука история;
понятие «исторические источники», их типы;
как обозначали время люди древнего мира, что такое «лента времени»;
что изучает наука «археология», археологические памятники Брянской области;
виды древнего письма, значение славянской письменности;
что изучает наука геральдика, история возникновения гербов;
символы брянского края;
что изучает наука генеалогия, как составлять генеалогическое древо;
история происхождения имени;
особенности происхождения географических названий;
происхождение славян, проживающих на территории Брянской области, особенности жизни соседей славян;
откуда пошла Русь, древние города;
исторические события на территории Брянского княжества;
история Брянской области сегодня;
Учащиеся должны уметь:
- узнавать исторические источники, уметь работать с историческим текстом;
уметь сопоставлять знакомые факты;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;
работать с исторической картой;
давать оценку историческим событиям, фактам;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края;
давать описание памятников культуры Брянского края;
использовать знания о брянском крае при написании творческих работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания истории Брянского края;
высказывания собственных суждений о культурных ценностях Брянского края;- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
Содержание внеурочной деятельности "История родного края" (34 часа)
1. О чём рассказывает наука история - 1 час.
2. История времени - 2 часа.
Линия времени. Единицы измерения времени в представлении людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский календарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский календарь.
3. Исторические источники. Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, надписи на камне, металле, кости и других материалах и предметах), устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска - 2 часа.
4. Археология - наука древностей. Археология — “наука лопаты”. Великий ученый и археолог Генрих Шлиман. От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера. Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологические памятники Брянской области.
Человек на нашей планете. Когда появился первый человек? Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки первобытных людей в вашей местности). Занятия: собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь - 3 часа.
5. Славянская письменность. Письменность — совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи. Загадочные и незнакомые письмена: нити с узелками, примитивные рисунки и наскальные изображения (писаницы и петроглифы), “предметное письмо”, египетское письмо (Розетский камень, Франсуа Шампильон, иероглифы, папирус), клинопись. Создание алфавита: финикийского, греческого, латинского. Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”. Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров - 2 часа.
6. Геральдика — наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешествие” по средневековому замку и городу. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская геральдика. История символики России (флаг, герб, гимн). Символы Брянского края - 1 час.
7. Символы Брянского края - 2 часа.
8. Моя родословная. Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. “Древо человеческой жизни”: источники, генеалогии. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких - 2 часа.
9. Моё имя. Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени - 1 час.
10. Имена на карте. Топонимика — наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях - 2 часа.
11. Откуда мы родом. Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную — духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян. Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении), их устройство - 3 часа.
12. Откуда пошла Русь. Первые русский князья. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце), Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей - 2 часа.
13. Древний город.Древние города Брянского края - 1 час.
14. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва - 2 часа.
15. Брянский край при Петре I-1 час.
16. Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение - 1 час.
17. Брянский край в годы Великой Отечественной войны.Юные герои Брянского края - 2 часа.
18. Брянская область сегодня - 4 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата по плану | Дата факти чески |
| |
1 | О чем рассказывает наука история. | | |
2 | История времени. | | |
3 | Календарь Древней Руси. | | |
4 | Исторические источники. | | |
5 | Чашин курган − колыбель города Брянска. | | |
6 | Археология − наука древностей. | | |
7 | Археологические памятники Брянской области. | | |
8 | Как жили древние люди. | | |
9 | Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. | | |
10 | Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. | | |
11 | Геральдика. | | |
12 | Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. | | |
13 | Как написан гимн Брянской области. | | |
14 | Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. | | |
15 | Краткая родословная князей Трубецких. | | |
16 | Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | | |
17 | Имена на карте. | | |
18 | Как люди выбирали названия. | | |
19 | Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края | | |
20 | Вщиж. | | |
21 | Соседи древних славян. | | |
22 | Откуда пошла Русь. Первые русские князья. | | |
23 | Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. | | |
24 | Древний город. Древние города Брянского края. | | |
25 | Не посрамим русской земли. Севская крепость. | | |
26 | Куликовская битва. | | |
27 | Брянский край при Петре I. | | |
28 | Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение. | | |
29 | Брянский край в годы Великой Отечественной войны. | | |
30 | Юные герои Брянского края. | | |
31 | Брянская область сегодня. | | |
32 | Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, историческим местам. | | |
33 | Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, историческим местам. | | |
34 | Итоговое занятие. | | |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
Лупоядов В.Н., ЛупоядоваЛ.Ю.История родного края: учебное пособие для 3 класса / В.Н.Лупоядов, Л.Ю.Лупоядова – Брянск: «Курсив», 2018.
20