СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"(1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

тематическое планирование

Математика и конструирование

1 класс (33ч)

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Геометрия и конструирование(33ч)

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса. Точка. Линия.

Ставить точки, проводить линии.

Регулятивные- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.


Познавательные - операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.


Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.



Ученик получит возможность для формирования:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника.



2

Прямая, кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости.

Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые

3

Виды бумаги.

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали.

4-

5

Практическая работа

с бумагой.



Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости.

6

Отрезок.

Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур.

7


Обозначение геометрических

фигур буквами.

Обозначать буквами изученные геометрические фигуры.

8

Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. Конструировать модели объектов по образцам. Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей

9

Луч.

Чертить луч.

10

Сантиметр.

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине.

11-12

Циркуль.


Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков

13-14

Угол.


Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах

15-16

Ломаная.

Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами.

17-18


Многоугольник.



Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины.

19-20

Прямоугольник.



Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров.

21-22

Соотнесение предметов с моделями прямоугольников.

Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата.

23-24

Единицы длины: дециметр, метр.

Работать с бумагой.

25

Повторение и закрепление пройденного.

Уметь сгибать бумагу, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдать правила безопасности, Уметь по линиям разметки, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, уметь изготавливать несложные аппликации

26-27

Изготовление геометрического набора треугольников.



Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

28-29

Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги.

С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. Уметь преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату.

30

«Оригами».

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами.

31

Оригами. Изготовление изделий  «Гриб»,  «Ба­бочка».

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами.

32

Оригами.Изготовление изделий », «Рыбка»,  «Зайчик».

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами.

33

Повторение и закрепление пройденного.

Уметь применять знания в практической деятельности.

























Тематическое планирование

2 класс (34ч)


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты


Геометрия и конструирование(34ч)

1

Повторение изученного в 1 классе.

Повторить геометрический материал:отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,квадрат.


Личностные - умение выделить нравственный аспект поведения.


Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Познавательные – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; моделирование.


Коммуникативные-умение слушать собеседника.


Ученик получит возможность для формирования:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Регулятивные - действия целеполагания, планирования, контроля.


Познавательные - сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации);

анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); синтез (составление целого из частей);

кодирование/ замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

декодирование/ считывание информации;

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.


Коммуникативные - ориентация на партнера по общению,

согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.


2

«Оригами» — «Воздушный

змей».

3

Треугольник.


Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник.

4-5


Прямоугольник.


Изготавливать модель складного метра.

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника

6

Луч и его обозначение.

Строить луч на бумаге, из пластилина, из ниток.

7

Числовой луч.

Познакомиться с понятиями «числовой луч», «единичный отрезок», «координата точки». Определять координаты точки. Находить точки с заданными координатами.

8

Метр. Соотношение между единицами длины.

Познакомиться с новой единицей длины – метр. Измерять длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»

9

Проект «Единицы измерения в Древней Руси»

Познакомиться с измерениями длины (массы) на Руси, инструментами для измерения, со словарём устаревших мер длины.

10-11

Середина отрезка.

Находить середину отрезка с помощью циркуля и не оцифрованной линейки (без измерений)

12

Отрезок, равный данному.


Строить отрезок,равный данному, спомощью циркуля.

13

Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник.

Познакомиться с понятиями: центр окружности, радиус, диаметр. Работать с циркулем. Вычерчивать фигуры и узоры с помощью циркуля. Моделировать из бумаги (круги) подвесные шары (оригами).

14

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Уточнение понятий «внутри», «вне», «на пересечении».

15-16

Практические работы



Изготавливать пакетдля хранения счётныхпалочек, подставку для кисточки. Преобразовывать фигуры по заданному правилу и по воображению. Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата).

17-18

Окружность.

Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.

19-20

«Ребристый шар»,

«Цыпленок»



Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию.

21-22

«Изготовление закладки для книги»



Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия.

23-24

Аппликация «Автомобиль».



Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия. Дополнять чертёж недостающим размером.

25-26

Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор».



Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия. Дополнять чертёж недостающим размером.

27-28

Оригами. «Щенок», «Жук».



Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки.

29-30

Набор «Конструктор».

Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.

31

Угол. Вершина угла, его стороны.

Познакомиться с понятием «угол». Строить углы на бумаге и сгибанием листа. Сравнивать углы наложением друг на друга. Вершина угла. Стороны.

32

Прямой угол.

Познакомиться с понятием «прямой угол». Обозначать угол буквами. Свободное моделирование всех типов углов.

33

Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.

Уточнять количество вершин, сторон, углов четырехугольника. Классифицировать углы внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.

34

Повторение и закрепление пройденного.

Уметь применять знания в практической деятельности.














Тематическое планирование 3 класс(34ч)


Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Геометрия и конструирование(34ч)

1-2


Повторение геометрического материала

Повторить геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник.

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации; умение использовать наглядные модели для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Ученик получит возможность для формирования:

Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.

Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения; обосновывать и доказывать собственное мнение.

- устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;

- использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения практических задач;

- исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);

-классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:

- разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;

- остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный; выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины; измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника; вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата; распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с помощью циркуля, обозначая центр.

