СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" разработана на основе автроской программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М. М. Безруких

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 2 класс»

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана на основе авторской программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011 и допущена министерством образования Российской Федерации.


Особенности построения курса

Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:

1-2 классы – «Разговор о правильном питании»

3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»


Направленность программы «Разговор о правильном питании».


В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Здоровье детей – это здоровье нации.

Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!»

  Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Цели: 

- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи: 

1. обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;

2. развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

3. воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.




Принципы построения программы

Программа построена на основе следующих принципов:


  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).


Ценностные ориентиры содержания программы


  • Развитие познавательных интересов.

  • Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.

  • Развитие  самосознания младшего школьника как личности.

  • Уважение к себе.

  • Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

  • Иметь и выражать свою точку зрения.

  • Целеустремлённость.

  • Настойчивость в достижении цели.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Способность критично оценивать свои действия и поступки. 

  • Коммуникабельность


Формы, методы, средства организации внеурочной деятельности


      Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

 Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.


Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.


Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • Проблемный 

  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

  • Объяснительно-иллюстративный.


Формы подведения итогов

  • Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

  • Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин.

В том числе:

  • оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

  • оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»; мероприятия «День рождения Колоска и Бобового зёрнышка» или «День рождения Зелибобы»

  • детские презентации;

  • учебно-исследовательский проект.


В 2020-2021 учебном году программа реализуется во 2А классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 24» имени Петра Самойловича Приходько и рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), учитывая особенности календаря текущего года и расписания занятий.















Планируемые  результаты

освоения обучающимися программы курса

«Разговор о правильном питании»

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся (второй уровень результатов ) – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов


Уровень

Особенности

возрастной категории

Действия педагога

2 уровень

(2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем

Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;

  • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

  • Учиться работать по предложенному учителем плану

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя



  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других

  • Читать и пересказывать текст

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  •  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам

  • Выделять существенные признаки предметов

  • Сравнивать между собой предметы, явления

  • Обобщать, делать несложные выводы

  • Определять последовательность действий


































Содержание курса

внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

Разнообразие питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни

Знания, умения, навыкикоторые формирует данная программа у младших школьников:

Во 2 – м классе:

знание о структуре ежедневного рациона питания;

навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.


Содержание

Теория

Практика

1. Вводное занятие

Повторение правил питания

Ролевые игры

2. Путешествие по улице «правильного питания».

Знакомство с вариантами полдника

Игра, викторины

3. Молоко и молочные продукты.

 Значение молока и молочных продуктов

Работа в тетрадях, составление меню.Конкурс-викторина

4. Продукты для ужина.

Беседа «Пора ужинать»

Ужин, как обязательный компонент питания

Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевыен игры

5. Витамины.

Беседа «Где найти витамины в разные времена года».

Составление и отгадывание

кроссвордов, практическая работа ролевые игры.

6. Вкусовые качества продуктов.

Беседа «На вкус и цвет товарища нет».

Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры  

7. Значение жидкости в организме.

Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков.

Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»

8. Разнообразное питание.

Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты.

Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры.

9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты.

Беседа «О пользе витаминных продуктов».Значение  витаминов и минеральных веществ в питании человека.

КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры.

10. Проведение праздника «Витаминная страна».


Конкурсы, ролевые игры.

11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт».



12. Подведение итогов.


Отчет о проделанной работе.


























Материально-техническое

и учебно-методическое обеспечение программы курса

1.  Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

3.  Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

4. Витамины/ Под ред. Смирнова М.П..-М.: Медицина, 1974.140 с.

5. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

6. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28

7. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47

9. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

10. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

11. Ладого К.С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

12. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

14. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.




Тематическое планирование


Раздел

Тема

Количество часов

Дата

по плану

Дата

по факту


Вводное занятие. Повторение правил питания.

1



Гигиена питания

Путешествие по улице правильного питания.

1



Время есть булочки.

1



Разнообразие питания

Оформление плаката молоко и молочные продукты.

1



Культура питания

Конкурс, викторина знатоки молока.

1



Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости»

1



Режим питания

Пора ужинать

1



Практическая работа как приготовить бутерброды

1



Рацион питания

Составление меню для ужина.

1



Рацион питания

Значение витаминов в жизни человека.

1



Практическая работа.

1



Рацион питания

Морепродукты.

1



Отгадай мелодию.

1



Рацион питания

«На вкус и цвет товарища нет»

1



Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»

1



Рацион питания

Как утолить жажду

1



Игра «Посещение музея воды»

1



Разнообразие питания

Праздник чая

1



Культура питания

Что надо есть, что бы стать сильнее

1



Практическая работа «Меню спортсмена»

1



Рацион питания

Практическая работа «Мой день»

1



Разнообразие питания

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

1



Практическая работа «Изготовление витаминного салата»

1



Разнообразие питания

КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты»

1



Оформление плаката «Витаминная страна»

1



Посадка лука.

1



Разнообразие питания

Каждому овощу свое время.

1



Инсценирование сказки вершки и корешки

1



Конкурс «Овощной ресторан»

1



Разнообразие питания

Изготовление книжки «Витаминная азбука»

1



Проект

1



Проект

1



Режим питания

Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».

1


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!