СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе авторской рабочей программы Г. П. Сергеевой Е. Д. Критской, Т.Шмагиной «Музыка 1-4 класс» – М.: Просвещение, 2018.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 2 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова

Некрасовского района Ярославской области


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________2021г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

2 класс

Учитель начальных классов

Качалова Надежда Александровна


д. Грешнево

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана в соответствии с документами:

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ (№ 273 от 29.12.2012);

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  3. На основе авторской рабочей программы «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой Е. Д. Критской, Т.Шмагиной «Музыка 1-4 класс» – М.: Просвещение, 2018.

  4. Используемый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. «Музыка. 2 класс» М.: Про­свещение, 2018.

Цель — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи:

-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», в год 34часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально – творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно –образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание учебного предмета

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Балет, опера, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Общие представления о музыкальной жизни страны Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов

Всего

часов

“Россия – Родина моя”  

3

“День, полный событий”

6

 “О России петь – что стремиться в храм”

7

4

 “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

5

5

 “В музыкальном театре”

4

6

“В концертном зале”

3

7

 “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

6


Итого

34 ч.


Содержание курса:

Россия — Родина моя (3ч)

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
      Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

День, полный событий (6ч)

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
      Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
      Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
      Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

В музыкальном театре (4ч)

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
      Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

В концертном зале (3ч)

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
      Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

      Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
      Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.


Цифровые образовательные ресурсы

Музыкальный фольклор

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/start/226861/

Народные инструменты

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/848286
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/start/226628/

Оркестр народных инструментов. Метроритм

https://youtu.be/VZnh8v-zbT0?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq

Русские плясовые наигрыши. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5956/conspect/226669/
https://youtu.be/7iaWFspka18?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT

Русские обряды и праздники

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/traditsii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa-na-rusi

Годовой круг календарных праздников

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/start/226649/

Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Ноты первой-второй октавы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5228/start/226881/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1099/

Многообразие музыкальных интонаций (на примере русской народной и композиторской музыки). Интервалы в пределах октавы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4335/conspect/227024/
https://youtu.be/1Grn3qYuinM
https://youtu.be/xcUm1-u0HHU

Мелодика русской народной и композиторской музыки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/

Великие русские композиторы-мелодисты (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/start/270679/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5228/start/226881/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/start/228395/

Гимн – главная песня страны во все времена. Такт, размер

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/

Музыкальные символы России

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5229/start/226935/

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1099/

Повторность и вариативность

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5262/start/270679/

Прогулки в прошлое. Формы классической музыки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5263/start/227948/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5270/start/228276/

Классика в шутку и всерьёз (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Р.Шуман и др.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=7YlYYM4uHp0&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=Ad5KkUVQP8s&feature=emb_logo

Классика в шутку и всерьёз (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев и др.)

https://znaika.ru/catalog/3-klass/musyka/Kantata-Aleksandr-Nevskiy.-Istoriya-sozdaniya.html
https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1910406/brand_id/20892/

Детский музыкальный театр

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/detskij-muzykalnyj-teatr-imeni-natali-sats-pervyj-i-unikalnyj
http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/n-i-sats-portret-v-rabochem-interere

Музыкально-театральные жанры

https://www.youtube.com/watch?v=PDd4t2RtvvQ&feature=emb_logo
https://youtu.be/0P6lo6jLzec?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq
https://youtu.be/PMGRdsJvlUM?list=PLqFrqB-d1XEBa1h9ztb0GKP3hVIfkk5Qq

Театр оперы и балета

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4334/start/226908/
https://youtu.be/NcQBj0aUHpQ?list=PLPLJUpFxaEzY1uGaclfAsfNmbqcuYnocT
https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20840/

Русский площадной театр

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2418533
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3388276

Мир театрального закулисья

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/patriarkh-russkogo-baleta


  Критерии уровня музыкального развития учащихся:
      
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
      — умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
      — умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
      — каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало  музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.





Календарно-тематическое планирование по музыке


п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

Россия - Родина моя

1

Мелодия.

1

06.09

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание.

1

13.09

3

Гимн России.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание.

1

20.09

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

27.09

5

Природа и музыка. Прогулка.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

04.10

6

Танцы, танцы, танцы…

1

11.10

7

Эти разные марши. Обобщающий урок I четверти.

1

18.10

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

08.11

9

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

15.11

10

Святые земли русской. Князь Александр Невский.. Сергий Радонежский.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

22.11

11

Молитва

1

29.11

12

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

1

06.12

13

Музыка в народном стиле.

1

13.12

14

Встреча зимы. Новый год.

1

20.12

15

Музыка на Новогоднем празднике.

1

27.12

16

Обобщающий урок II четверти

1


17

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.

1


18

Опера. Балет.

1


19

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

1


20

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1


21

Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал.

1


22

Проводы зимы.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1


23

Встреча весны.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1


24

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

1


25

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1


26

Обобщающий урок III четверти.

1


27

«Звучит нестареющий Моцарт».

1


28

Симфония № 40. Увертюра

1


29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах.

1


30

Все в движении. Попутная песня.

1


31

Музыка учит людей понимать друг друга.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Дузовно-нравственное воспитание.

1


32

Природа и музыка

1


33

Печаль моя светла. Мир композитора (П. Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии.

1


34

Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок IV четверти

1



Итого

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!