Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____»________________2021г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
2 класс
Учитель начальных классов
Качалова Надежда Александровна
д. Грешнево
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык». в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учётом программы воспитания.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.).
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко - буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в словах. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч).
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отношение к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова,слова,слова… | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
| Итого: | 170 часов |
Примерный график проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | проверочная работа – 1 контрольных списываний – 1 диктантов – 4 диагностических работ - 1 |
2 четверть | 35 часов | диктантов –3 |
3 четверть | 50 часов | проверочные работы– 3 контрольных списываний – 1 диктантов – 3 |
4 четверть | 40 часов | контрольных списываний – 1 диктантов – 2 проверочных работ – 4 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | контрольных списываний – 3 диктантов – 12 проверочных работ – 8 диагностических работ - 1 |
Развитие речи
1 четверть | сочинений - 2 |
2 четверть | изложений - 1 сочинений - 1 |
3 четверть | изложений – 3 сочинение – 1 |
4 четверть | сочинение - 1 |
Итого: | изложений - 4 сочинений - 5 |
Проекты
1. | «И в шутку и всерьез» |
2. | «Пишем письмо» |
3. | «Рифма» |
4. | «В словари – за частями речи» |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:
-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
-письменно отвечать на вопросы к тексту;
-писать под диктовку;
-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
-составлять предложения, различные по цели высказывания;
-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
-различать текст-пословицу и текст-загадку;
-писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Слова, слова, слова… (27 часов)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме «Слова, слова, слова…» дети научатся:
-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
-выделять корень в однокоренных словах;
-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» дети учатся:
-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Звуки и буквы (34 часа)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
-слушать, анализировать звучащее слово;
-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;
-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)
Планируемые результаты обучения.
В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи (47 часов)
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
-распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
-писать имена собственные по правилам;
-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
-изменять имя прилагательное по числам;
-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
-изменять глаголы по числам;
-писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?
-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
-понимать значение предлогов в речи.
Цифровые образовательные ресурсы |
Какая бывает речь | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202/start/123206/ |
Что можно узнать о человеке по его речи? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3953/start/178188/ |
Монолог и диалог | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/start/203386/ |
Закрепление знаний по разделу «Наша речь» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3481/start/178593/ |
Что такое текст | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476/start/178250/ |
Признаки текста: целостность, связность, законченность | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4184/start/219949/ |
Тема и главная мысль текста. Заглавие | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/201259/ |
Какие части можно выделить в тексте (части текста) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ |
Изложение | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5563/start/114967/ |
Что такое предложение? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487/start/178281/ |
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5289/start/201290/ |
Что такое члены предложения? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4227/start/135162/ |
Главные члены предложения (основа) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5291/start/201322/ |
Второстепенные члены предложения (без деления на виды) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3501/start/201386/ |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3509/start/201480/ |
Что такое распространенное и нераспространенное предложения? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5294/start/178624/ |
Связь слов в предложении | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5623/start/179793/ |
Коллективное сочинение по картине И. С. Остроухова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3519/start/201605/ |
Закрепление по теме «Предложение» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5292/start/179824/ |
Что такое лексическое значение слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5128/start/271820/ |
Слово | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4216/start/92450/ |
Что такое однозначные и многозначные слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008/start/90930/ |
Что такое прямое и переносное значение слов? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6079/start/179855/ |
Что такое синонимы? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203/start/201637/ |
Что такое антонимы? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204/start/201700/ |
Слова, близкие по значению | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/2812718 |
