СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса вариант 1,4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе.

Речь и альтернативная коммуникация.

 Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

В процессе коммуникации слухо-зрительно воспринимать устную речь и адекватно реагировать на ее содержание (выполнять просьбы, поручения, отвечать на вопрос, сообщать о действии),уточнять недостаточно хорошо воспринятые обращения, поручения, вопросы, сообщения; говорить внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности, строить  речевые высказывания логично и грамотно. Выражать просьбы, желания, удивления, испуг, огорчения, радости.

 Сообщать о проведенных действиях (в ситуации коллективной деятельности), об окончании работы. Точно соотносить речевое высказывание (собственное или  другого говорящего) со своим действием или действием товарища, с картинкой. Выполнять упражнения, подготавливающие к письму. Понимать письменный шрифт, читать слова, предложения.

 Писать слова, словосочетания, короткие предложения. Выражать мысли в письменной форме (в виде отдельных слов, коротких предложений, небольших рассказов, отчетов, заявок). Писать четко, красиво, правильно отдельные слова, предложения, тексты.

Соблюдать при письме знаки препинания: точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении, знаки прямой речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класса вариант 1,4»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»







Утверждаю

директор

_______________ С. А. Полянский

Приказ от ____________г. №__________






Комплексная рабочая программа

по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»



4 класса

(обучающихся на дому)

(вариант 1.4)



на 2019-2020 учебный год











Количество часов в неделю: 5

Количество часов за год: 170


Составлена:

учителем Дрожжиной Ж.В.


Рассмотрена на заседании ШМО:

протокол от_____________ № __


Согласована:

заместителем директора по УВР

___________________О. Н. Жуковой







2019, г. Тула

Аннотация к рабочей программе.

Речь и альтернативная коммуникация.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

В процессе коммуникации слухо-зрительно воспринимать устную речь и адекватно реагировать на ее содержание (выполнять просьбы, поручения, отвечать на вопрос, сообщать о действии),уточнять недостаточно хорошо воспринятые обращения, поручения, вопросы, сообщения; говорить внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности, строить речевые высказывания логично и грамотно. Выражать просьбы, желания, удивления, испуг, огорчения, радости.

Сообщать о проведенных действиях (в ситуации коллективной деятельности), об окончании работы. Точно соотносить речевое высказывание (собственное или другого говорящего) со своим действием или действием товарища, с картинкой. Выполнять упражнения, подготавливающие к письму. Понимать письменный шрифт, читать слова, предложения.

Писать слова, словосочетания, короткие предложения. Выражать мысли в письменной форме (в виде отдельных слов, коротких предложений, небольших рассказов, отчетов, заявок). Писать четко, красиво, правильно отдельные слова, предложения, тексты.

Соблюдать при письме знаки препинания: точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении, знаки прямой речи.













Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Глухие обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, также как и глухие обучающиеся без дополнительных нарушений развития, имеют общие и специфические образовательные потребности.

Основными задачами реализации содержания комплексного учебного предмета является:

Закрепление изученных доступных невербальных и вербальных средств общения, обучение новым.

Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари др.) и вербальные средства взаимодействия в практике общения со взрослыми и детьми для решения практических задач. Понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

Развитие речи как средства общения.

Умение использовать изученный речевой материал в устно-дактильной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях. Умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

Развитие навыков чтения и письма в доступных ребенку пределах.

Осознанное правильное устно-дактильное чтение слов, предложений, тестов. Умение читать (устно-дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными объектами и явлениями (показать, изобразить, продемонстрировать, ответить). Использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.



Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.

Речь и альтернативная коммуникация

Для глухих детей, обучающихся по варианту 1.4., также как и для всех детей с глухотой, общение - важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Имеющиеся у глухих обучающихся другие первичные нарушения также негативно влияют на возможности речевого развития.

Обучение коммуникации глухих детей с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для ребенка уровне.

Цель обучения основам коммуникации - формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.

В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей.

