| Приложение 4 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 2) |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 1 дополнительного класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Вологина А.О.,
Биробиджан, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 дополнительного класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. N 1598;
-Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год;
-Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
-Авторская программа «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2016г.);
-Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра с использованием УМК «Школа России».
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования УУД.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовка учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Уроки в 1 дополнительном классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.
Планируемые результаты
Личностные
владеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развивать положительные свойства и качества личности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учителем.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Познавательный интерес к математической науке.
Коммуникативные
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
сравнивать числа в пределах 20;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;
знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;
читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
записывать и решать примеры с именованными числами;
отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки.
Содержание учебного предмета
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия (сложение, вычитание). Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Предварительно предполагается что дети, поступившие в 1 дополнительный класс, будут владеть в различной степени, сформированными знаниями и умениями. С этой целью в программе выделяется первый раздел – повторение.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Повторение. Числа от 1 до10. Число 0. Нумерация. | 8 |
2 | Сложение и вычитание | 8 |
3 | Компоненты сложения и вычитания. Связь между сложением и вычитанием | 18 |
4 | Числа от 11 до 20. Нумерация. | 28 |
5 | Табличное сложение и вычитание | 72 |
Итого | 132 |
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России»:
Учебник: М. И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова –учебник в 2ч. М.: Просвещение,2016.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Первая четверть (32 часа) Повторение. Сложение и вычитание (8 часов) (1 часть учебника) |
1 | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) | 1 | | |
2 | Пространственные и временные представления. | 1 | | |
3 | Цифры и числа 1–5. | 1 | | |
4 | Понятия «равенства», «неравенства», знаки «», « | 1 | | |
5 | Состав числа от 2 до 5 из двух слагаемых. | 1 | | |
6 | Цифры и числа 6–9, число 0, число 10. | 1 | | |
7 | Единицы длины. Сантиметр. | 1 | | |
8 | Стартовая диагностическая работа | 1 | | |
Сложение и вычитание (8 часов) (2 часть учебника) |
9 | Сложение и вычитание вида …+, –1, …=, –2. | 1 | 09/15/21 | |
10 | Решение задач на сложение и вычитание. | 1 | 16.09.21 | |
11 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | 17.09.21 | |
12 | Сложение и вычитание вида ..+, - 3. | 1 | 21.09.21 | |
13 | Сложение и вычитание вида ..+, - 4. | 1 | 22.09.21 | |
14 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | 23.09.21 | |
15 | Стартовая диагностическая работа | 1 | | |
16 | Переместительное свойство сложения. | 1 | 24.09.21 | |
17 | Связь между суммой и слагаемым. | 1 | 28.09.21 | |
Компоненты сложения и вычитания. Связь между сложением и вычитанием (18 часов) |
18 | Решение текстовых задач в два действия. | 1 | 29.09.21 | |
19 | Повторение. «Временные отношения». | 1 | 30.09.21 | |
20 | Решение задач в два действия. | 1 | 01.10.21 | |
21 | Формирование вычислительных навыков | 1 | 05.10.21 | |
22 | Определение связи между сложением и вычитанием | 1 | 06.10.21 | |
23 | Знакомство с компонентами при вычитании. | 1 | 07.10.21 | |
24 | Закрепление решения задач на нахождение остатка, суммы. | 1 | 08.10.21 | |
25 | Вычитание из чисел 6– 7. Связь сложения и вычитания. | 1 | 12.10.21 | |
26 | Вычитание из чисел 8– 9. Связь сложения и вычитания. | 1 | 13.10.21 | |
27 | Вычитание из числа 10. | 1 | 14.10.21 | |
28 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. | 1 | 15.10.21 | |
29 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 18.10.21 | |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 19.10.21 | |
31 | Мера веса «килограмм». Мера объема «Литр». | 1 | 20.10.21 | |
