СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение . 3 класс "Перспективная начальная школа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.1-4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть — М.: Академкнига/Учебник.
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение.1-4  класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1-4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
  5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1-4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение . 3 класс "Перспективная начальная школа"»



Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю».

на методсовете зам. директора по УВР Директор

МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно –Александровская МБОУ «Южно–Александровская

средняя средняя средняя

общеобразовательная общеобразовательная общеобразовательная

школа № 5школа № 5школа № 5

Протокол № 1 __________ Сафронова О.В ___________ Брусенко В.В.

от «___»______20___г. «___»______20___г. от «___»______20___г.





Рабочая программа




Предмет: литературное чтение

Учитель: Глушкова Л.А.

Класс: 3

Сроки реализации:1год














с. Южно – Александровка

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе:

-  примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 3 ч. –2-е изд., испр. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – ч.1 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2013 г.

В соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), 

-учебным планом МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5 на текущий учебный год

- календарным учебным графиком ОУ на 2020 – 2021 уч.г.

УМК

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение.1-4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

  3. Малаховская О.В. Литературное чтение.1-4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.

  4. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1-4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.

  5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1-4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

Общая характеристика учебного предмета

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан в 3 классе на 136 часов в год (4 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Планируемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Обучение грамоте» в 1 классе

Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД

Самоопределениесистема заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентациятексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Познавательные УУД

Информационные – поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Логические:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

  • сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

  • анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;

  • обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

  • обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);

  • выяснение общих черт непарных согласных;

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

  • формирование понятия «звук» через анализ моделей;

  • поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;

  • формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;

  • формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

установление причинно-следственных связей:

  • между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

  • между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имён, названий стран, городов, рек, кличек животных;

  • между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода

Обучающиеся научатся:

  • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

  • называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

  • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счёт, правильно называть их

Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода

Обучающиеся научатся:

  • различать звуки и буквы русского языка;

  • различать гласные-ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные-ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

  • определять на слух ударные и безударные гласные;

  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

  • определять согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;

  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

    • обозначать звуки буквами и условными значками;

    • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

    • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

    • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

    • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

    • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

    • при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

    • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;

    • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

    • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

    • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода

Обучающиеся научатся:

    • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

    • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

    • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

    • применять приёмы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

    • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

    • озаглавливать прослушанный текст;

    • осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

    • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

    • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

    • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

    • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте»

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

    • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

    • работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

    • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

В области регулятивных (контроля и самоконтроля) учебных действий обучающиеся научатся:

    • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 2-ГО КЛАССА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой могут быть дифференцированы по уровням.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программной по предмету «Литературное чтение».

Личностные результаты:

- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному предмету;

- удерживает позицию школьника;

-оценивает поступки людей, как хорошие или плохие;

-выражает свои эмоции, понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

-определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя, частично самостоятельно;

- планирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной задачи как учителем так и самостоятельно;

-проговаривает последовательность действий на уроке;

- высказывает свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- работает по составленному плану;

-оценивают работу по критериям выработанными совместно с учителем.

Познавательные УУД:

- .Принимает от учителя и самостоятельная осуществляет постановку учебной задачи.

- Моделирует с учителем выделенное отношение в предметной, графической и буквенной формах.

- Самостоятельно организовывает работу: определяет возможные пути решения задач.

- Выделяет необходимую информацию из текста.

- Ориентируется в учебнике.

- Делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

-оформляет свои мысли в устной форме;

-слушает и понимает речь других;

-договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общении и следует им;

- умеет формулировать собственное мнение и позицию на примере литературных произведений;

- работает в паре, группе; распределяет работу между собой и соседом, осуществляет свою часть работы, осуществляет взаимопроверку выполненной работы, выполняет различные роли;

- видит разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяется к одной из них.

Предметные результаты:

Базовый уровень:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности:

  • Читает целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • Читает про себя в процессе первичного ознакомленного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

  • Строит короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

  • Называет имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • Называет имена 2-3 современных писателей, название произведений и краткий их пересказ;

  • Перечисляет названия произведений любого автора и коротко пересказывает их содержание;

  • Определяет тему и главную мысль произведения; (с помощью учителя)

  • Оценивает и характеризует героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

  • Анализирует смысл названия произведения;

  • Пользуется толковым словарём.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

  • Различает сказку о животных и волшебную сказку;

  • Определяет особенности волшебной сказки;

  • Различает сказку и рассказ;

  • находит в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу, повтор, звукопись, контраст);

Раздел «элементы творческой деятельности учащихся»

  1. Понимает содержание прочитанного осознанно выбирает интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  2. Читает художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  3. Рассматривает иллюстрации, соотносит их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслю (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Повышенный уровень:

  • Развивает навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • Устно выражает свое отношение к содержанию прочитанного;

  • Читает наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • Пересказывает текст небольшого объема;

  • Привлекает к работе на уроке тексты из хрестоматии, а также книг из домашней библиотеки и школьной;

  • Задают вопросы по тексту произведения и отвечает на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

  • Обнаруживает в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора (сказки-цепочки, кумулятивной,) считалки, скороговорки, заклички, колыбельных.

  • Рассматривает иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» и сравнивать их с худож.произведением с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

6.Содержание тем учебного предмета

Изучение курса «Литературное чтение» предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки – творческие отчеты; уроки- исследования; дидактические игры; уроки – путешествия; уроки – конференции; уроки – викторины.