Обучение коммуникации глухих обучающихся предполагает учет следующих положений:

  • первоначальной основой является развитие общения взрослого с ребенком с использованием всех доступных ребенку невербальных и вербальных средств;

  • в обучении используется жестовая речь, которая позволяет сформировать связь между предметами, действиями и их обозначениями; дактильная форма речи, письменная и устная формы речи; обучение языку осуществляется в процессе общения, в тесной связи с деятельностью детей; в зависимости от возможностей обучающихся выделяются подготовительный (пропедевтический) и основной этапы, продолжительность каждого из них зависит от возможностей учащегося.

Обучение основам коммуникации осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях и продолжается в процессе обучения всем учебным предметам, во внеклассной деятельности; в семье по заданиям учителя. Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: жестовый язык; русский язык ( развитие речи, обучение грамоте, чтение).

Целесообразно использовать комплексный подход, т.е. не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметно- игровой, предметно-практической деятельностью.

Одной из основных задач является: развитие коммуникативного опыта учащихся в тесной связи с их личным опытом, развитие интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.

Речевые единицы (слова, словосочетания, фразы) предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения слова (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков слухо­зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Для развития навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, развития элементарных произносительных умений необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры (стационарной и индивидуальной). Усвоение глухими учениками слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если ученик посещает школу не каждый день.

С развитием всех видов речи тесно связано обучение грамоте, в частности, чтению. Обучение грамоте, учитывая низкий интеллектуальный потенциал обучающихся, особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, занимает длительный период. В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей.

Русский язык.

Развитие речи. Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Расширение словаря за счет лексики, обслуживающей обиходно-бытовую сферу. Развитие навыка ответа на вопросы с использованием готовых грамматических конструкций. Самостоятельное использование лексико-­грамматических единиц в контексте. Понимание и использование простых побудительных, вопросительных, повествовательных, отрицательных конструкций в связи с практической деятельностью ребенка. Умение отвечать на вопросы и задавать их в связи с реальной практической ситуацией с использованием знакомого тематического словаря. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий в тексте. Завершение сюжета рассказа. Описание событий в школе, классе, дома с опорой на картинки (по данному плану). Пересказ текста по картинке, по серии картинок, по плану. Умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средств

Обучение грамоте.

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти в процессе подготовки к обучению чтению и письму. Продолжение работы над навыками глобального чтения: умение соотносить письменное слово с действием, предметом, свойством, явлением. Соотнесение букв и дактильных знаков на материале знакомых слов.

Развитие мелкой моторики. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Игры с мозаикой, кубиками, мелкими предметами. Составление фигур из палочек, соломки, бумажных полосок по подражанию или по образцу учителя. Рисование, штриховка знакомых изображений.

Списывание знакомых слов, словосочетаний, предложений. Письмо слов и предложений, связанных с личным опытом ребенка.

Чтение.

Умение пересказывать короткие тексты с опорой на иллюстрации в доступной для ребенка форме речи. Развивать умение соотносить содержание прочитанного с собственным опытом, давать оценку действующим лицам. Умение ориентироваться в книге, находить указанную педагогом страницу, выделять название текста.

Жестовый язык.

Устно-дактильное чтение знакомых слов и фраз с последующей демонстрацией соответствующих предметов, действий и др. Умение читать и понимать короткие тексты из нескольких предложений, отвечать на вопросы по содержанию, делать схематичные рисунки. Уметь объяснять простыми жестами прочитанное.












Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение комплексного учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе отводится 5 часов в неделю. Комплексный учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» делится на: жестовый язык -1 час в неделю, и русский язык – 4 часа в неделю. Русский язык включает в себя следующие компоненты: развитие речи, обучение грамоте и чтение. Курс рассчитан на 170 часов (34 учебные недели).



