Аннотация
курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2010 год.
Курс «Социокультурные истоки» ориентирован на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Целью программы является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к истокам православной культуры и родного края. Программа направлена на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.
Программа решает следующие задачи:
В плане личностного развития учащихся:
воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции, создать авторскую книгу "Моя Первая Книга".
В плане социализации учащихся:
способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию гражданской и культурной идентичности;
создавать условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества;
присоединять учащихся и их семью через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям в процессе воспитательной работы, воспитывать чувство уважения и ответственности к своей семье.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности:
призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта. В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: обучащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
В 5 – м классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)
Курс «Социокультурные истоки» изучается на ступени основного общего образования в форме внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 35 ч в год – 1 час в неделю
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 5 классе
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты изучения учебного курса «Социокультурные Истоки» обучающимися основной школы включают:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений;
- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и
нравственного опыта обучающихся;
- осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты изучения «Истоков» включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты изучения данного курса «Истоки» учитывают требования
Стандарта и специфику предмета и включают:
- приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации;
формирование социокультурного стержня личности;
- обогащение категорий понятий, образов и представлений, связанных с
социокультурными истоками;
- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
Учащиеся получат возможность для:
дальнейшего обогащения полученных представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
приобщения к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
закрепления и развития имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
развития интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков._
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение (1 час)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Раздел 2. Соха и топор (4 часа)
Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа)
Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.
Раздел 4. Соловки (5 часов)
Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроении Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.
Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов)
Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (Шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).
Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)
Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.
Раздел 7. Московский Кремль (5 часов)
Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
Московский Кремль - символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.
Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
Раздел 8. Летописи (4 часа)
Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
Старинные летописи - наше национальное достояние.
Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры - «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Социокулътурныи ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.
Раздел 9. Повторение. (1 час)
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: |
Принятие учебной цели; Выбор способов деятельности; Планирование организации контроля труда; Организация рабочего места; Выполнение правил гигиены учебного труда. | Сравнение; Анализ; Систематизация; Мыслительный эксперимент; Усвоение информации с помощью компьютера; | Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. Умение выделять главное из прочитанного; Слушать и слышать собеседника, учителя; Задавать вопросы на понимание, обобщение |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1. Введение | 1 час |
2 | Раздел 2. Соха и топор | 4 часа |
3 | Раздел 3. Крестьянские хоромы | 4 часа |
4 | Раздел 4. Соловки | 5 часов |
5 | Раздел 5. Храм Покрова на Нерли | 5 часов |
6 | Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» | 5 часов |
7 | Раздел 7. Московский Кремль | 5 часов |
8 | Раздел 8. Летописи | 4 часа |
9 | Раздел 9. Повторение. | 1 час |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды познавательной деятельности |
Раздел 1. Введение (1 час) |
1 | 1.1 | Семь чудес России. | 1 | Беседа |
Раздел 2. Соха и топор (4 часа) |
2 | 2.1 | Соха и топор. | 1 | Рассказ, игры |
3 | 2.2 | Куда соха и топор вместе ходили? | 1 | Сюжетно-ролевые игры |
4 | 2.3 | Чему соха и топор человека учили? | 1 | Беседа |
5 | 2.4 | Соха и топор как чудеса России. | 1 | Викторина, конкурсы |
Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа) |
6 | 3.1 | Крестьянские хоромы. | 1 | Лекция, рассказы |
7 | 3.2 | И тесен дом, да просторен он. | 1 | Лекция, рассказы |
8 | 3.3 | Домашний лад и порядок. | 1 | Беседа |
9 | 3.4 | Крестьянские хоромы – чудо России. | 1 | Просмотр видеофрагмента |
Раздел 4. Соловки (5 часов) |
10 | 4.1 | Особый мир монастыря. | 1 | Беседа |
11 | 4.2 | Этапы жизни Соловецкого монастыря. | 1 | Лекция |
12 | 4.3 | Путешествие в Соловецкий монастырь. | 1 | Игра-путешествие |
13 | 4.4 | Чудо Преображения. | 1 | Рассказ |
14 | 4.5 | Соловецкий монастырь – чудо России. | 1 | Просмотр видеофрагмента |
Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов) |
15 | 5.1 | Когда я бываю в храме… | 1 | Беседа |
16 | 5.2 | Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | Просмотр видеофрагмента |
17 | 5.3 | На святом месте. | 1 | Беседа |
18 | 5.4 | Храм Покрова – символ гармонии. | 1 | Рассказ |
19 | 5.5 | Храм покрова на Нерли - одно из чудес России. | 1 | Виртуальная экскурсия |
Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) |
20 | 6.1 | Икона «Живоначальная Троица». | 1 | Беседа, лекция |
21 | 6.2 | Путешествие в мир иконы» | 1 | Игра-путешествие |
22 | 6.3 | Звенящие краски иконы» | 1 | Беседа |
23 | 6.4 | Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» | 1 | Беседа, дискуссия |
24 | 6.5 | Икона «Живоначальная Троица» как чудо России. | 1 | Просмотр видеофильма |
Раздел 7. Московский Кремль (5 часов) |
25 | 7.1 | Щит военный. Щит духовный. | 1 | Рассказ |
26 | 7.2 | Сооружения и соборы Московского Кремля. | 1 | Беседа, рассказ |
27 | 7.3 | Московский Кремль – центр государства | 1 | Виртуальная экскурсия |
28 | 7.4 | Хранитель истории, доблести, славы | 1 | Беседа, рассказ |
29 | 7.5 | Московский кремль – чудо России | 1 | Викторина, конкурсы |
Раздел 8. Летописи (4 часа) |
30 | 8.1 | Первые летописцы и первые летописи | 1 | Рассказ |
31 | 8.2 | Как писали и украшали летописи? | 1 | Поисково-исследовательская работа |
32 | 8.3 | Преподобный Нестор и его летописи | 1 | Рассказ |
33 | 8.4 | Летописи – чудо России | 1 | Конкурс, викторина |
Раздел 9. Повторение. (2 часа) |
34 | 9.1 | Повторение. | 1 | Рассказ Просмотр презентаций |
Календарно – тематического планирования.
