СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс, Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова

Некрасовского района Ярославской области


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________2021г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

2 класс

Учитель начальных классов

Качалова Надежда Александровна


д. Грешнево

2021г.

Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2020-2021 учебный год;

  • Основной общеобразовательной программы;

  • Учебного плана МБОУ СОШ им. Н.А.Некрасова;

  • Положения о рабочей программе МБОУ СОШ им. Н.А.Некрасова;

  • На основе авторской программы авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»;

  • С учетом программы воспитания.


Цели и задачи изучения предмета


Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы итературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Общая характеристика учебного предмета


«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.


КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Содержание учебного предмета

 Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

          Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете (3 ч)

         Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге.

Устное народное творчество (15 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси Лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя.

Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.

Русские писатели (15 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смыса басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.

Из детских журналов (9 ч)

           Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение. Проект «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

          Знакомство с названием раздела.  Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений

Писатели — детям (17 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.

Я и мои друзья (12 ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя.  Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (8ч)

          Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы».

И в шутку и всерьёз (14ч)

          Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок —  входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.

Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.Оценка планируемых достижений.

Литература зарубежных стран (12 ч)

          Знакомство с названием раздела.  Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писательсказочник». Оценка достижений.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению, оканчивающих 2 класс:

Обучающиеся должны знать:

  • средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);

  • жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка);

  • наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

Обучающиеся должны уметь:

  • осознанно читать вслух или «про себя»;

  •  находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

  • делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;

  • выделять главную мысль прочитанного произведения;

  • определять тему произведения;

  • сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

  • отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

  • составлять описание природы, предметов;

  • пересказывать текст подробно и выборочно;

  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

  • выразительно читать диалоги, читать по ролям;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • воссоздавать художественные образы литературного произведения,

  • различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию.

Второклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

  • определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;

  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.

Второклассники получат возможность научиться.

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах:

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

З) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:

Для работы учащимся необходимы:

Печатные пособия

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.

  • Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

  • Оборудование рабочего места учителя:

  • - Классная доска с креплениями для таблиц.

  • - Магнитная доска.

  • - Персональный компьютер с принтером.

  • - Ксерокс.

  • - Аудиомагнитофон.

  • - CD/DVD-проигрыватель.

  • - Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  • - Проектор для демонстрации слайдов.

  • - Мультимедийный проектор.

  • - Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

  • Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.

  • Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия


  1. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2 (+CD) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2021г.

  2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2021.


Календарно-тематический план


Наименование разделов и тем

По программе

Вводный урок

1

Самое великое чудо на свете

3

Устное народное творчество

15

Люблю природу русскую! Осень

8

Русские писатели

15

О братьях наших меньших

12

Из детских журналов

9

Люблю природу русскую! Зима

10

Писатели – детям

17

Я и мои друзья

12

Люблю природу русскую! Весна

8

И в шутку, и всерьёз

14

Литература зарубежных стран

12

Итого

136

Цифровые образовательные ресурсы

Книга – источник знаний

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5058/

Старинные и современные книги

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6203/

Высказывание о книгах К. Ушинского,
М. Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3475/

Устное народное творчество

https://www.youtube.com/watch?v=WYI67laKqcA&list=PLRMli4p2MiuH4nqk-BmjynJnfSTvcT1wB&index=2

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5024/

Потешки, прибаутки, считалки, загадки, небылицы – малые жанры устного народного творчества

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4239/

Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5025/

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт». Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5019/

Русские народные сказки «Каша из топора», «Гуси-лебеди»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5021/

Русские народные сказки «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4240/

Путешествие в страну «Устное народное творчество»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

https://www.youtube.com/watch?v=qiez1uvY3dg&t=41s

Русская народная сказка «Два Мороза»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4255/

Красота осенней природы в произведениях художественной литературы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5027/

Использование изобразительно-выразительных средств в стихах русских поэтов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5028/

В. Берестов «Хитрые грибы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4245/

Люблю природу русскую. Обобщающий урок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5029/

И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». К. Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5036/

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5037/

С. Михалков «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе». С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5069/

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный», «Вот север, тучи…», «Зима»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5046/

Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4261/

А. Плещеев «Весна». «Сельская песенка». А. Блок «На лугу». Загадки о весне

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5061/

Обобщающий урок по теме «Весна»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4263/

А. С. Пушкин – великий русский писатель

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4247/

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4248/

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5030/

Л. Н. Толстой. Рассказы «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Правда всего дороже», «Филипок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5031/