Сетка часов



Предмет



Количество часов в неделю


Количество часов по четвертям



Количество часов за год

II

III

IIII

IVI

Русский язык:

-Развитие речи;

-Чтение;

-Обучение грамоте;

4 часа

1

1

2

832

832

340

832


136

Жестовый язык

1 час

9

7

9

8

34

Всего:

170

















Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Овладение глухими обучающимися грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие у глухих обучающихся устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие у глухих обучающихся способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем их возрасту и развитию. Развитие у обучающихся слухо-зрительного восприятия устной речи, речевого слуха, навыков устной коммуникации на основе слухо-зрительного восприятия устной речи. Развитие у обучающихся произносительной стороны речи, самоконтроля произношения, умений реализации произносительных возможностей при коммуникации.

































Планируемые результаты учебного курса.1

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса, уделяют особое внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Проводится специальная работа по планомерному введению учащегося в более сложную социальную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социального контакта ребенка.

Данная программа обеспечивает достижение трех видов результатов: личностных, и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования для ребенка имеющего, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения.

Личностными результатами изучения домоводства является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, чуткость, доброжелательность, самостоятельность.

Предметными результатами изучения речи и альтернативных коммуникаций, является повышение самостоятельности детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями, овладение глухими обучающимися грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения

Общение. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

 Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)

Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Умение читать и писать буквы, слоги, слова















Система оценки достижений планируемых результатов.


Итоговая оценка качества освоения глухими обучающимися адаптированной основной образовательной программы (вариант 1.4.) осуществляется по пятибалльной шкале.

Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования глухих детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая специальные (коррекционные) предметы), учитывают возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности. Результаты начального общего образования глухих с умственной отсталостью оцениваются по его завершении. Результаты оцениваются по освоению глухими с умственной отсталостью содержательных линий всех областей образования, определенных структурой АООП НОО с учетом возможностей обучающихся и особенностей общего и речевого развития.

Особенностями такой системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Результаты начального образования глухих с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития на основе АООП НОО оцениваются (вариант 1.4) по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, т. к. темп освоения содержания начального основного образования обучающимися с нарушениями слуха и умственной отсталостью может быть разным.

Программа оценивания включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

В четвёртом классе производится оценивание достижений для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития, по пятибалльной системе. Основная цель которого - сфор­мировать и развить деятельность детей. Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

 что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

 что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь). При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

 выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития.

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него сформированы жизненно важные представления.


























Содержание учебного предмета.

Развитие речи.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»включает следующие разделы: жестовый язык; русский язык ( развитие речи, обучение грамоте, чтение).

Целесообразно использовать комплексный подход, т.е. не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметно- игровой, предметно-практической деятельностью.

Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащихся в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.

К введению слов и простых фраз педагог подводит ребенка только тогда, когда у учащегося сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания.

Первоначально ученика учат понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. Речевые единицы (слова, словосочетания, фразы) предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения слова (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков слухо­зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия.

Чтение

Чтение является одним из средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение инструкций, поручений, текстов и т.д.). Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов и т.д. На уроках чтения отрабатывается и техническая сторона процесса чтения, его выразительность, формируется эмоциональное, эстетическое восприятие читаемого. Уроки чтения используются для развития языковой способности. Школьники обучаются улавливать смысл целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на понимании значения новых слов в контексте, на установлении аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий и др. Уроки чтения используются для речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических, обучения перифразу, ответам на вопросы, пересказу и т.д. Здесь же осуществляется работа по развитию разговорной и связной речи.
































Тематический план.

обязательная часть -4 час в неделю, год – 136 ч;

Наименование разделов и тем

Кол-во часов


I четверть

32

1

Времена года. Составление слов, предложений по картинкам и их устно-дактильное прочтение.

1

2

Лето, осень, зима, весна. Просмотр картинок, повторение предложений за учителем.

1

3

Хорошо летом. Адаптивное чтение

1

4

Времена года. Письмо слов из текста.

1

5

Письмо основных графических элементов.

1

6

Адаптивное чтение рассказа «Осень наступила».

1

7

Обобщающий урок по теме «Времена года»

1

8

Названия мебели комнаты, квартиры. Составление предложений со словами.

1

9

Называние и письмо учебных принадлежностей. Письмо основных графических элементов букв.

1

10

Названия учебных принадлежностей. Работа с плакатом.