Слова, противоположные по значению | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/5512877 |
Работа с электронными словарями синонимов и антонимов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5293/start/201732/ |
Изложение текста по данным к нему вопросам | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3530/start/201764/ |
Что такое родственные слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4218/start/201796/ |
Что такое корень слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/start/179887/ |
Что такое однокоренные слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6216/start/201827/ |
Какие бывают слоги? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5295/start/201858/ |
Как определить ударный слог? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4220/start/201891/ |
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5283/start/ |
Как переносить с одной строки на другую? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5296/start/ |
Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5297/start/201986/ |
Слова, слова, слова… | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4222/start/180190/ |
Как различить звуки и буквы? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4205/start/202017/ |
Как мы используем алфавит? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5284/start/202084/ |
Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5285/start/180045/ |
Коллективное сочинение по картине З. Е. Серебряковой «За обедом» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4219/start/92482/ |
Звуки и буквы. Алфавит | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6011/start/203480/ |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3626/start/219981/ |
Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3539/start/180077/ |
Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой Э. Ознакомление со словарем иностранных слов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6081/start/220012/ |
Правописание слов с безударным гласным в корне | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ |
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3552/start/202208/ |
Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3965/start/ |
Согласный звук [Й] и буква И краткое | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3560/start/141460/ |
Слова с удвоенными согласными | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4221/start/220074/ |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6004/start/ |
Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/ |
Гласные и согласные звуки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4226/start/129901/ |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4223/start/129970/ |
Рифма | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3570/start/271882/ |
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006/start/220105/ |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5323/start/220163/ |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3582/start/141522/ |
Разделительный мягкий знак | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5324/start/202489/ |
Закрепление по разделу «Звуки и буквы» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6007/start/202520/ |
Что такое части речи? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6009/start/220195/ |
Слова-предметы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5338/start/202582/ |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6005/start/180768/ |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3975/start/180800/ |
Единственное и множественное число имён существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ https://mosobr.tv/release/7939 |
Урок обобщения знаний по теме «Существительные» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3591/start/202771/ |
Слова-действия | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ |
Единственное и множественное число глаголов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4241/start/220364/ https://mosobr.tv/release/7843 |
Правописание частицы НЕ с глаголами | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/start/220395/ |
Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986/start/180951/ |
Урок обобщения знаний по теме «Глагол» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5339/start/220426/ |
Слова-признаки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ |
Единственное и множественное число прилагательных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4279/start/181105/ |
Что такое текст-описание? Какова в нем роль прилагательных? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601/start/220598/ |
Урок обобщения знаний по теме «Прилагательные» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5304/start/90100/ |
Что такое местоимение? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4282/start/220631/ |
Что такое текст-рассуждение? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5343/start/220689/ |
Урок обобщения знаний по теме «Местоимения» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5345/start/220831/ |
Для чего служат предлоги в части речи? Как пишутся предлоги со словами? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ |
Закрепление по разделу «Части речи» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5344/start/220895/ |
Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3636/start/ |
В мире предложений | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3616/start/203112/ |
В мире слов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4276/start/221007/ |
Наши знакомые – части речи | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6316/start/203143/ |
В мире звуков и букв | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3627/start/203293/ |
Правила правописания | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4280/start/221174/ |
