СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Математика", 7-9 класс. ФК ГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для предмета "Математика". Составлена в соответствии с ФК ГОС 2004 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Математика", 7-9 класс. ФК ГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 им. П. П. Бажова»









Приложение к образовательной программе





Рабочая программа учебного предмета «Математика»











Уровень образования: основное общее образование

Стандарт: ФК ГОС (2004 г.)

Классы: 7-9



















г. Сысерть

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.

Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.

Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.

Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.

Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.

Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.

Cложные проценты.

Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.

Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.

Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.

Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток. Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.

Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

Понятие и примеры случайных событий.

Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятн

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать1

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Геометрия

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.





№ п/п

Тематическое планирование

Коли- чество часов

7 класс

1.

Числовые выражения.

2

2.

Алгебраические выражения.

1

3.

Алгебраические равенства. Формулы.

2

4.

Свойства арифметических действий.

2

5.

Правила раскрытия скобок.

2

6.

Уравнение и его корни.

1

7.

Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным.

2

8.

Решение задач с помощью уравнений.

3

9.

Степень с натуральным показателем.

2

10.

Свойства степени с натуральным показателем.

2

11.

Одночлен. Стандартный вид одночлена.

1

12.

Умножение одночленов.

2

13.

Многочлены.

1

14.

Приведение подобных членов.

1

15.

Сложение и вычитание многочленов.

1

16.

Умножение многочлена на одночлен.

1

17.

Умножение многочлена на многочлен.

2

18.

Деление одночлена и многочлена на одночлен.

2

19.

Вынесение общего множителя за скобки.

3

20.

Способ группировки.

3

21.

Формула разности квадратов.

2

22.

Квадрат суммы. Квадрат разности.

4

23.

Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.

3

24.

Алгебраические дроби. Сокращение дробей.

3

25.

Приведение дробей к общему знаменателю.

2

26.

Сложение и вычитание алгебраических дробей.

4

27.

Умножение и деление алгебраических дробей.

4

28.

Совместные действия над алгебраическими дробями.

4

29.

Прямоугольная система координат на плоскости.

1

30.

Функция.

2

31.

Функция у= кх и её график.

3

32.

Линейная функция и её график.

3

33.

Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений.

1

34.

Способ подстановки.

2

35.

Способ сложения.

3

36.

Графический способ решения систем уравнений.

2

37.

Решение задач с помощью систем уравнений.

3

38.

Различные комбинации из трёх элементов.

1

39.

Таблица вариантов и правило произведения.

2

40.

Подсчёт вариантов с помощью графов.

2

41.

Прямая и отрезок.

1

42.

Луч и угол.

1

43.

Сравнение отрезков и углов.

1

44.

Измерение отрезков.

2

45.

Измерение углов.

1

46.

Первый признак равенства треугольников.

3

47.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников.

3

48.

Второй и третий признаки равенства треугольников.

3

49.

Задачи на построение.

2

50.

Признаки параллельности двух прямых.

3

51.

Аксиома параллельных прямых.

3

52.

Сумма углов треугольника.

2

53.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

3

54.

Прямоугольный треугольник.

4

55.

Построение треугольника по трём элементам.

2

8 класс

1.

Положительные и отрицательные числа.

2

2.

Числовые неравенства.

1

3.

Основные свойства числовых неравенств.

2

4.

Сложение и умножение неравенств.

1

5.

Строгие и нестрогие неравенства.

1

6.

Неравенства с одним неизвестным.

1

7.

Решение неравенств.

3

8.

Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.

1

9.

Решение систем неравенств.

3

10.

Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

2

11.

Приближённые значения величин. Погрешность приближения.

2

12.

Оценка погрешности.

2

13.

Округление чисел.

1

14.

Относительная погрешность.

2

15.

Практические приёмы приближённых вычислений.

4

16.

Простейшие вычисления на микрокалькуляторе.

1

17.

Действия над числами, записанными в стандартном виде.

2

18.

Вычисление на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному.

1

19.

Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе.

1

20.

Арифметический квадратный корень.

2

21.

Действительные числа.

2

22.

Квадратный корень из степени.

2

23.

Квадратный корень из произведения.

2

24.

Квадратный корень из дроби.

2

25.

Квадратное уравнение и его корни.

2

26.

Неполное квадратное уравнение.

1

27.

Метод выделения полного квадрата.

1

28.

Решение квадратных уравнений.

3

29.

Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета.

2

30.

Уравнения, сводящиеся к квадратным.

3

31.

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

4

32.

Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.

2

33.

Различные способы решения систем уравнений.

3

34.

Решение задач с помощью систем уравнений.

2

35.

Определение квадратичной функции.

1

36.

Функция у= х2.

1

37.

Функция у= ах2.

2

38.

Функция у=ах2+ вх + с

3

39.

Построение графика квадратичной функции.

4

40.

Квадратное неравенство и его решение.

2

41.

Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

4

42.

Метод интервалов.

2

43.

Многоугольники.

2

44.

Параллелограмм и трапеция.

6

45.

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

4

46.

Площадь многоугольника.

2

47.

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

6

48.

Теорема Пифагора.

3

49.

Определение подобных треугольников.

2

50.

Признаки подобия треугольников.

5

51.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

7

52.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

3

53.

Касательная к окружности.

3

54.

Центральные и вписанные углы.

4

55.

Четыре замечательные точки треугольника.

3

56.

Вписанная и описанная окружность.

4

9 класс

1.

Понятие вектора.

2

2.

Сложение и вычитание векторов.

3

3.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

4

4.

Координаты вектора.

2

5.

Простейшие задачи в координатах.

2

6.

Уравнение окружности и прямой.

3

7.

Синус, косинус и тангенс угла.

3

8.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

6

9.

Правильные многоугольники.

4

10.

Длина окружности и площадь круга.

4

11.

Понятие движения.

4

12.

Параллельный перенос и поворот.

4

13.

Степень с натуральным показателем.

2

14.

Степень с целым показателем.

4

15.

Арифметический корень натуральной степени.

2

16.

Свойства арифметического корня.

2

17.

Степень с рациональным показателем.

1

18.

Возведение в степень числового неравенства.

1

19.

Область определения функции.

3

20.

Возрастание и убывание функции.

2

21.

Чётность и нечётность функции.

2

22.

Функция у= к/х

3

23.

Неравенства и уравнения, содержащие степень.

2

24.

Числовая последовательность.

1

25.

Арифметическая прогрессия.

3

26.

Сумма п первых членов арифметической прогрессии.

3

27.

Геометрическая прогрессия.

3

28.

Сумма п первых членов геометрической прогрессии.

3

29.

События.

2

30.

Вероятность события.

2

31.

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики.

2

32.

Сложение и умножение вероятностей.

3

33.

Относительная частота и закон больших чисел.

2

34.

Таблицы распределения.

2

35.

Полигоны частот.

1

36.

Генеральная совокупность и выборка.

1

37.

Центральные тенденции.

3

38.

Меры разброса.

2

39.

Множества.

2

40.

Высказывания. Теоремы.

2

41.

Следование и равносильность.

3

42.

Уравнение окружности.

2

43.

Уравнение прямой.

2

44.

Множества точек на координатной плоскости.

2



1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!