1

11

Называние и письмо предметов мебели, в составе которых присутствует буква А. Списывание слов с письменного образца.

1

12

Названия предметов, связанных с понятием «прогулка»

1

13

Написание предложений по образцу.

1

14

Списывание слов с письменного образца.

1

15

Письмо слов с буквами Б,В.

1

16

Письмо своего имени, фамилии, родителей, учителя.

1

17

Письмо основных графических элементов букв.

1

18

Состав семьи. Составление подписей к фотографиям. Нахождение и называние имен, в составе которых присутствует буква Б.

1

19

Наша семья. Адаптивное чтение. Нахождение в тексте слов, в составе которых присутствуют буквы Г, Д.

1

20

Моя семья. Занятия членов семьи.

1

21

Мои обязанности дома. Работа с плакатом.

1

22

Приметы осени. Экскурсия в парк. Работа со словарем.

1

23

Дары осенней природы. Описание урожая.

1

24

Дары осенней природы. Понятие о единственном и множественном числе.

1

25

Овощи. Работа с плакатом. Описание овощей.

1

26

Овощи. Узнавание предмета по описанию.

1

27

Названия фруктов. Работа с плакатом. Составление слов, словосочетаний.

1

28

Фрукты. Описание фруктов

1

29

Написание текста с ранее изученными словами.

1

30

Золотая осень. Устно-дактильное чтение текста, понимание темы рассказа

1

31

Золотая осень. Изображение содержания прочитанного в рисунках.

1

32

Осенняя пора. Устно-дактильное чтение текста, понимание темы рассказа.

1

II четверть

34

Игры на улице. Составление словосочетаний, предложений.

1

35

Игры дома. Составление словосочетаний, предложений.

1

36

Составление рассказа «Игры в школе»

1

37

Важные дела. Поиск информации в тексте и на основе иллюстраций.

1

38

Записывание предложений по памяти. Списывание с образца.

1

39

Алфавит.

1

40

Гласные и согласные звуки.

1

41

Ударные и безударные гласные.

1

42

Звонкие и глухие согласные.

1

43

Мягкие и твердые согласные.

1

44

Заглавная (большая) буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

45

Котёнок. Устно-дактильное чтение рассказа. Определение темы рассказа

1

46

Котёнок. Составление картинного плана рассказа

1

47

Щука. Чтение рассказа..

1

48

Щука. Характеристика главных героев рассказа.

1

49

Написание заглавной и строчной буквы

1

50

Домашние животные. Работа с плакатом. Составление словосочетаний, предложений.

1

51

Написание заглавных и строчных согласных букв. Соединение с другими буквами. Списывание с печатного образца.


52

Дикие животные. Работа с плакатом. Составление предложений по картинкам.

1

53

Зима наступила. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

54

Письмо слогов и слов с изученными буквами, работа над каллиграфией.

1

55

Зима. Ознакомительное чтение. Подбор предложений к картинкам

1

56

Составление рассказа по иллюстрации «Зима пришла»

1

57

Снег. Устно-дактильное чтение стихотворения, составление иллюстрации.

1

58

Письмо заглавных и строчных гласных букв.Составление слогов и слов с этими буквами.

1

59

Лесные животные. Ознакомительное чтение. Поиск и выписывание слов, в состав которых входят буквы Л, М.

1

60

Заглавная (большая) буква в кличках животных. Списывание с печатного текста.

1

61

Лесные животные. Поиск информации в тексте на основе иллюстраций.

1

62

Рождество – семейный праздник. Знание названий атрибутов праздника.

1

63

Рождество. Чтение рассказа. Составление иллюстраций к тексту.

1

64

Дед Мороз и Снегурочка (составление описания). Письмо Дедё Морозу.

1

65

Новый год. Составление предложений по картинке.

1

66

Большая буква в начале предложения.

1

III четверть

67

Большая буква в начале предложения.

1

68

Зимние каникулы. Работа с сюжетными картинками.

1

69

Мы лепили снеговика. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

70

Письмо слов с изученными буквами.