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | https://www.youtube.com/watch?v=XH1Ol-lUwa8 |
Слова, отвечающие на вопросы «Какая?», «Какое?», «Какой?», «Какие?» | https://www.youtube.com/watch?v=PFojqRCVYH4 |
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | https://www.youtube.com/watch?v=Eq4CWD4Cg3A |
Предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/1162189 |
Предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное) | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/4090164 |
От бумажного до электронного письма | https://mosobr.tv/release/7881 |
Материально-техническое обеспечение
Учебники:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради:
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс.
Библиографический список для учителя:
Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2019. – 368с.
КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2021. -80с
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
1 четверть Раздел «Наша речь» |
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Содержание учебника, условные обозначения. | 1 | 02.09 |
2 | Речь как источник информации о человеке. Употребление в речи «вежливых» слов. Урок разработан с учетом программы воспитания. Духовно-нравственное воспитание. | 1 | 03.09 |
3 | Термины «диалог» и «монолог», их отличие. Оформление диалога на письме. | 1 | 06.09 |
4 | Контрольное списывание. | 1 | 07.09 |
Раздел «Текст» |
5 | Работа над ошибками. Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Смысловое единство предложений в тексте. | 1 | 08.09 |
6 | Тема и главная мысль текста. Определение темы и главной мысли текста. Заглавие текста. | 1 | 09.09 |
7 | Части текста: начало, основная часть, заключение. Развитие умения делить текст на части, озаглавливать части, составлять простой план. | 1 | 10.09 |
8 | Входная контрольная работа №1 за курс первого класса. (Проверить умение самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). | 1 | 13.09 |
9 | Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с изученными орфограммами. | 1 | 14.09 |
Раздел «Предложение» |
10 | Предложение, его значение и признаки. Различение предложения, словосочетания, слова. Установление связи между словами в предложении. | 1 | 15.09 |
11 | Предложение. Оформление предложения на письме. Правило постановки знаков препинания в конце предложения. | 1 | 16.09 |
12 | Развитие речи № Составление предложений с опорой на иллюстрацию. | 1 | 17.09 |
13 | Работа над ошибками. Редактирование предложений. Понятие «Главные члены предложения», «Основа предложения». Нахождение главных членов предложения. | 1 | 20.09 |
14 | Понятие «Второстепенные члены предложения». Различение главных и второстепенных членов предложения. Нахождение второстепенных членов предложения. | 1 | 21.09 |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого и второстепенных. | 1 | 22.09 |
16 | Понятия «распространенные и нераспространенные члены предложения». Упражнение в нахождении разных видов предложений. | 1 | 23.09 |
17 | Связь слов в предложении. Постановка вопроса от главного слова к зависимому. | 1 | 24.09 |
18 | Развитие речи №2. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 27.09 |
19 | Работа над ошибками. Редактирование предложений. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Проверочная работа №1 по теме «Предложение». | 1 | 28.09 |
20 | Контрольный диктант. | 1 | 29.09 |
21 | Работа над ошибками. Правило оформления предложений на письме. | | 30.09 |
Раздел «Слова, слова, слова…» |
22 | Лексическое значение слова. Упражнение в определении значения слова. Р.р. работа с толковым словарем. | 1 | 01.10 |
23 | Лексическое значение слова. Нахождение слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря. | 1 | 04.10 |
24 | Однозначные и многозначные слова. Понятие об однозначных и многозначных словах. Упражнение в нахождении многозначных слов. | 1 | 05.10 |
25 | Понятие прямое и переносное значение многозначных слов. Упражнения в определении прямого и переносного значения слова. | 1 | 06.10 |
26 | Понятие «синонимы». Различие оттенков значений синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в речи. | 1 | 07.10 |
27 | Понятие «антонимы». Наблюдение за использованием антонимов в речи. | 1 | 08.10 |
28 | Закрепление материала. С.р. по теме: «антонимы и синонимы». | 1 | 11.10 |
29 | Контрольный диктант | 1 | 12.10 |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 13.10 |
31 | Понятие «родственные (однокоренные) слова. Поиск в тексте родственных слов. Родственные (однокоренные) слова. Образование родственных слов и употребление их в речи. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 14.10 |
32 | Развитие речи №3. Составление текста с использованием синонимов на тему «Осень». | 1 | 15.10 |
33 | Понятия «корень», «однокоренные слова». Образование однокоренных слов, выделение корня в словах. | 1 | 18.10 |
34 | Различение родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Р.р. Составление текста по опорным словам. | 1 | 19.10 |
35 | Слоги. Правило деления слов на слоги. Упражнение в делении слов на слоги. | 1 | 20.10 |
36 | Понятие «ударение». Способы выделения ударения. Постановка ударения в словах. | 1 | 21.10 |
37 | Зависимость значения слова от ударения. Определение ударных и безударных слогов в словах. | | 22.10 |
38 | Обучающее сочинение по серии картинок. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологичское воспитание. | 1 | 08.11 |
39 | Работа над ошибками. Проверочная работа №2 по теме: «Слово и его значение». | 1 | 09.11 |
40 | Словарный диктант. Перенос слов. Правила переноса слова с одной строки на другую. | 1 | 10.11 |
41 | Закрепление материала. Перенос слов. Упражнение в переносе слов с одной строки на другую. | 1 | 11.11 |
2 четверть |
Раздел «Звуки и буквы» |
42 | Контрольный диктант. | 1 | 12.11 |
43 | Работа над ошибками. | 1 | 15.11 |
44 | Звуки и буквы. Различие между звуками и буквами. Транскрипция слов. | 1 | 16.11 |
