СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 10 класс»


МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»





Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы

Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________

от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе (русской)

для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

учителя русского языка и литературы

Солодиловой Елены Станиславовны









Введена в действие приказом №_____

от «_____» ____________2020г

Директор школы

_______________________Т.Н.Черняева









Черемисиново

2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Родная (русская ) литература»разработана на основе нормативных документов:


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года № 613; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1578; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645)

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

4. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Чеемисиновская СОШ

5. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 N 345, зарегистрирован Минюстом России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6. Учебный план МКОУ Черемисиновская СОШ на текущий год.















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к

историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,гимн);

– уважение к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности иглавным фактором национального самоопределения;

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного

члена российского общества, осознающего свои конституционные права иобязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствиис Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных

форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном

мире;

– ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.


Обучающийся получит возможность для формирования:


– способности обеспечить себе и своим близким достойную

жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–способности к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиямпрошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– способности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– способности к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным

явлениям;

– нравственного сознания и поведенияна основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,

готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к

людям;

– формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том

числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и

поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных

чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развития компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимания влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.__

Метапредметные результаты:

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до

их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,

избегая личностных оценочных суждений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы;

  • осуществлять контроль;

  • составлять план текста.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех

участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь насоображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных за-

дач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • выделять альтернативные способы достижения цели;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).



Предметные результаты:

Обучающийся научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),

приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или

проблемы;

– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения род-

ной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в

этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного

диалога;

– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание

на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие

анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать

их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в

художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных

решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь

определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, вы-

бор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора

и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что

в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные про-

изведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про-

изведения, понимание принадлежности произведения к литературному

направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,

предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных

произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в томчисле и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,

исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в

нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с

другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;

запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.



Содержание учебного предмета

(1 час в неделю, всего 34 часа в год)


Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в

рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»

предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательскойкомпетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историейРоссии, ее культурой и традициями:

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и чело-

век-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление

личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт

долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и

доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на

личность человека; человек и государственная система; гражданственность и

патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь иидеология).

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы

освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Личность – история – современность (время природное и историческое;

роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;

человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Данные тематические блоки определяются, исходя из современного со-

стояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия

русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их

общественной и культурно-исторической значимости.


Проблемно-тематический блок «Личность» ( 5 ч)

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.

Проблемно-тематический блок «Личность и семья» ( 14 ч)

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и

найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Не-

разрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего

быта.

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Трисестры».

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» ( 6 ч)

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений

Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на

личность человека.

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» ( 3 ч)

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными

жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.

В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору

общества в рассказе.

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» ( 6 ч)

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский

тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рас-

сказа.

Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.





Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения

урока

Название раздела,темы урока

план

факт

«Личность» ( 5 ч)

1



Тема «лишнего человека» в рассказе

И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

2



Приём самоиронии в рассказеИ.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

3



Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток».

История создания. Прототипы героев романа.

4



Становление личностиглавного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.

5



Макар Долгорукий как символ пониманиянародной правды и идеи нравственного«благообразия» в романе.

«Личность и семья» ( 14 ч)

6



А.Н.Островский. Комедия «Женитьба

Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то инайдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

7



Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.

8



И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести.

9



Душевные переживания юного героя по-

вести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

10



М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи.

11



Образ Иудушки Головлёва в романе

12



Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе

13



А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.

14



Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского».

15



Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

16



История жизни Ивана Ильича - «история

самая простая и обыкновенная и самая ужасная».

17



Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.

18



Мужчина и женщина, любовь и доверие вжизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

19



А.П. Чехов «Три сестры»: поколения,традиции, культура повседневности в драме.

«Личность – общество – государство» ( 6 ч)

20



И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

21



Образ главного героя романа. Отзывы в

критике.

22



Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.

23



Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на

rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение

двух мировоззрений.

24



Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

25



Специфика композиции произведения

«Гуттаперчевый мальчик».

«Личность – природа – цивилизация» ( 3 ч)

26



И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни,

занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты.

27



«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

28



Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок».

«Личность – история – современность» ( 6 ч)

29



Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум».

«Праведник» как национальный русский тип.

30



Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

31



Особенности творчества Г.И. Успенского.

Эссе «Выпрямила».

32



Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»

33



Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века»

34



Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!