В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и общения – в процессе усвоения математического содержания.
Изучение математики на занятиях внеурочной деятельности «Решай-ка» предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, развитие мышления, познавательной де6ятельности, выявление и развитие их математических способностей.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои познавательные возможности.
Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, не выходящие за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему развитию школьника.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать задачи, а также совершенствовать навыки собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне требований, развивая учебную мотивацию.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год : 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Направление: интеллектуальное
Цель: обеспечить числовую грамотность учащихся, углубить начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, научить анализировать.
Развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, познавательной деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися математическими понятиями.
Задачи:
Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
Развивать мышление ребёнка, его познавательную деятельность.
Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
Предполагаемые результаты:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
формировать познавательное мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
Формы работы:
решение занимательных задач;
знакомство с детской литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
Содержание внеурочной деятельности
по математике «Решай-ка»
Разделы | Темы | Кол. час |
Из истории математики. | Арабские и римские цифры. Из истории числа. Просмотр мультфильма. | 3 |
Нумерация. | Числа от 1до 10. | 3 |
Число и цифра | Отличаем число и цифру играя | 6 |
Сюжетно-ролевые игры. | Детские доступные пониманию игры для младших школьников | 10 |
Круговые примеры | 1 |
Ориентирование | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 2 |
Сложение и вычитание | Сложение и вычитание в пределах 10. Математические ребусы | 3 |
Меры длины Геометрический материал | Единицы длины. Чертим отрезки, геометрические фигуры. Составление книжки-малышки. | 3 |
| Математические ребусы. Круговые примеры. | 2 |
Состав числа | Состав числа от 1 до 10. Магические квадраты. | 2 |
Математические игры | Учимся решать логические задачи. Игры на внимание | 2 |
Учимся быть наблюдательными. Игра «Что изменилось?» | 2 |
Задания на смекалку. Логическое домино | 2 |
Математические фокусы. Чудесный фокус. | 2 |
Весёлые задачки. Графические диктанты. | 2 |
Сравнение чисел | Сравнение чисел, выражений. Игра «Молчанка» | 1 |
Конструктор | Правила безопасности работы с конструктором. Ознакомление с неподвижными соединениями деталей, выполнение упражнений в завинчивании гайки рукой. Изготовление игрушек из деталей конструктора | 14 |
Сравнение величин. | Сравнение величин. Магические квадраты. | 2 |
Точка. Линии. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Ломаная линия звено ломаной. | 2 |
Равенство. Неравенство. | Равенство. Неравенство. Весёлые задачки. | 2 |
Всего | | 68 час |
Литература:
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. – М.: Просвещение, 2014.
2 Перельман Я.И. «Веселые задачи», М.,АСТ*Астрель,2005.
3.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе.- М.: Просвещение, 1975.
4. ВолинаВ.,М. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», 2002.
5. Лазуренко Л.В., «Занимательные материалы к урокам математики», В., 2005.