Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Столбовская школа », утвержденная приказом школы от 31.08.2015 № 218.
3. Учебного плана МОУ «Столбовская школа» на 2020/2021 учебный год, приказ от 29.06.2020 г. № 125.
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Столбовская школа» Джанкойского района Республики Крым, приказ от 30.08.2019г. № 217.
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель программы: формирование у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Личностные УУД
- формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД
- формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
- научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- научиться создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
- научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема 1.: Причины ДТП.( 1 ч.)
Формирование четкого представления о причинах дорожно-транспортных происшествий.
Беседа, презентация.
Тема 2: Где и как переходить улицу? ( 2 ч.)
Обучение правильному переходу улиц. Закрепление знаний о причинах дорожно-транспортных происшествий.
Презентация, историческая беседа, ролевая игра.
Тема 3: Перекрестки и их виды.( 2ч.)
Понятие о перекрестке и его видах. Формирование четкого представления о том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации – «ловушки» могут подстерегать пешехода.
Беседа, презентация, ролевая игра.
Тема 4: Сигналы светофора с дополнительной секцией.( 1ч.)
Понятие о светофорах с дополнительной секцией. Закрепить знания о различных видах светофоров.
Беседа, презентация, работа в парах, блиц-опрос.
Тема 5: Знаки для пешеходов и для водителей.( 2 ч.)
Обучение правильного пользования знаками для пешеходов и водителей.
Опрос, беседа, презентация.
Тема 6: Движение транспортных средств. (2 ч.)
Понятие о скорости движения транспорта
Презентация, беседа.
Тема 7: Движение по загородным (сельским) дорогам.(2 ч.)
Обучение важным сведениям о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучение дополнительных требований к движению гужевых повозок и погону животных.
Презентация, беседа.
Тема 8: Дополнительные требования к движению велосипедистов.( 2 ч.)
Понятия о порядке движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрирования, о технических требованиях к велосипеду.
Презентация, опрос, беседа.
Тема 9: Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). (3 ч.)
Понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Обучение быстрому оказанию первой медицинской помощи.
Презентация, беседа, ролевая игра, блиц-опрос.
3.Тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»
Класс 6
Количество часов по учебному плану
Всего 17 часов; в неделю 0,5 часа.
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Наименование раздела и тем | Учебные часы |
1. | Причины ДТП. | 1 |
2. | Где и как переходить улицу? | 2 |
3. | Перекрестки и их виды. | 2 |
4. | Сигналы светофора с дополнительной секцией. | 1 |
5. | Знаки для пешеходов и для водителей. | 2 |
6. | Движение транспортных средств. | 2 |
7. | Движение по загородным( сельским) дорогам. | 2 |
8. | Дополнительные требования к движению велосипедов. | 2 |
9. | Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). | 3 |
| Итого: | 17 |