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Причина корректировки | Примечание |
| Раздел1. Введение (1 час) |
1 | 1.1 | Семь чудес России. | 1 | 3.09 | | | |
| Раздел 2. Соха и топор (4 часа) |
2 | 2.1 | Соха и топор. | 1 | 10.09 | | | |
3 | 2.2 | Куда соха и топор вместе ходили? | 1 | 17.09 | | | |
4 | 2.3 | Чему соха и топор человека учили? | 1 | 24.09 | | | |
5 | 2.4 | Соха и топор как чудеса России. | 1 | 1.10. | | | |
| Раздел 3. Крестьянские хоромы (4 часа) |
6 | 3.1 | Крестьянские хоромы. | 1 | 8.10 | | | |
7 | 3.2 | И тесен дом, да просторен он. | 1 | 15.10 | | | |
8 | 3.3 | Домашний лад и порядок. | 1 | 22.10 | | | |
9 | 3.4 | Крестьянские хоромы – чудо России. | 1 | 29.10 | | | |
| Раздел 4. Соловки (5 часов) |
10 | 4.1 | Особый мир монастыря. | 1 | 12.11 | | | |
11 | 4.2 | Этапы жизни Соловецкого монастыря. | 1 | 19.11 | | | |
12 | 4.3 | Путешествие в Соловецкий монастырь. | 1 | 26.11 | | | |
13 | 4.4 | Чудо Преображения. | 1 | 3.11 | | | |
14 | 4.5 | Соловецкий монастырь – чудо России. | 1 | 10.11 | | | |
| Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часа) |
15 | 5.1 | Когда я бываю в храме… | 1 | 17.11 | | | |
16 | 5.2 | Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | 24.11 | | | |
17 | 5.3 | На святом месте. | 1 | | | | |
18 | 5.4 | Храм Покрова – символ гармонии. | 1 | | | | |
19 | 5.5 | Храм покрова на Нерли - одно из чудес России. | 1 | | | | |
| Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) |
20 | 6.1 | Икона «Живоначальная Троица». | 1 | | | | |
21 | 6.2 | Путешествие в мир иконы» | 1 | | | | |
22 | 6.3 | Звенящие краски иконы» | 1 | | | | |
23 | 6.4 | Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» | 1 | | | | |
24 | 6.5 | Икона «Живоначальная Троица» как чудо России. | 1 | | | | |
| Раздел 7. Московский Кремль (5 часов) |
25 | 7.1 | Щит военный. Щит духовный. | 1 | | | | |
26 | 7.2 | Сооружения и соборы Московского Кремля. | 1 | | | | |
27 | 7.3 | Московский Кремль – центр государства | 1 | | | | |
28 | 7.4 | Хранитель истории, доблести, славы | 1 | | | | |
29 | 7.5 | Московский кремль – чудо России | 1 | | | | |
| Раздел 8. Летописи (4 часа) |
30 | 8.1 | Первые летописцы и первые летописи | 1 | | | | |
31 | 8.2 | Как писали и украшали летописи? | 1 | | | | |
32 | 8.3 | Преподобный Нестор и его летописи | 1 | | | | |
33 | 8.4 | Летописи – чудо России | 1 | | | | |
| Раздел 9. Повторение. (2 часа) |
34 | 9.1 | Повторение. | 1 | | | | |
35 | 9.2 | Повторение. | 1 | | | | |