СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 11 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 11 класс»




  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметными результатами

изучения курса «Текст как речевое произведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

  • ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

  • объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

  • четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.

В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание средствам выразительности в тексте.

Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.

В третьем разделе обращается внимание на написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:

  • . Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

  • Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

  • Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

  • Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

  • Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

  • Анализ образцов рецензий и эссе.

  • Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Дополнительная образовательная программа «Текст как речевое произведение » рассчитана на один год обучения.

4. Особенности возрастной группы детей 16-17 лет

Старшеклассники характеризуются возрастанием познавательной активности. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

Особенность набора детей - свободная;

Сформирована 1 группа из учащихся 10 класса 16-17 лет,

Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятий 40 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • применять свои знания на практике, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;

  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Проверка результатов проходит в форме:

  • - анализ текстов

  • - составление алгоритмов

  • - работа с текстами

  • - написание сочинений.

5.Уровень результатов работы по программе:

Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


6. Система отслеживания и оценивания результатов – результативность написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ с максимальными баллами.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности (формы организации и виды деятельности

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.


Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

Особенности выпускного сочинения . Структура, план, признаки эссе.



























Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

п

ф

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме итогового сочинения и ЕГЭ по русскому языку.

1



2

Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1



3

Речь. Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. Средства связи предложений в тексте.

1



4

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» .

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне.

1



5

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1



6

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. 

1



7

Правописание корней и приставок.

1



8

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов различных частей речи.

1



9

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1



10

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.  Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности

1



11

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения). Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1



12

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью.

1



13

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»

1



14

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

1



15

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы .

Умение находить их в тексте. Мини-исследование


1



16

Контрольное тестирование

1



17

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность). Исходные тексты, их жанровое многообразие.

1



18

Как правильно понять исходный текст.

1



19

Тема, проблема, идея текста. Проблема и её комментарий.

1



20

Типичные ошибки при формулировании проблемы. Работа с текстами

1



21

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий)

1



22

Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1



23

Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.

1



24

Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1



25

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста

1



26

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1



27

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

1



28

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки

1



29

Практикум по написанию сочинения

1



30

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1



31

Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

1



32

Особенности выпускного сочинения в 2020 году. Структура, план, признаки эссе.

1



33

Подбор материала и написание эссе по одному из тематических направлений

1



34

Написание эссе

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!