СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Закулисье"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Закулисье"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;

  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;

  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;

  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

  • коррекция страхов;

  • овладение навыками внутреннего раскрепощения;

  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;

  • развитие воображения;

  • развитие драматургического мышления.

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

  • обучение владению навыками правильного дыхания;

  • обучение владению навыками верной артикуляции;

  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.


Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.


Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.


Место курса в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.

На реализацию театрального кружка «Закулисье» в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в неделю).


Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть 10 стихотворений русских авторов.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.




Содержание программы .

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;

  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;

  • создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;

  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

  • репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

  • премьера спектакля;

  • повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


































Календарно-тематическое планирование 1класс

№ п/п

Тема занятия


Дата проведения

Коррекция программы

По плану

По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1

Знакомство с программой, особенности театрального искусства;




2

Театр. Культура зрителя, культура поведения в театре.




Раздел 2 «Театральная игра»

3

Упражнения и игры на внимание, на воображение.




4

Упражнения и игры на внимание, на воображение.




5

Этюды на выразительность жестов.




6

Этюды на выразительность жестов.




Раздел 3 «Ритмопластика»

7

Игры и упражнения на развитие пластики.




8

Игры и упражнения на развитие пластики.




9

Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».




10

Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».




Раздел 4 «Культура и техника речи»

11-12

Тренинг по сценической речи (артикуляционные и дыхательные упражнения).




13-14

Тренинг по сценической речи (дикционные и интонационные упражнения).




Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15-16

(Создание декоративно-художественного оформления).Костюм, декорация, музыкальное оформление.




Раздел 6 «Работа над спектаклем»

17

Знакомство со сценарием сказки: «Сказка о глупом мышонке» Просмотр мультфильма и обсуждение




18-19

Распределение ролей и чтение произведения.




20-23

Работа над эпизодами пьесы.




24-27

Изготовление кукол и декораций к сказке.




28

Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой





29

Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.




30-32

Репетиция спектакля.




33

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;






Календарно-тематическое планирование 2класс


№ п/п

Тема занятия


Дата проведения

Коррекция программы

По плану

По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1

Знакомство с программой 2класса. Театр. Его истоки.




2

Особенности кукольного театра. Роль кукловода




Раздел 2 «Театральная игра»

3

Сценические этюды: одиночные, парные..




4

Сценические этюды: одиночные, парные..




5

Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.




6

Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.




Раздел 3 «Ритмопластика»

7

Телодвижения. Таинственные превращения.




8

Телодвижения. Таинственные превращения.




9

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений




10

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений




Раздел 4 «Культура и техника речи»

11

Артикуляционная гимнастика.




12

Артикуляционная гимнастика.




13

Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.




14

Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.




Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17

(Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с теневым театром. Свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.




Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18

Знакомство со сценарием сказки

С. Маршака «Кто колечко найдет» Просмотр мультфильма и обсуждение.




19-20

Распределение ролей и чтение произведения.




21-24

Работа над эпизодами пьесы.




25-28

Изготовление кукол и декораций к сказке.




29

Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой.




30

Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.




31-33

Репетиция спектакля




34

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;










Календарно-тематическое планирование 3класс


№ п/п

Тема занятия


Дата проведения

Коррекция программы

По плану

По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1

Знакомство с программой 3 класса. Знакомство с театром Петрушек, особенности театра Петрушек.




2

Просмотр театрального спектакля




Раздел 2 «Театральная игра»

3

Этюды с воображаемыми предметами.




4

Этюды с воображаемыми предметами.




5

Импровизации. Игры - пантомимы.




6

Импровизации. Игры - пантомимы.




Раздел 3 «Ритмопластика»

7

Игры на развитие свободы и выразительности.




8

Игры на развитие свободы и выразительности.




9

Музыкально- пластические импровизации.




10

Музыкально- пластические импровизации.




Раздел 4 «Культура и техника речи»

11

Дикционные и интонационные упражнения.




12

Дикционные и интонационные упражнения.




13

Коллективные сочинения сказок и стихов.




14

Коллективные сочинения сказок и стихов.




Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17

(Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с театром Петрушек. Декорация, костюм, музыкальное оформление, шумовое оформление.





Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18

Знакомство со сценарием сказки «Про маленького котенка» по Л.Пальмер Просмотр мультфильма и обсуждение.




19-20

Распределение ролей и чтение произведения.




21-24

Работа над эпизодами пьесы.




25-28

Изготовление кукол и декораций к сказке.




29

Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой




30

Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.




31-33

Репетиция спектакля




34

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;











Календарно-тематическое планирование 4класс


№ п/п

Тема занятия


Дата проведения

Коррекция программы

По плану

По факту

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1

Знакомство с программой 4 класса. Знакомство с драматическим театром.




2

Просмотр театрального спектакля




Раздел 2 «Театральная игра»

3

Импровизации. Игры-пантомимы.




4

Импровизации. Игры-пантомимы.




5

Разыгрывание мини – сценок.




6

Разыгрывание мини – сценок.




Раздел 3 «Ритмопластика»

7

Упражнения на координацию движений, равновесия.




8

Упражнения на координацию движений, равновесия.




9

Упражнения на освоение пространства и создание образа.




10

Упражнения на освоение пространства и создание образа.




Раздел 4 «Культура и техника речи»

11

Коллективные сочинения сказок и стихов.




12

Коллективные сочинения сказок и стихов.




13

Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.




14

Выбор постановочного материала. Распределение ролей.

Репетиция постановки.




Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

15,

16,

17

(Создание декоративно-художественного оформления)

Драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.





Раздел 6 «Работа над спектаклем»

18

Знакомство со сценарием сказки «Болезнь непрощения» Просмотр мультфильма и обсуждение.




19-20

Распределение ролей и чтение произведения.




21-24

Работа над эпизодами пьесы.




25-28

Изготовление кукол и декораций к сказке.




29

Обучение приёмам работы с куклами.

Обучение работе над ширмой




30

Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.




31-33

Репетиция спектакля




34

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;








МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

1.











Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.

  1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004.

  2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.

  3. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:

  4. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Скороговорки, пословицы.

  6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой.

  7. Хрестоматия для учащихся начальных классов.

  8. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.

  1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.

  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.

  6. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

  7. Ершова А.П. Уроки театра в школе.

  8. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.

  9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.

  10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003.

  11. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002.

  12. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М., 2006.

  13. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..

  14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

  15. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.

  16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.,2005.

2

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с детскими песнями.

  2. Презентации с текстами речевых разминок.

  3. Интернет ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!