Обобщение по разделу. Тест «Русские писатели»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5032/

Весёлые стихи

https://www.youtube.com/watch?v=jxS9yzqmb7w

Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5035/

Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4253/

По страницам детских журналов

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5026/

С. Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5040/

Писатели детям

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5042/

Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5043/

В. Лунин «Я и Вовка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4260/

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».Ю. Ермолаев «Два пирожных»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5044/

В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему». Е. Благинина «Простокваша»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5060/

https://mosobr.tv/release/8020

Обобщение по теме. Проверочная работа «Я и мои друзья»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4262/

Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5070/

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Что это было?»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4250/

М. Пришвин «Осеннее утро»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4246/

Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5068/

В. Берестов «Кошкин щенок». Б. Заходер «Плачет киска». И. Пивоварова

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5022/

М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5033/

Б. Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4251/

В. Бианки «Сова»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5034/

В гости к природе. «О братьях наших меньших»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5023/

Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5045/

Весёлые стихи. Стихотворения И. Токмаковой, Ю. Могутина

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4249/

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4256/

К. И. Чуковский «Федорино горе»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5039/

А. Барто. Стихотворения о детях «Верёвочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4257/

Н. Н. Носов «Затейники»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5041/

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4258/

Н. Н. Носов «На горке»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4259/

К. Бальмонт «Капля», Б. Заходер «Что красивей всего?»

https://interneturok.ru/lesson/chtenie/3-klass/proschanie-s-letom/k-balmont-kaplya-b-zahoder-chto-krasivey-vsego

И в шутку, и всерьёз. Творчество Б. Заходера

https://www.youtube.com/watch?v=oDmfZwlxHPQ&list=PLRMli4p2MiuH4nqk-BmjynJnfSTvcT1wB&index=14

Весёлые стихи Б. Заходера «Что красивей всего?». Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5062/

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5063/

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4264/

Г. Остер «Будем знакомы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5064/

В. Драгунский «Тайное становится явным»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5065/

Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4265/

Литература зарубежных стран

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5066/

Американская и английская народные песенки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4266/

Ш. Перро «Кот в сапогах»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5067/

Ш. Перро «Красная шапочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4267/

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5071/

Э. Хогарт «Мафин и паук»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4252/

Встречи с любыми писателями

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6298/




























Календарно-тематическое планирование по литературному чтению



п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения



1 четверть (36 часов)


1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

02.09


Самое великое чудо на свете (3часа)


2

Самое великое чудо на свете. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Представление любимой книги и любимых героев.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

06.09


3

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

07.09


4

Общее представление о первых книгах на Руси. Старинные и современные книги. Сравнение книг. Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение.

1

.08.09


Устное народное творчество (15часов)


5


Устное народное творчество Вводная диагностическая работа.

1

09.09


6

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских народных песен.

Сочинение колыбельной песни.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

13.09


7

Потешки и прибаутки- малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Словесное рисование картин природы.

1

14.09


8

Считалки и небылицы, скороговорки - малые жанры устного народного творчества. Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

1

15.09


9

Загадки, пословицы и поговорки. Распределение загадок по тематическим группам. Составление загадок.

1

16.09


10

Народные сказки. Виды сказок. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». Выразительное чтение.

1

20.09


11

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Чтение по ролям. Рассказывание сказки по рисункам. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

1

21.09


12

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Характеристика героев сказки. Составление плана текста, пересказ по плану.

1

22.09


13

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Проверка техники чтения.

1

23.09


14

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1


27.09


15

Русская народная сказка «Каша из топора».

Составление плана сказки. Пересказ по плану.

1

28.09


16-17

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Характеристика героев сказки. Пересказ по составленному плану.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

2


29-30.09


18

А.А. Шибаев «Вспомни сказку».

Викторина по сказкам.

1

04.10


19

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1.

1

05.10


Люблю природу русскую! Осень (8 часов)


20

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Осенние загадки.

Соотнесение загадки и отгадки.

1

06.10


21


Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …». Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности: олицетворение, метафоры, эпитеты. Выразительное чтение.

1

07.10


22

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

А. Плещеев «Осень наступила …» Сравнение стихотворений разных поэтов на одну тему.

1

11.10


23

А. Фет «Ласточки пропали…»

А. Толстой «Осень».

Описание картин осенней природы.

Средства художеств. выразительности. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Звукопись.