45 | Русский алфавит. Значение алфавита. Правильное название букв, знание их последовательности. | 1 | 17.11 |
46 | Русский алфавит. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками. Написание слов в алфавитном порядке. | 1 | 18.11 |
47 | Развитие речи №5. Составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». Урок разработан с учетом программы воспитания. Духовно-нравственное воспитание. | 1 | 19.11 |
48 | Работа над ошибками. Гласные звуки. Признаки гласного звука. Обозначение гласных звуков на письме. | 1 | 22.11 |
49 | Контрольный диктант. | 1 | 23.11 |
50 | Работа над ошибками. | 1 | 24.11 |
51 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | 25.11 |
52 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | 26.11 |
53 | Способы проверки безударного гласного звука. | 1 | 29.11 |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 30.11 |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Р.р.№ Работа с орфографическим словарем. | 1 | 1.12 |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 2.12 |
57 | Упражнения в написании слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 3.12 |
58 | Развитие речи №6. Обучающее сочинение по репродукции картины С.А. Тутунова «Пришла зима. Детство». Урок разработан с учетом программы воспитания. Духовно-нравственное воспитание. | 1 | 6.12 |
59 | Проверочный диктант по теме: «правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне». | 1 | 7.12 |
60 | Работа над ошибками. Закрепление умения писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 8.12 |
61 | Согласные звуки. Признаки согласного звука. Различие согласных и гласных звуков и букв. | 1 | 9.12 |
62 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | 10.12 |
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. Обозначение звука [Й] буквами И,Е,Ё,Ю,Я. Транскрипция слов с Й. | 1 | 13.12 |
64 | Слова с удвоенными согласными. Умение слышать и обозначать на письме удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1 | 14.12 |
65 | Развитие речи №7. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по готовому плану. Коллективное составление рассказа по картине А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 15.12 |
66 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 1 | 16.12 |
67 | Проект «И в шутку и всерьез». Отбор занимательного материала по предмету. Представление проектов. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | 17.12 |
68 | Твердые и мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков и буквы для их обозначения. | 1 | 20.12 |
69 | Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 1 | 21.12 |
70 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме. | 1 | 22.12 |
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. Формирование орфографической зоркости. | 1 | 23.12 |
72 | Упражнения в написании и произношении мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | 24.12 |
73 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Составление ответов на вопросы к тексту. | 1 | 27.12 |
74 | Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием. Правила оформления предложений. | 1 | 28.12 |
75 | Работа над ошибками. Упражнения в написании слов, написании которых нужно запомнить (словарные слова). Формирование орфографической зоркости. | 1 | 29.12 |
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | 10.01 |
77 | Обобщающий урок. Написание слов с изученными орфограммами. Проверочная работа №3 по теме «Звуки и буквы». | | 11.01 |
Раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 12.01 |
79 | Развитие речи №8. Р.р. Обучающее изложение. Урок разработан с учетом программы воспитания. Духовно-нравственное воспитание. | 1 | 13.01 |
3 четверть |
80 | Повторение по теме: «Твердые и мягкие согласные». Обозначение мягкости согласных буквами И. Е, Ё, Я, Ю, Ь. | 1 | 14.01 |
81 | Наши проекты. Рифма. Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. | 1 | 17.01 |
82 | Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Формирование орфографической зоркости. | 1 | 18.01 |
83 | Проверочный диктант по теме: «Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ». | 1 | 19.01 |
84 | Работа над ошибками. Распознавание согласных звонких и глухих звуков на конце слова. | 1 | |
85 | Звонкие и глухие согласные звуки. Распознавание согласных звонких и глухих звуков на конце слова. | 1 | |
86 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | |
87 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 1 | |
88 | Способы проверки парных согласных в корне слова. Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | |
89 | Проверка парных согласных на конце слова: изменение формы слова и подбор однокоренных слов. | 1 | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных на конце слова. | 1 | |
91 | Развитие речи №9. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста по готовому плану. Изложение повествовательного текста «Оляпка» с.29 | 1 | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с изученными орфограммами. | 1 | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |
95 | Проверочная работа по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова». | 1 | |
96 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | |
97 | Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные». | 1 | |
98 | Работа над ошибками. Закрепление материала. | 1 | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Звуко – буквенный анализ слова с ь. Разделительный мягкий знак. Правила переноса слов с мягким знаком. | 1 | |
100 | Развитие умения различать мягкий знак – показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак. | 1 | |
101 | Развитие умения различать мягкий знак – показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак. | 1 | |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | |
103 | Контрольное списывание. | 1 | |
104 | Развитие речи №10. Обучающее сочинение «Зимние забавы» с 37 | 1 | |