32 | Закрепление изученного. | 1 | 21.10.21 | |
Вторая четверть (32 ч.) Числа от 11 до 20. Нумерация. (28 часов) |
33-34 | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. | 2 | 01.11.2102.11.21 | |
35-36 | Образование чисел второго десятка из десятка и нескольких единиц. | 2 | 03.11.2105.11.21 | |
37 | Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. | 1 | 09.11.21 | |
38 | Дециметр. | 1 | 10.11.21 | |
39 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | 1 | 11.11.21 | |
40 | Закрепление. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 | 12.11.21 | |
41 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20» | 1 | 16.11.21 | |
42 | Работа над ошибками. | 1 | 17.11.21 | |
43-44 | Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | 2 | 18.11.2119.11.21 | |
45-48 | Что узнали? Чему научились? | 4 | 23.11.2124.11.21 25.11.21 26.11.21 | |
49 | Проверочная работа. Обобщение. | 1 | 30.11.21 | |
50-53 | Подготовка к решению задач в два действия. | 3 | 1.12.21 2.12.21 3.12.21 | |
54-55 | Ознакомление с задачей в два действия. | 2 | 7.12.21 8.12.21 | |
56-57 | Решение задач в два действия. | 2 | 9.12.21 10.12.21 | |
58 | Закрепление. | 1 | 14.12.21 | |
59 | Закрепление | 1 | 15.12.21 | |
60 | Закрепление изученного | 1 | 16.12.21 | |
Табличное сложение и вычитание (72 часа) |
61-64 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 4 | 17.12.21 21.12.21 22.12.21 23.12.21 | |
Третья четверть (36 часов) Табличное сложение и вычитание (продолжение) |
65-66 | Сложение вида:□ +2, □ +3. Учебник с. 66 Р.т., с. 34 | 2 | 11.12.21 | |
67-68 | Сложение вида:□ +4. Учебник с. 67 Р.т., с. 35 | 2 | 12.01.22 | |
69-70 | Сложение вида:□ +5. Закрепление | 2 | 13.01.22 | |
71 | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | 14.01.22 | |
72 | Работа над ошибками. | 1 | 18.01.22 | |
73-74 | Сложение вида:□ +6. | 2 | 19.01.22 20.01.22 | |
75-76 | Сложение вида:□ +7. | 2 | 21.01.22 24.01.22 | |
77-78 | Сложение вида:□ +8, □ +9. | 2 | 25.01.22 26.01.22 | |
79 | Таблица сложения. | 1 | 27.01.22 | |
80 | Проверочная работа. | | 28.01.22 | |
81-82 | Решение текстовых задач, числовых выражений. Учебник с. 73 Р.т., с. 38 | 2 | 01.02.22 2.02.22 | |
83-84 | Закрепление изученного материала. Задания творческого и поискового характера. | 2 | 03.02.22 04.02.22 | |
85-92 | Что узнали? Чему научились? Проверочная работа. | 8 | 8.02-11.02 15.02-18.02 | |
93 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 1.03.22 | |
94 | Работа над ошибками. | 1 | 02.03.22 | |
95-98 | Приемы вычитания с переходом через десяток. | 4 | 3.03, 4.03, 9.03,10.03 | |
99-100 | Вычитание вида:11- □. Учебник с. 82 Р.т., с. 42 | 2 | 11.03, 15.03 | |
4 четверть (32 часа) Табличное сложение и вычитание (продолжение) |
101-102 | Вычитание вида:12- □. | 2 | 29.03, 30.03 | |
103-104 | Вычитание вида:13- □. | 2 | 31.03, 1.04 | |
105-106 | Вычитание вида:14- □. Закрепление | 2 | 5.04, 6.04 | |
107 | Контрольная работа | 1 | 07.04.22 | |
108 | Работа над ошибками. | 1 | 08.04.22 | |
109-110 | Вычитание вида:15- □. | 2 | 12.04.22 | |
111-112 | Вычитание вида:16- □. | 2 | 13.04, 14.04 | |
113-114 | Вычитание вида:17- □, 18- □ | 2 | 15.04, 19.04 | |
115-116 | Закрепление изученного материала. Проверочная работа. | 2 | 20.04, 21.04 | |
117 | Задачи творческого и поискового характера. | 1 | 22.04.22 | |
118-119 | Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». | 2 | 26.04, 27.04 | |
120 | Промежуточная аттестация | 1 | 28.04.22 | |
121-125 | Закрепление пройденного материала по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Проверочная работа Учебник с. 92-95. ПР 52-53 | 5 | 29.04, 4.05-6.05, 11.05 | |
126 | Закрепление | 1 | 12.05.22 | |
127 | Закрепление материала | 1 | 13.05.22 | |
128 | Закрепление изученного | 1 | 17.05.22 | |
129 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Учебник с. 98-99 | 1 | 18.05.22 | |
130-132 | Закрепление пройденного материала. Учебник с. 100-107. Р.т., с. 47-48 | 3 | 19.05-20.05 резерв | |
Литература:
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2 до стр.44.
Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова С. И. – М.: Просвещение.
Контрольно-измерительный материал:
1.Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
2.Вычисли:
6+ 5= _____ 0+ 6= _____ 10+ 6= _____
4+ 9= _____ 9+ 1= _____ 15- 5= _____
5+ 8= _____ 5- 0= _____ 20- 1= _____
3.Реши задачу:
Лена купила 8 конфет. Она съела уже 5 конфет. Сколько конфет осталось у Лены?
4.Реши задачу:
В первой книге 4 сказки, а во второй — на 2 сказки больше. Сколько всего сказок в двух книгах вместе?
5. Сравни числа и поставь знак неравенства:
8___3 7____14
17___19 10____9
20___12 10____11