Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей истории и обществознания | приказом № 63 МБОУ Лесоперевалочная СОШ – №2 |
Протокол № 6 от «31 » августа 2020 г. | «25» августа 2020г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Путешествие в прошлое»
Направление: общеинтеллектуальное
для 7 «А» класса
Составитель: Псарева Т.Н.,
учитель истории и обществознания.
Первая квалификационная категория.
С.Бельтирское, 2020 г.
Пояснительная записка
Федеральным Законом от 29.01.2012 г №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Приказом МОиНРФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лесоперевалочная СОШ - №
Образовательной программой основного и среднего общего образования школы .
Цели программы «Путешествие в прошлое»:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по истории; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских и хакасских традициях, народных играх;
Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании истории, культуры РФ и РХ.
Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучении истории и культурного наследия родного края;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Сбор информации по определенной теме;
Развитие смекалки и сообразительности;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.
Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно – деятельного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно – исследовательском направлении.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия – 40 минут.
Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты
- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;
- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по алгоритму.
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- строить рассуждения о предложенной информации.
- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные УУД:
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владеть устной, письменной, монологической речью;
- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
-формулировать собственное мнение и позицию,
- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- проявлять интерес к изучению истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.
Содержание курса
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Аудиторные ( теория) | Внеаудиторные (практика) |
1 | Как изучается прошлое. | 10 | 4 | 6 | |
1.1 | История наука о прошлом. Исторический факт. | 2 | 1 | 1 | Анализ исторического факта |
1.2 | Исторический источник. Виды исторических источников. Архивоведение. | 4 | 2 | 2 | Познакомить с историческими источниками, их видами. |
1.3 | Измерение времени в исторической науке. Хронология. | 2 | | 2 | Практическая работа с лентой времени и особенностями современного летосчисления: счёт лет до нашей эры и нашей эры. |
1.4 | Историческая карта и план. | 2 | | 2 | Уметь различать карту и план. Повторить правила работы с картой. |
2 | Науки- помощницы истории. | 8 | 4 | 4 | |
2.1 | Археология. | 4 | 2 | 2 | Общее представление о работе археолога .Познакомить с важнейшими археологическими памятниками России. |
2.2 | Этнография. | 2 | 1 | 1 | Уметь анализировать мифы песни и сказания с исторической точки зрения. |
2.3 | Нумизматика, сфрагистика, метрология и др. | 3 | 1 | 2 | Иметь представление о данных науках. |
3 | История вокруг нас. | 10 | 2 | 8 | |
3.1 | Генеалогия. | 2 | | 2 | Уметь составлять свою родословную. |
3.2 | Топонимика. | 2 | | 2 | Иметь представление о том ,что в географических названиях содержится информация по изучению исторического прошлого. |
3.3 | Геральдика. | 2 | | 2 | Уметь различать гербы разных стран, знать историю возникновения и периоды Государственного герба РФ. |
3.4 | Знамёна и флаги в истории. | 2 | | 2 | Понимать общее и различия между гербом и флагом, знать историю и традиции , связанные с ними. |
3.5 | Из истории гимнов. | 2 | 2 | 1 | Знать что такое гимн и историю возникновения гимна РФ. |
4 | Как работать с историческими материалами в школе. | 4 | | 4 | |
4.1 | Художественная литература по исторической тематике. | 2 | 2 | 2 | Уметь отличать правду от вымысла в художественной литературе. |
4.2 | Живописные произведения на историческую тему .Историческая фотография. | 1 | 1 | 1 | Уметь работать с историческими картинами и фотографиями, анализировать и извлекать информацию. |
5 | Итоговые занятия. | 2 | 2 | 2 | Защита проектов. |
Итого: | 34 | 10 | 24 | |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Путешествие в прошлое».
№ п/п | Дата план | Дата факт | | Тема занятия |
1 | | | 1 | Вводное занятие. |
2,3 | | | 2 | История наука о прошлом. Исторический факт. |
4,5,6,7 | | | 4 | Исторический источник. Виды исторических источников. Архивоведение. |
8,9 | | | 2 | Измерение времени в исторической науке. Хронология. |
10, 11 | | | 2 | Историческая карта и план. |
12,13,14,15 | | | 4 | Археология. |
16,17 | | | 2 | Этнография. |
18,19,20 | | | 3 | Нумизматика, сфрагистика, метрология и др. |
21.22 | | | 2 | Генеалогия. |
23,24 | | | 2 | Топонимика. |
25,26 | | | 2 | Геральдика. |
27,28 | | | 2 | Знамёна и флаги в истории. |
29,30 | | | 2 | Из истории гимнов. |
31 | | | 1 | Живописные произведения на историческую тему . Историческая фотография. |
32 | | | 1 | Художественная литература по исторической тематике. |
33,34 | | | 2 | Итоговое занятие, защита проектов |