Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
| УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «СОШ № 13» _______________ / Г. П. Чиликина/ Приказ №150 от 31 августа 2020 г. № |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности кружка «Карта-второй язык географии»
для учащихся 9- класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель первой категории
Егорова Татьяна Александровна
г. Воскресенск
2020 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Карта-второй язык географии" для 9класса по внеурочной деятельности разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012(ред. от 25.05.2020), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №13»,, на основе авторской программы Арван Е. Ю.
учебник : Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2014.
рабочая тетрадь: Дронов. География. 9 кл. География России. Природа. Население. Хозяйство. Р/т. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС)Атлас.
Атлас. География.9кл. ДИК. (ФГОС)
Место кружка
Кружок «Карта-язык географии » относится к общеинтеллектуальному направлению плана внеурочной деятельности .
На проведение кружка в плане внеурочной деятельности МОУ "СОШ №13" отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.
Планируемые результаты кружка
Личностными результатами географии являются:
развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
совершенствование языка географической науки у учащихся.
Метапредметными результатами географии являются:
развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
овладение географической культурой, воспитание толерантности;
воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
По окончанию курса научатся:
проводить самостоятельный поиск информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
находить в разных источниках географическую информацию;
составлять краткую характеристику разных территорий;
приводить примеры, используя основные источники географической информации;
определять расстояния и направления на местности и по плану;
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
По окончанию курса должны получить возможность научиться:
ориентирования на местности;
чтения планов местности и географических карт;
проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
повышения собственной географической культуры.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Основное содержание программы
Введение – 1 ч.
Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов
Тема 1. Источники географической информации – 6 часов
Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов
Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи России».
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов
Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.
Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.
Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов
Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».
Тема 5. Природа России - 6 часов
Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.
Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.
Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.
Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.
Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов
Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.
Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.
Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.
Календарно-тематический план
кружка «Карта-язык географии»
для 9 класса
на 2020-2021 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение – 1 час |
1 | 1 | Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования. | 01.09-04.09 | |
Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов |
Тема 1. Источники географической информации - 6 часов |
2 | | Источники географической информации и методы географических исследований | 07.09-11.09 | |
3 | | План местности. Масштаб. Решение задач. | 14.09-18.09 | |
4 | | Географическая карта, глобус. Картографические проекции. | 21.09-25.09 | |
5 | | Решение задач на определение географических координат. | 29.09-02.10 | |
6 | | Чтение плана местности и географической карты. | 12.10-16.10 | |
7 | | Решение олимпиадных заданий: «План и карта». | 19.10-23.10 | |
Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов |
8 | | Предпосылки Великих географических открытий. | 26.10-30.10 | |
9 | | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | 02.11-06.11 | |
10 | | Великие географические открытия и расширение их ойкумены. | 09.11-13.11 | |
11 | | Этапы и методы изучения территории России. | 23.11-27.11 | |
12 | | Интерактивная викторина: «Исследователи России». | 30.11-04.12 | |
Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов |
13 | 1. | Геологическое прошлое планеты. | 07.12-11.12 | |
14 | 2. | Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. | 14.12-18.12 | |
15 | 3. | Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. | 21.12-25.12 | |
16 | 4. | Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан». | 28.12-31.12 | |
17 | 5. | Разнообразие природных зон и комплексов Земли. | 11.01-15.01 | |
Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов |
18 | | Происхождение материков и впадин океанов. | 18.01-22.01 | |
19 | | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. | 25.01-29.01 | |
20 | | Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки. | 01.02-05.02 | |
21 | | Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки. | 08.02-12.02 | |
22 | | Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки. | 22.02-26.02 | |
23 | | Конкурс презентаций: «Рекорды материков». | 01.03-05.03 | |
Тема 5. Природа России – 6 часов |
24 | | Пространство России. Границы. Особенности географического положения России. | 08.03-12.03 | |
25 | | Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий. | 15.03-19.03 | |
26 | | Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны. | 22.03-26.03 | |
27 | | Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России. | 29.03-02.04 | |
28 | | Почвы, природные зоны России. Составление коллажей. | 12.04-16.04 | |
29 | | Заповедная Россия. Памятники природы. | 19.04-23.04 | |
Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов |
30 | | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России. | 26.04-30.04 | |
31 | | Основные межотраслевые комплексы. | 03.05-07.05 | |
32 | | Географические особенности экономических регионов России. | 10.05-14.05 | |
33 | | Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. | 17.05-21.05 | |
34 | | Итоговое занятие. Защита творческих работ. | 24.05-28.05 | |
Итого | часов | В том числе: |
| | | |
по программе | 34 | | | | |
выпол нено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_____________________/
«_28_____» _____августа_________ 2020____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании (ШМО.....) научно-методического совета МОУ "СОШ №13", рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «_28__» ___августа_____ 2020__ г.
Руководитель ШМО(НМС) _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
7