1

71

Мы лепили снеговика. Определение темы рассказа, заголовок текста

1

72

Мы лепили снеговика. Составление описания снеговика.

1

73

Разделительный мягкий знак.

1

74

Занятия на каникулах. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

75

Безотрывное написание букв. Составление слов, предложений.

1

76

Зима. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

77

Зима. Определение темы рассказа, заголовок текста.

1

78

Чьи это следы на снегу?Устно-дактильное чтение стихотворение. Определение темы текста

1

79

Помощь птицам. Знакомство с текстом. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

80

Помощь птицам. Упражнения в письме слов с изученными буквами.

1

81

Помощь птицам. Главные герои рассказа, их поступки

1

82

Кормушка. Знакомство с текстом. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

83

Кормушка. Составление картинного плана рассказа. Запись под диктовку слов и небольших предложений.

1

84

Зимнее утро. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

85

Зимнее утро. Определение темы текста

1

86

Мягкий знак в конце слова.

1

87

Вопросительный знак.

1

88

Лес. Знакомство с текстом. Словарная работа.

1

89

Лес. Поиск информации в тексте на основе иллюстраций.

1

90

Письмо слов, предложений под диктовку.

1

91

День защитников Отечества. Составление поздравления для открытки.

1

92

8 Марта – женский праздник. Составление предложений по картинке.

1

93

Наша мама. Устно-дактильное чтение рассказа. Словарная работа

1

94

Наша мама. Характеристика героев.

1

95

Письмо слов, предложений под диктовку.

1

96

Открытка для мамы.

1

97

Восклицательный знак.

1

98

Наша дружная семья (состав семьи, занятия членов семьи)

1

99

Наша дружная семья. Мои обязанности дома. Составление предложений.

1

100

Написание строчных согласных букв, соединение их с гласными буквами. Составление слов, предложений.

1

101

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов.

1

102

Моя семья. Изготовление рисунков. Словарная работа.

1

103

Моя семья. Выставка рисунков. Составление рассказа по серии картинок.

1

104

Мои домашние животные. Работа с плакатом

1

105

Сочетания  «чк», «чн». Письмо слов, предложений под диктовку

1

106

Слова с удвоенными согласными.

1

107

Перенос слов с удвоенными согласными.

1

IV четверть

108

Наступила весна.Просмотр презентации , иллюстраций..

1

109

Весна. Признаки весны. Беседа. Просмотр презентации.

1

110

Приметы весны. Ответы на вопросы.

1

111

Сочетания  ЩА, ЩУ. Упражнения в письме слов с изученными буквами

1

112

Весна красна. Устно-дактильное чтение стихотворения, определение темы

1

113

Весна - красна. Иллюстрация к стихотворению.

1

114

Написание строчной и заглавной буквы Ф. Составление слов, предложений.

1

115

Весна. Первая зелень. Составление предложений по картинке. Письмо под диктовку.

1

116

Весна. Первые цветы. Составление описания первоцветов. Упражнения в письме слов с изученными буквами

1

117

Весна. Занятия детей. Составление предложений по картинкам.

1

118

В лесу ранней весной. Устно-дактильное чтение рассказа, словарная работа

1

119

Буква Э,Ы,Ю,Я. Написание строчной и заглавной буквы Э. Составление слов, предложений.

1

120

Важные дела. Ознакомительное чтение.

1

121

Важные дела. Иллюстрация к тексту, составление предложений к картинкам. Упражнения в письме слов с изученными буквами

1

122

Жизнь зверей весной. Составление предложений по картинкам.

1

123

Жизнь птиц весной. Составление предложений по картинкам.

1

124

Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1

125

Лучше всех. Ознакомительное чтение.

1

126

Лучше всех. Составление предложений к картинкам.

1

127

Насекомые (названия). Презентация. Составление предложений.

1

128

Жук (составление описания). Упражнения в письме слов с изученными буквами

1

129

Светлячок (составление описания). Составление описания по картинке.