1

12.10


24

С. Есенин «Закружилась листва

золотая». В. Брюсов «Сухие листья».

И. Токмакова «Опустел скворечник».

Сравнение стих. на одну тему. Иллюстрирование стихотворений

1

13.10


25

В.Д. Берестов

«Хитрые грибы».

Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности. Иллюстрирование, словесное рисование.

1

14.10


26

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

Настроение. Интонация стихотворения. Средства художественной выразительности

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

18.10


27

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».

Проверочная работа №1.

1


19.10


Русские писатели (15 часов)


28

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин-великий русский писатель.

Викторина по сказкам поэта.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

20.10


29

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Заучивание наизусть.

1


21.10


30

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

1


08.11


31

А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. Выразительное чтение

1

09.11


32

А.С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Деление текста на части. Составление плана

1

10.11


33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Пересказ сказки в прозе.

1

11.11


34

Знакомство с биографией И.А. Крылова. Басни. Нравственный смысл басен И.А. Крылова.

1

15.11


35

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

Сравнение басни и сказки. Структура басни. Характеристика героев басни. Определение темы и главной мысли.

1

16.11


36

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

1

17.11


37

Л.Н. Толстой «Котенок».

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

18.11


38

Знакомство с биографией Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Филипок». Первичное знакомство с текстом.

1

22.11


39

Л.Н. Толстой «Филипок». Характеристика героя. Составление плана. Подробный пересказ текста.

1

23.11


40

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».

1

24.11


41

Л.Н. Толстой подробный пересказ.

1

25.11


42

Проверим себя и свои достижения.

Проверка техники чтения.

1

29.11


43

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Контрольная работа № 1. Оценка планируемых достижений.

1

30.11


О братьях наших меньших (12 часов)


44

Прогнозирование содержания раздела. Прогнозирование содержания текста по заглавию. Обогащение словарного запаса. Составление отзыва.

1

01.12


45

И. Пивоварова «Жила-была собака…»

Нахождение авторских сравнений, эпитетов, подбор своих, продолжение произведения.

1

02.12


46

В. Берестов «Кошкин щенок».

Заголовок стихотворения.

1

06.12


47

М.М. Пришвин «Ребята и утята». Урок разработан с учетом программы воспитания. Нравственный смысл поступков героев произведений.

1

07.12


48

Пересказ текста по плану. М. Пришвин «Ребята и утята».


1

08.12


49


Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

1

09.12


50

Определение последовательности событий. Подробный пересказ текста по коллективно-составленному плану.

1

13.12


51

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

Выявление авторского отношения к герою. Оценивание поступков героев с опорой на личный опыт.

1

14.12


52

В.В. Бианки «Музыкант». Выборочное чтение.

1

15.12


53

В.В. Бианки «Сова».

Создание устного текста на тему «Сова».

1

16.12


54

Поговорим о самом главном. Е. Благинина «Мороз».

1

20.12


55

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2.

1

21.12


Люблю природу русскую! Зима (10 часов)


56

Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Составление мини –рассказа о зиме и зимних играх. Урок разработан с учетом программы воспитания.

1

22.12


57

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»

Сравнение стихотворений.на одну тему разных поэтов, словесное рисование картин зимней природы, определение средств выразительности.

1

23.12


58

Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»


1

27.12


59

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»


1

28.12


60

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».


1

29.12


61

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя» , «Зима!... Крестьянин торжествуя»


1

10.01


62

Русская народная сказка

«Два Мороза».


1

11.01


63

Русская народная сказка

«Два Мороза».

1

12.01


64

С.В. Михалков «Новогодняя быль». Деление текста на части, составление плана.

1

13.01


65

Сравнение и характеристика героев. С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Пересказ от лица ёлочки.

1

17.01


66

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».

1

18.01


67

Контрольная работа.

1

19.01


68

Проверим себя и свои достижения. Проверка техники чтения.

1

20.01


Писатели – детям (17час)


69

Писатели – детям. Прогнозирование содержания раздела. Прогнозирование содержания текста по заглавию. Обогащение словарного запаса. Составление отзыва.

1



70

В мире книг. К.И. Чуковский. Биография. Нахождение информации из статьи по заданию учителя.

1



71

К.И. Чуковский «Путаница». Особенности юмористического произведения.

1



72

К.И. Чуковский «Путаница». Особенности юмористического произведения, характеристика и сравнение героев.

