СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса общекультурное напрвление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"»

Аннотация

курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010 год.

Курс «Социокультурные истоки» ориентирован на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Целью программы является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к истокам православной культуры и родного края. Программа направлена на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

Программа решает следующие задачи:

В плане личностного развития учащихся:

воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции, создать авторскую книгу "Моя Первая Книга".

В плане социализации учащихся:

 способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию гражданской и культурной идентичности;

 создавать условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества;

 присоединять учащихся и их семью через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям в процессе воспитательной работы, воспитывать чувство уважения и ответственности к своей семье.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности:

призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта. В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 5 – м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)

Курс «Социокультурные истоки» изучается на ступени основного общего образования в форме внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 35 ч в год – 1 час в неделю




1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты изучения учебного курса «Социокультурные Истоки» обучающимися основной школы включают:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений;

- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и

нравственного опыта обучающихся;

- осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты изучения «Истоков» включают:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты изучения данного курса «Истоки» учитывают требования

Стандарта и специфику предмета и включают:

- приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации;

формирование социокультурного стержня личности;

- обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с

социокультурными истоками;

- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

Учащиеся получат возможность для:

дальнейшего обогащения полученных представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

приобщения к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

закрепления и развития имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

развития интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков._

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Введение (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Раздел 2. Соха и топор (4 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про­веренным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерар­хический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение простран­ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной тради­цией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходи­мостью для большинства россиян в прошлом.

Раздел 4. Соловки (5 часов)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения лю­дей под воздействием соловецких святынь.

Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пус­тынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступниче­стве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (Шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).





Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Раздел 7. Московский Кремль (5 часов)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовны­ми идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетель­ствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Раздел 8. Летописи (4 часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых по­колений.

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры - «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

Раздел 9. Повторение. (1 час)



Регулятивные УУД:


Познавательные УУД:


Коммуникативные УУД:


  • Принятие учебной цели;

  • Выбор способов деятельности;

  • Планирование организации контроля труда;

  • Организация рабочего места;

  • Выполнение правил гигиены учебного труда.

  • Сравнение;

  • Анализ;

  • Систематизация;

  • Мыслительный эксперимент;

  • Усвоение информации с помощью компьютера;


  • Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • Умение выделять главное из прочитанного;

  • Слушать и слышать собеседника, учителя;

  • Задавать вопросы на понимание, обобщение



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела


Количество часов

1

Раздел 1. Введение

1 час

2

Раздел 2. Соха и топор

4 часа

3

Раздел 3. Крестьянские хоромы

4 часа

4

Раздел 4. Соловки

5 часов

5

Раздел 5. Храм Покрова на Нерли

5 часов

6

Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица»

5 часов

7

Раздел 7. Московский Кремль

5 часов

8

Раздел 8. Летописи

4 часа

9

Раздел 9. Повторение.

1 час


Итого

34











Тематическое планирование.

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды познавательной деятельности

Раздел 1. Введение (1 час)

1

1.1

Семь чудес России.

1

Беседа

Раздел 2. Соха и топор (4 часа)

2

2.1

Соха и топор.

1

Рассказ, игры

3

2.2

Куда соха и топор вместе ходили?

1

Сюжетно-ролевые игры

4

2.3

Чему соха и топор человека учили?

1

Беседа

5

2.4

Соха и топор как чудеса России.

1

Викторина, конкурсы

Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа)

6

3.1

Крестьянские хоромы.

1

Лекция, рассказы

7

3.2

И тесен дом, да просторен он.

1

Лекция, рассказы

8

3.3

Домашний лад и порядок.

1

Беседа

9

3.4

Крестьянские хоромы – чудо России.

1

Просмотр видеофрагмента

Раздел 4. Соловки (5 часов)

10

4.1

Особый мир монастыря.

1

Беседа

11

4.2

Этапы жизни Соловецкого монастыря.

1

Лекция

12

4.3

Путешествие в Соловецкий монастырь.

1

Игра-путешествие

13

4.4

Чудо Преображения.

1

Рассказ

14

4.5

Соловецкий монастырь – чудо России.