3-4


Треугольник.



Знать видытреугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный,равносторонний. Строить треугольник по трём сторонам. Виды треугольниковпо углам: прямоугольный, остроугольный,тупоугольный.

Конструировать моделей различных треугольников.

5-6




Построение треугольников.





Различать треугольники по сторонам и по углам.

Строить треугольник по трём сторонам

с использованием циркуляи линейки.

Изготавливать модели треугольников разных видов.

7-8


Треугольная пирамида.







Правильная треугольная пирамида. Изготавливать модели правильной треугольнойпирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изготавливать каркасноймодели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек. Вершины,грани и рёбра пирамиды.

9

Периметр многоугольника


Находить периметр любого геометрического многоугольника.

10-11

Построение прямоугольника



Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойствего диагоналей. Строить квадрат на нелинованной бумагепо заданным его диагоналям.

12-13


Аппликация «Домик», «Бульдозер».



Изготавливатьпо чертежам аппликации «Домик», «Бульдозер».

Составлять аппликации различныхфигур из различных частей определённымобразом разрезанногоквадрата. Технологический рисунок.

14-15

Аппликация «Яхта в море»

Изготавливатьпо чертежам аппликации «Яхта в море».

Составлять аппликации различныхфигур из различных частей определённымобразом разрезанногоквадрата. Технологический рисунок.

16-17

Площадь фигур.



Единицыплощади. Площадьпрямоугольника (квадрата), различныхфигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Определять площадь прямоугольника (квадрата)

18-19

Разметка окружности.



Разметка окружности.Делить окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготавливать модели цветкас использованием деления круга на 8 равных частей

20-21

Деление окружности на части.


Деление окружностина 3, 6, 12 равныхчастей. Изготовлениемодели часов.

22-23

Окружность и плоскость.



Взаимное расположение окружностей наплоскости. Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические)окружности.

24

Деление отрезка пополам.


Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений).

25

Треугольник, вписанный

в окружность (круг).

Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)

26-27


Аппликация «Паровоз»



Изготавливать аппликации «Паровоз»,геометрическую игру«Танграм» и аппликации фигур из частей игры «Танграм».

28

Оригами «Лебедь».

«Оригами». Изготовление изделия «Лебедь».

29-30

«Подъёмный кран» и «Транспортёр»

Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведенным рисункаммоделей «Подъёмныйкран» и «Транспортёр»

31

Измерение времени.

Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени.

32-33

Проект «Как измеряли время в древности»

Примеры подтем: древний календарь, солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности

34

Решение логических задач. Шифрование текста.

Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.














Тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Геометрия и конструирование(34ч)

1-3

Прямоугольный параллелепипед.


Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовлениемодели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки.

Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.

Регулятивные способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативныеумение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

4-6

Куб.



Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели изсчётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковыхполосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов

7-8

«Изготовление модели платяного шкафа»


Практическая работа«Изготовление модели платяного шкафа по приведённому чертежу.

.

9

Проект «Системы счисления».

Примеры подтем: десятичная система счисления, двоичная система счисления, ЭВМ и система счисления, системы счисления в разных профессиях.

10-11

Параллелепипед в трех проекциях.



Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях.Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесениечертежа и рисункапрямоугольного параллелепипеда.

12-13

Параллелепипед в трех проекциях.



Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях.Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесениечертежа и рисункапрямоугольного параллелепипеда.

14-15

Куб в трех проекциях.



Чертёж куба в трёхпроекциях. Чтениечертежа куба в трёхпроекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба

16-17

«Модель гаража».



Практическая работа «Изготовление почертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.

18

Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)

Новый вид наглядного соотношения между величинами. Построение координаты на луче, на плоскости. Организация игр «Морской бой», «Крестики-нолики» на бесконечной доске.

19

Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.

Практическое задание: как разделить отрезок на 2 (4, 8, …) равные части, пользуясь только циркулем и линейкой (без шкалы)?

20

Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.

Повторение и обобщение знаний об угле как геометрической фигуре. Величина угла (градусная мера). Измерение величины угла в градусах при помощи транспортира. Разные способы сравнения углов. Построение углов заданной величины.

21-22


Осевая симметрия.



Выделение фигур,имеющих и не имеющих оси симметрии.

Повторение геометрического материала.

23-24

Цилиндр.



Представление о цилиндре. Соотнесениецилиндра и предметовокружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Из­готовление моделицилиндра.

25-26

Подставка под карандаши.


Изготовление по чер­тежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра.

27-28

Шар. Сфера.



Знакомство с шаром и сферой. Работать в группе: распределение объек­тов для изготовления,составления композиции.

29-30

Модель асфальтового катка


Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка».

31-32

Набор «Монгольская игра».


Изготовление набора «Монгольская игра».


33

«Оригами» «Лиса и журавль».

«Оригами» — «Лиса и журавль».

34

Столб­чатые диаграммы.


Знакомство со столб­чатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм




























Лист внесения изменений



Дата

Содержание

Основания внесения изменений

Подпись лица внесшего запись



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!