1

130

Разделительный Ъ.  Упражнения в письме слов с изученными буквами Списывание с печатного текста

1

131

Признаки лета (презентация)

1

132

Лето. Устно-дактильное чтение рассказа. Иллюстрация к тексту, составление предложений к картинкам

1

133

Упражнения в письме слов с изученными буквами. Списывание с печатного текста

1

134

Золотой луг. Устно-дактильное чтение рассказа.

1

135

Золотой луг. Иллюстрация к тексту, составление предложений к картинкам. Упражнения в письме слов с изученными буквами

1

136

Итоговое занятие, повторение пройденного материала.

1


Итого:

136







Тематический план предмета «Жестовый язык».

обязательная часть -1 час в неделю, год – 34 ч;

П/П

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I четверть

8

1.

«Овощи». Работа с плакатом. Составление слов.

1

2.

«Фрукты». Работа с плакатом. Составление слов.

1

3.

Урок-игра «Угадай, что?». Работа над словарем «Овощи и фрукты»

1

4.

Приметы осени. Экскурсия в парк. Работа над словарем «Времена года»

1

5.

Осенняя природа. Составление слов, словосочетаний.

1

6.

«Домашние животные». Жестовое обозначение. Работа с плакатом.

1

7.

«Дикие животные». Жестовое обозначение. Работа с плакатом.

1

8.

Урок-презентация «Кто где живет?». Закрепление словаря «Домашние и дикие животные».

1

II четверть

8

9.

«Основные события дня». Режимные моменты. Работа с плакатом.

1

10

«Основные события дня». Занятия в школе. Составление поручений.

1

11

«Основные события дня». Составление слов, словосочетаний, предложений.

1

12

«Зима». Экскурсия в парк. Погода и природа зимой.

1

13

«Зима». Составление слов, словосочетаний, предложений. Закрепление словаря.

1

14

«Новый год». Знание названий атрибутов праздника.

1

15

Урок-презентация«Новый год». Закрепление словаря.

1

16

«Дед Мороз и снегурочка». Беседа.

1

III четверть

10

17

«Каникулы» (описание событий). Составление словосочетаний, предложений.

1

18

«Каникулы». Работа с сюжетными картинками.

1

19

Урок-презентация «Каникулы». Закрепление словаря.

1

20

Урок презентация «День защитников Отечества».

1

21

«День защитников Отечества». Составление поздравления для открытки.

1

22

«8 Марта». Составление предложений по картинке

1

23

«8 Марта». Составление поздравлений для открытки.

1

24

«Наша семья» (состав семьи, занятия членов семьи). Составление предложений.

1

25

«Наша семья». Мои обязанности дома. Составление предложений по картинкам.

1


«Домашние и дикие животные». Составление слов, словосочетаний, предложений.

1

IV четверть

8

26

12 апреля- День космонавтики. Составление слов, словосочетаний, предложений.

1

27

Урок-презентация «Весна». Приметы весны. Ответы на вопросы.

1

28

«Весна». Составление предложений по картинке.

1

29

«Весна». Первые цветы. Составление описания первоцветов

1

30

«Жизнь зверей весной». Составление предложений по картинкам

1

31

Урок – презентация «Жизнь зверей весной». Ответы на вопросы.

1

32

«Жизнь птиц весной». Составление предложений по картинкам.

1

33

Урок-презентация «Жизнь птиц весной». Ответы на вопросы.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого

34











Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Краткое описание используемого материала

Книгопечатная продукция

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1,4).



Материально-техническое обеспечение образования глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития должно отвечать особым образовательным потребностям детей в соответствии с этим в

структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена

специфика требований:

  • специальная организация пространства, способствующая организации деятельности и формированию учебного поведения ребенка;

  • специальная организация временного режима обучения, позволяющая ребенку четко соблюдать режим жизни и обучения, адекватно ориентироваться в происходящем;

  • специальная организация рабочего места с учетом особенностей психофизического развития, поддерживающая учебное поведение ребенка;

  • технические средства доступа ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии);

  • технические средства обучения детей;

  • специальные учебники, специальный дидактический материал, отвечающие особым образовательным потребностям детей;

  • условия для организации обучения и взаимодействия специалистов разного профиля, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.