1



73

К.И. Чуковский «Радость». Определение жанра произведения. Рифма. Объяснение лексического значения слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

1



74

К.И. Чуковский «Федорино горе». Характеристика и сравнение героев, чтение по ролям.


1



75

К.И. Чуковский «Федорино горе». Определение главной мысли произведения, коллективное составление плана, пересказ в прозе. Отношение автора к герою.

1



76

С.В. Михалков «Сила воли». Определение смысла произведений, прогнозирование содержания, характеристика героя по его поступкам.

1



77

С.В. Михалков «Мой щенок».

Определение смысла произведений, прогнозирование содержания, характеристика героя по его поступкам.

1



78

А.Л. Барто «Верёвочка».

Знакомство с биографией. Обсуждение заголовка. Ритм произведения. Выразительное чтение.

1



79

А.Л. Барто «Мы не заметили жука».

Анализ заголовка произведений, оценка событий и героев произведений.

1



80

А.Л. Барто «Шла вчера я по садовой».

Определение темы и главной мысли произведения, выразительное чтение.

1



81

Н.Н. Носов «Затейники».

1



82

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Составление плана текста.

1



83

Н.Н. Носов

«Живая шляпа». Подробный пересказ на основе плана.

1



84

Поговорим о самом главном. В. Осеева «Синие листья»

1




85

Н.Н. Носов

«На горке». Составление плана.

1



86

Н.Н. Носов

«На горке». Пересказ на основе картинного плана

1



87

Проверим себя и свои достижения.

1



88

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Контрольная работа № 4.


1



Я и мои друзья (12часов)

89


Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Обучение выбору книги по заданной теме. Составление текста на тему «Мой друг»

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1



90

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».

Выявление авторского и собственного отношения к герою. Соотнесение основной мысли рассказа с пословицей. Чтение по ролям.

1




91

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Объяснение нравственного смысла рассказа.

1




92

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Деление текста на части. Пересказ по плану. Инсценирование.

1



93

В.А. Осеева «Хорошее».

Объяснение нравственного смысла рассказа, поступков героя.

Деление текста на части. Пересказ по плану.

1



94

В.А. Осеева «Хорошее».

Пересказ по плану.

1



95

Стихи о дружбе. В. Лунин «Я и Вовка»

1




96


Стихи о дружбе Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду..», В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты…»

1



97

В.А. Осеева «Почему?»

1



98

В.А. Осеева «Почему?»

1



99

В.А. Осеева «Почему?»

1



100

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа.

1



Люблю природу русскую! Весна (8 часов)


101

Люблю природу русскую! Весна! Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Обучение выбору книги по заданной теме

1



102

Ф. Тютчев «Зима недаром злится", «Весенние воды».

1



105

А.Н. Плещеев «Весна», С. Дрожжин «Весеннее царство».

1



106

А.А. Блок «На лугу».

А.Н. Плещеев

«В бурю». Определение темы и главной мысли произведения, постановка вопросов к тексту.

1



107

И.А. Бунин «Матери». Е.А. Благинина «Посидим в тишине».

Проверка техники чтения.

1




108

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

1



4 четверть (32 часа)


109

С. Васильев «Белая береза». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3.

1



110

Проект «День Победы – 9 мая»

1



И в шутку, и всерьёз (14часов)


111

И в шутку и всерьёз. «Мозговая атака». Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Составление рассказа по рисункам.

Постановка вопросов к тексту.

1



112

А. Введенский «Учёный Петя»

1




113


Д. Хармс «Врун»

1



114

Хармс «Врун»

1



115

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

1



116

Б.Заходер «Песенки Винни – Пуха».

1



117

Э.Н. Успенский

«Если был бы я девчонкой»

1



118

Э.Н. Успенский «Над нашей квартирой», «Память».

1



119

Э.Н. Успенский «Чебурашка»


1



120

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение по ролям.


1



121

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Деление текста на части, составление плана.


1



122

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

1



123

Г.Б. Остер «Будем знакомы». Характеристика героев. Выразительное чтение.


1




124

Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4.

1



Литература зарубежных стран (12ч)


125

Литература зарубежных стран. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1



126

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1



127

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1



128

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1





129

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1



130

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Составление картинного плана.

1



131

Ш. Перро «Красная Шапочка».

1



132

Х. Андерсен «Огниво».

1



133

Х. Андерсен «Огниво».

Деление текста на части, составление плана.

1



134

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

1



135

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

Контрольная работа №5.

1



136

Проверка техники чтения.

Итоговая диагностическая работа.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!