1

Просмотр видеофрагмента

Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15

5.1

Когда я бываю в храме…

1

Беседа

16

5.2

Покров Пресвятой Богородицы.

1

Просмотр видеофрагмента

17

5.3

На святом месте.

1

Беседа

18

5.4

Храм Покрова – символ гармонии.

1

Рассказ

19

5.5

Храм покрова на Нерли - одно из чудес России.

1

Виртуальная экскурсия

Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

20

6.1

Икона «Живоначальная Троица».

1

Беседа, лекция

21

6.2

Путешествие в мир иконы»

1

Игра-путешествие

22

6.3

Звенящие краски иконы»

1

Беседа

23

6.4

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

Беседа, дискуссия

24

6.5

Икона «Живоначальная Троица» как чудо России.

1

Просмотр видеофильма

Раздел 7. Московский Кремль (5 часов)

25

7.1

Щит военный. Щит духовный.

1

Рассказ

26

7.2

Сооружения и соборы Московского Кремля.

1

Беседа, рассказ

27

7.3

Московский Кремль – центр государства

1

Виртуальная экскурсия

28

7.4

Хранитель истории, доблести, славы

1

Беседа, рассказ

29

7.5

Московский кремль – чудо России

1

Викторина, конкурсы

Раздел 8. Летописи (4 часа)

30

8.1

Первые летописцы и первые летописи

1

Рассказ

31

8.2

Как писали и украшали летописи?

1

Поисково-исследовательская работа

32

8.3

Преподобный Нестор и его летописи

1

Рассказ

33

8.4

Летописи – чудо России

1

Конкурс, викторина

Раздел 9. Повторение. (2 часа)

34

9.1

Повторение.

1

Рассказ Просмотр презентаций







































Календарно – тематического планирования.





№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

Причина корректировки

Примечание



Раздел1. Введение (1 час)

1

1.1

Семь чудес России.

1

3.09





Раздел 2. Соха и топор (4 часа)

2

2.1

Соха и топор.

1

10.09




3

2.2

Куда соха и топор вместе ходили?

1

17.09




4

2.3

Чему соха и топор человека учили?

1

24.09




5

2.4

Соха и топор как чудеса России.

1

1.10.





Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа)

6

3.1

Крестьянские хоромы.

1

8.10




7

3.2

И тесен дом, да просторен он.

1

15.10




8

3.3

Домашний лад и порядок.

1

22.10




9

3.4

Крестьянские хоромы – чудо России.

1

29.10





Раздел 4. Соловки (5 часов)

10

4.1

Особый мир монастыря.

1

12.11




11

4.2

Этапы жизни Соловецкого монастыря.

1

19.11




12

4.3

Путешествие в Соловецкий монастырь.

1

26.11




13

4.4

Чудо Преображения.

1

3.11




14

4.5

Соловецкий монастырь – чудо России.

1

10.11





Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часа)

15

5.1

Когда я бываю в храме…

1

17.11




16

5.2

Покров Пресвятой Богородицы.

1

24.11




17

5.3

На святом месте.

1





18

5.4

Храм Покрова – символ гармонии.

1





19

5.5

Храм покрова на Нерли - одно из чудес России.

1






Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

20

6.1

Икона «Живоначальная Троица».

1





21

6.2

Путешествие в мир иконы»

1





22

6.3

Звенящие краски иконы»

1





23

6.4

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1





24

6.5

Икона «Живоначальная Троица» как чудо России.

1






Раздел 7. Московский Кремль (5 часов)

25

7.1

Щит военный. Щит духовный.

1





26

7.2

Сооружения и соборы Московского Кремля.

1





27

7.3

Московский Кремль – центр государства

1





28

7.4

Хранитель истории, доблести, славы

1





29

7.5

Московский кремль – чудо России

1






Раздел 8. Летописи (4 часа)

30

8.1

Первые летописцы и первые летописи

1





31

8.2

Как писали и украшали летописи?

1





32

8.3

Преподобный Нестор и его летописи

1





33

8.4

Летописи – чудо России

1






Раздел 9. Повторение. (2 часа)

34

9.1

Повторение.

1





35

9.2

Повторение.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!