Учебники:

Устная речь. 8 вид. С.В Комарова. (изд. Просвещение)


Зыков С.А., Кузьмичева Е.П., Зыкова Т.С. Звездочка. Учебное пособие по развитию речи детей с недостатками слуха (третий класс). – М: «Просвещение», 2012


Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: ВЛАДОС, 2002.


Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека: «Человек и его тело». Для занятий с детьми 5 – 7 лет. – Программа «Счастливый ребенок». – М.: Школьная Книга, 2012.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

О.И. Красильникова. Уроки чтения и развития речи в 4 классе специальных (коррекционных) учреждений. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2010.

В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную реализацию системы обучения языку по принципу формирования речевого общения. Уделяется огромное внимание развитию у детей потребности общаться с учителем, товарищами, формированию умения общаться с просьбой, вопросом, сообщать о выполненном действии, чтобы получить разрешение продолжать работу, завершать ее. Данные учебники помогают школьникам обучаться различным умениям – описывать события, рас-сказывать б интересных случаях, составлять рассказы, по серии карти-нок. Наряду с дидактическим материалом, используемым в школе для глухих, для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития требуется большее количество вспомогательных средств для осуществления невербальной и вербальной коммуникации, к которым относится большее количество специально подобранных предметов, графических изображений (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), дактильный алфавит, таблички с напечатанными словами и фразами), компьютеры с доступными специальными программами.



Учебно-практическое оборудование.

1. Тематические таблички.

2. Наборы муляжей овощей и фруктов.

3. Набор предметных картинок.

4. Наборное полотно.





















Контрольно-измерительные материалы.

Контрольная работа №1

  1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: деньки

  2. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

в етер синий радуга


  1. Отметь √ слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

к оньки -_________

трава -_________

в ьюга -_________


  1. Раздели слова на слоги.

Мячик, зайчик, машина, яма, дом.


  1. ❂ Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

замок замок

  1. Отметь √ предложение.


белая берёза

у Коли книга

Настало жаркое лето.






Контрольная работа №2.

        1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: пеньки


        1. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

ч ашка зайка корова


        1. Отметь √ слово, в котором звуков больше, чем букв. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

с емья -_________

язык - _________

парта - _________


        1. Раздели слова на слоги.

Кошка, чайка, магазин, юла, дым.


  1. ❂ Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

кружки кружки

  1. Отметь √ предложение.


Ж урчат весёлые ручейки.

у Лены краски

жаркое лето









Контрольная работа № 3

1. Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак.

Пал…то, пес…ня, печ…ка, стал…ной.

2.Подчеркни  слово, в котором пишется разделительный Ь.

крыльцо

бульон

борьба

Игорь

3.Спиши словосочетания, допиши окончания.

Высок… дерево, маленьк… девочка, син… фалки, жёлт… одуванчик.

4.Поставь ударение. Вставь безударные гласные.
море – м…ря
лес – л…са
слон – слоны
поле – п…ля

5.Спиши предложения, вставь вместо точек слова: от, к.

Собака убежала … охотника.
Лиса подбежала … норе.















Контрольная работа № 4

1.Спиши предложения. Вместо точек вставь слова: из, в.
Дежурный ставит книги (куда?) … шкаф.
Дети идут (откуда?) … школы.

2.Поставь вопросы над выделенными словами:

Дедушка красит забор.

Дедушка покрасил забор.

3.Вместо точек поставь знаки препинания в конце каждого предложения?!.

Ты пойдёшь в кино …

Оля читает книгу…

Как хорошо весной …


4.Измени и напиши слова по образцу.

Глаза – глаз дубы – ду…

Ландыши – ланда… зубы – зу…

5.Напиши слова. Поставь ударение, подчеркни гласные буквы.

Ромашка, ландыш, курица, сосна, рябина, овощи.

6.Вставь пропущенные буквы.

Лыж…, мыш…, ч…сы, щ…ка, ж…раф.





1 Для варианта 1.4 согласно ФГОС обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты не предусматриваются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!