105 | Проверка знаний | 1 | |
106 | Обобщение изученного материала по теме «Разделительный мягкий знак» | | |
Раздел «Части речи» (47ч.) |
107 | Понятие о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Значение и употребление в речи. | 1 | |
108 | Сравнение слов – названий, слов – признаков, слов – названия действия. | 1 | |
109 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Упражнение в нахождении имен существительных в тексте. | 1 | |
110 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». | 1 | |
111 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Распределительный словарный диктант. | 1 | |
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |
113 | Правописание собственных имен существительных. Развитие умения опознавать имена собственные. Р.р. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри». | 1 | |
114 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Развитие умения опознавать имена собственные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | |
115 | Заглавная буква в написании кличек животных. Р.р. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам. Упр.101 | 1 | |
116 | Заглавная буква в написании географических названий. | 1 | |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | |
118 | Проверочный диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». | 1 | |
119 | Работа над ошибками. Формирование орфографической зоркости. | 1 | |
120 | Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. | 1 | |
121 | Изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов. Имена существительные, не изменяющиеся по числам. | 1 | |
122 | Число имен существительных. | 1 | |
123 | Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам. Упр. 115 «Котик Мурзик». Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | |
124 | Проверочная работа: «Имя существительное». | 1 | |
125 | Диктант по теме «Имя существительное». | 1 | |
126 | Работа над ошибками. | 1 | |
127 | Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). | 1 | |
128 | Признаки глагола. Грамматические признаки глаголов. Построение словосочетаний с глаголами. | 1 | |
129 | Признаки глагола. Грамматические признаки глаголов. Построение словосочетаний с глаголами. | 1 | |
130 | Р.р. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | |
131 | Единственное и множественное число глаголов. Определение чисел у глаголов. | 1 | |
4 четверть |
132 | Раздельное написание глагола с частицей НЕ. | 1 | |
133 | Повторение материала по теме: Глагол. Викторина: «Что мы знаем о глаголе?» | 1 | |
134 | Знакомство с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками. | 1 | |
135 | Проверочная работа по теме: «Глагол». | 1 | |
136 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам. | 1 | |
137 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | |
138 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Постановка вопроса от существительного к прилагательному. | 1 | |
139 | Прилагательные близкие и противоположные по значению и их роль в речи. Упражнения в составлении словосочетаний «прилагательное + существительное». | 1 | |
140 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Определение числа у прилагательных. Работа над ошибками. Упражнения в составлении словосочетаний «прилагательное + существительное». | 1 | |
141 | Текст-описание, его отличительные признаки. | 1 | |
142 | Проверка знаний. Тест по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
143 | Предлог. Значение и употребление в речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. | 1 | |
144 | Раздельное написание предлогов с другими словами. Упражнение в составлении словосочетаний с предлогами. | 1 | |
145 | Р.р. Составление текста-описания натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Восстановление предложений. | 1 | |
146 | Проверка знаний по теме «Предлог». | 1 | |
147 | Диктант по теме «Предлоги. Правописание слов на изученные правила» | 1 | |
148 | Работа над ошибками. Р.р. Составление текста – рассуждения. Его отличительные признаки. | 1 | |
149 | Местоимение как часть речи. Значение и употребление в речи. Упражнение в нахождении местоимений в тексте, правила правописания местоимений. | 1 | |
150 | Местоимение. Упражнение в употреблении местоимений вместо существительных. Правило правописания местоимений. | 1 | |
151 | Что такое текст-рассуждение? | 1 | |
152 | Проверка знаний. Обобщение материала по теме: «Части речи». Упражнения в определении частей речи. | 1 | |
153 | Контрольный диктант по теме: «Части речи» | 1 | |
154 | Работа над ошибками. Формирование орфографической зоркости. | 1 | |
Раздел «Повторение» |
155 | Повторение по теме «Текст». Упражнения в отличии текста от предложения. | 1 | |
156 | Р.р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | |
157 | Повторение по теме «Предложение». Упражнения в нахождении предложений, постановка знаков препинаний. | 1 | |
158 | Повторение по теме «Предложение». Различие предложений по интонации и цели высказывания. Составление предложений из группы слов. | 1 | |
159 | Повторение по теме «Слово и его значение». Упражнения в нахождении однокоренных слов. Подбор антонимов и синонимов. | 1 | |
160 | Повторение по теме «Части речи». Упражнения в распознавании частей речи. | 1 | |
161 | Повторение по теме «Части речи». Упражнения в распознавании частей речи. | 1 | |
162 | Повторение по теме: «Звуки и буквы». | 1 | |
163 | Повторение по теме: «Правила правописания». Упражнения в нахождении орфограммы, способы проверки». Работа со словарями. Проверочное списывание. | 1 | |
164 | Контрольное списывание. | 1 | |
165 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | |
166 | Итоговый тест за курс 2 класса | 1 | |
167 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | |
168 | Контрольный диктант за курс 2 класса. | 1 | |
169 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | |
170 | Викторина по русскому языку. Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 1 | |