СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокал" для учащихся 5-6 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Вокал" для учащихся 5-6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вокал" для учащихся 5-6 класса»

Пояснительная записка.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис и важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.

Искусство вокала – доступное всем. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Приобщение к музыке включает в себя ознакомление детей с классическими произведениями, современными, с источниками музыкальной культуры.

 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни.

Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.

Музыка вокальная – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы. Основные жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера. Музыка религиозных традиций, образцы песенно- поэтического фольклора, праздники Русской православной церкви, народные традиции.

Педагог должен научить своих воспитанников основам музыке, принимая во внимание возрастные особенности учащихся. Для того чтобы занятия проходили плодотворно, руководитель должен правильно организовать и направить свою работу.

Руководитель должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы дети с удовольствием посещали занятия.

Целью данной программы является формирование музыкальной культуры школьников.

Задачи программы.

1.     Знакомство детей с разнообразием жанров вокальной музыки.

2.     Формирование любви и устойчивого интереса к музыке.

3.     Использование приобретенных умений и навыков в концертной деятельности, вне школы, в семье.

4.     Воспитание стремления, целеустремлённости, четко идти к поставленной цели, прививание навыков работы в коллективе; поощрение доброжелательного отношения друг к другу.

5.     Воспитание стремления к организации своего свободного времени, помощь детям в стремлении улучшить свои достигнутые результаты.

6.     Развитие эстетически-художественного вкуса, нравственности, фантазии, абстрактного мышления.

Ценностные ориентиры изучения курса:  

Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве. Нравственно-эстетическая проблематика занятий базируется на осмыслении детьми «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в разнообразных музыкальных образах – прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к Родине, природе, матери, людям, самому себе.

Предметные результаты: устойчивый интерес к музыке, к вокально- творческой деятельности, знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в учебно- творческой деятельности.

Метапредметные результаты: участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка, продуктивное сотрудничество со сверстниками в решении музыкально- творческих задач.

УУД, развиваемые на занятиях:

Личностные: проявлять интерес к музыкальным занятиям, эмоционально воспринимать музыку различных жанров и стилей, выражать свое отношение к музыке;

Познавательные: знать содержание, форму, музыкальный язык изучаемых произведений, уметь использовать средства музыкальной выразительности, элементы музыкальной грамоты; Регулятивные: выявлять характерные особенности русской музыки, сопоставлять с музыкой других народов и стран; Коммуникативные: взаимодействовать в коллективе, слышать ансамбль голосов, чисто петь в унисоне, владеть навыками двухголосного пения, участвовать в концертах школы Информационные: приобретать навыки музыкально- эстетического самообразования, использовать полученные навыки в организации классных мероприятий, досуга в семье.

Планируемые результаты: иметь основные представления об искусстве вокала, знать и различать основные жанры песенного искусства; понимать язык музыки (нотная грамотность, основные понятия); знать и применять правильную позицию голосового аппарата, знать и применять на практике средства музыкальной выразительности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 6 класса. Занятие 1час в неделю, всего 34 часа.

 





Учебно-тематический план

 

п/п

Дата

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1


Вводное занятие «История возникновения песни. Знакомство с творчеством мастеров-песенников». Выбор репертуара.

1

0,5

0,5

2


Нотная грамота. Музыкальные инструменты.

2

1

1

3


Разыграй песню.

1


1

4


Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа.

1

0,5

0,5

5


Разучивание песен на патриотическую тематику.

2

1

1

6


Жанры песенного фольклора

1

0,5

0,5

7


Разучивание русских народных песен

2


2

8


Жанры современной музыки

1

0,5

0,5

9


Разучивание эстрадных песен

4

1

3

10


Духовная музыка России

1

0,5

0,5

11


Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

0,5

0,5

12


Удивительный мир вокальных образов

1

0,5

0,5

13


Образы песен зарубежных композиторов

1


1

14


Праздники русской православной церкви

2

1

1

15


Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

2

1

1

16


Фольклор. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

2

1

1

17


Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны

2

1

1

18


Образ Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки

2

1

1

19


Музыка в кино, на телевидении

2

1

1

20


Песни на школьную тематику

2

1

1

21


Мир русского романса

1

 

1

22 


Урок- концерт 

 1

 

 


Итого

34

14,5

19,5

 


Содержание программы.

         Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом.

        Искусство пения – искусство души и для души.

        Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала  на чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  Жанры, стили, музыкальный язык вокальной музыки различных направлений (фольклор, духовная музыка, современная музыка, эстрадная музыка).

      Как пользоваться природными данными и развивать  вокальные способности.

     I Вокально-хоровая работа

       1.Знакомство с голосовым аппаратом

       Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.  Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

      Знакомство с детьми, изучение  способности к пению.

      Координационно-тренировочные занятия.

      2. Певческая установка. Унисон.        

      3. Дикция.      

     Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

       Разучивание скороговорок

       4. Работа в ансамбле

       Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность  работы над звуком.

1.   Работа над репертуаром;

2.   Разучивание распеваний;

3.   Работа над чистотой интонации;

4.      Определение примарной зоны звучания;

5.      Работа над мелодическим слухом;

6.      Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

7.      Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

8.      Работа над расширением певческого дыхания;

9.      Совершенствование дикции;

10.  Выявление тембров;

11  Работа над ритмическим слухом;

12.  Работа над расширением диапазона;

13.   Работа над художественным исполнением произведений.

II.Музыкально-теоретическая подготовка

1.Дирижерский жест

2.Основы музыкальной грамоты:     

Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

Мелодия – душа музыки.

Тембр – окраска звука.

Лад. Мажор. Минор.

Ритм – основа жизни и музыки

Темп – скорость музыки

Динамика – сила звука

       3.Пластическое интонирование, разыгрывание песен, музицирование.

Разыгрывание русских народных песен, игры, хороводы, музицирование на простейших народных инструментах.

4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.

5. Работа на сцене заключается в том, чтобы дети имели навыки сценической культуры.

В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах, концертах и театрализованных представлениях:

 концерт ко дню Знаний;

 концерт, посвященный Дню Учителя;

 новогодние праздники;

 православные праздники;

 рождественские выступления;

 Масленичные представления;

 концерт театрализованных представлений в дни каникул;

 концерт ко Дню 8 Марта;

 концерт ко Дню Победы;

 отчетный концерт;

 концерт ко Дню защиты детей.

 Методическое обеспечение программы.

 Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:

        репродуктивный (воспроизводящий)

       иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией видеоматериала)

В процессе обучения включена методическая работа:

- оформление кабинета стендами с методическими пособиями, необходимыми для обучения.


 Материально-техническое обеспечение занятий.

1.     Музыкальный класс, фортепьяно.

2.     Магнитофон, аудио – кассеты, диски.

3. Портреты композиторов, исполнителей, таблицы с нотными примерами.   



 Список литературы.

1.     О.А. Апраксина «Детское музыкальное пособие»

2.     Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе»

3.     Д.Е. Огородников «Музыкально-певческое воспитание детей в школе»

4.     Т.Н. Овчинникова «Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором»

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!