Формировании универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающегося, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учебно-познавательная деятельность учащегося на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• выявлять авторское отношение к герою;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

• самостоятельно читать выбранные книги;

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных

произведений;

• самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 4-ГО КЛАССПознавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, ориентироваться в учебнике, сравнивать — находить общее и различия объектов (сказок), самостоятельное маркирование, подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов, формирование понятия «главный герой»,определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить под­тверждения в тексте своим предположе­ниям; анализировать волшебные предметы литературного произведения . Коммуникативные УУД: вступать в диалог, допускать возможность существования разных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, осуществлять работу в паре. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшеб­ных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); Коммуникативные УУД: читать и пересказывать текст, допускать возможность существования разных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, ориентироваться на позицию партнера.

Содержание учебного курса

3 класс (136 ч)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.

Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.

Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;

бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»;

бурятская сказка «Снег и заяц»;

венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;

индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»;

корейская сказка «Как барсук и куница судились»;

кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»;

шведская сказка «По заслугам и расчет»*;

хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;

сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»,

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев;

Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*;

Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*;

Японские хокку: Басё, Бусон, Дзесо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А. Пушкин: «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»;

И. Крылов: «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;

Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);

И. Бунин «Листопад»;

К. Бальмонт «Гномы»;

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;

В. Маяковский «Тучкины штучки»;

Проза

А. Куприн «Слон»;

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»;

К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный воробей».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов: «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*;

Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;

В. Шефнер «Середина марта»;

С. Козлов: «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»;

Д. Дмитриев «Встреча»;

М. Бородицкая «На контрольной»;

Э. Мошковская: «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек»*, «Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;

Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»;

Л. Пантелеев «Честное слово»;

Б. Житков «Как я ловил человечков»;

Саша Черный «Дневник фокса Микки»;

Н. Тэффи «Преступник»;

Н. Носов «Мишкина каша»*;

Б. Заходер «История гусеницы»;

В. Драгунский: «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;

Ю. Коваль: «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под соснами»*;

С. Козлов: «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «звуки и голоса»*;

К. Чуковский «От двух до пяти»;

Л. Каминский «Сочинение»;

И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков

Поэзия

В. Лунин: «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;

Д. Дмитриев «Встреча»*;

Л. Яковлев «Для Лены»;

М. Яснов: «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке»*; «Мы и птицы»*;

Г. Остер «Вредные советы»;

Проза

Тим. Собакин: «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;

Маша Вайсман: «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*;

Т. Пономарева: «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «Помощь»;

О. Кургузов «Мальчик-папа»*;

С. Махотин «Самый маленький»*;

А. Иванов «Как Хома картины собирал»*. .

Контроль техники и осознанности чтения

Входной-1

I четверть-1

II четверть-1

III четверть-1

IV четверть-1



Нормы оценки техники чтения в начальной школе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.


Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

15 (25)

30 (40)

2

30 (40)

40 (50)

50(60)

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

  • слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;

  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Содержание учебного предмета 1 класс

п/п



Разделы, темы

Кол-во часов


Обучение грамоте. Чтение.

91


1.


Подготовительный период


10


2.


Основной звукобуквенный период


71


3.


Заключительный период


10




Литературное чтение

41


1.


На огородах Бабы-Яги


11

2.

Пещера Эхо

7

3.

На пути в волшебный лес

2

4.

Клумба с колокольчиками

4

5.

В лесной школе

4

6.

Музей Бабы – яги. Тайна особого зрения

5

7.

На выставке рисунков Юрия Васнецова

8


ИТОГО

132 ЧАСА




Содержание учебного предмета 2 класс

1

В гостях у ученого кота

16ч.

2

В гостях у Незнайки

11ч.

3

В гостях у Барсука

21ч.

4

В гостях у Ежика и Медвежонка

11ч.

5

Точка зрения

36 ч.

6

Детские журналы

7ч.

7

Природа для поэталюбимая и живая

17 ч.

8

Почему нам бывает смешно

17ч.


ИТОГО:

136 ЧАСОВ


Содержание учебного предмета 3 класс


1

Прощание с летом

6 ч.

2

Летние путешествия и приключения

19 ч.

3

Природа летом

9 ч.

4

Уроки и переменки

12 ч.

5

«Глухая пора листопада…»

8 ч.

6

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

18 ч.

7

«Поет зима, аукает…»

12 ч.

8

Животные в нашем доме

9 ч.

9

Мы с мамой и папой

12 ч.

10

«Наполним музыкой сердца…»

9 ч.


День смеха

4 ч.

11

«О весна, без конца и без краю…»

8 ч.

12

День Победы

Родная земля

5 ч.

6 ч.


Итого

136 ЧАСОВ

ч.

Содержание учебного предмета 4 класс


1

Законы волшебной сказки

13 ч.


2

Произведения, основанные на фольклоре

20 ч.

3

Красота природы и человека в поэзии и живописи

15 ч.

4

Наши сверстники, жившие задолго до нас

16 ч.

5

Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас

13 ч.

6

Тайны особого зрения в произведениях зарубежных писателей

12 ч.

7

Особенная правда в поэзии, прозе, живописи

19 ч.

8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество

16 ч.


9

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

12 ч.


ИТОГО:

136 ЧАСОВ




Типовые задания для формирования УУД

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах; подведение итогов урока;

творческие задания;анализ текста,

ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Познавательные

«Найди отличия» (можно задать их количество); «Поиск лишнего»;

«Лабиринты»; «Логические цепочки»;

составление схем-опор;работа с разного вида таблицами; работа со словарями.

сравни; «На что похоже?; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблемы.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»; «Установи правильный порядок действий в задаче, выражении »;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль; А как иначе?

заучивание материала наизусть в классе; « Ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Коммуникативные

Составь задание партнеру; закончи предложение отзыв на работу товарища; «Спроси своего товарища»; групповая работа,

«Отгадай, о чём говорим»;составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь задачу по …; 
отзыв на работу товарища; опиши устно; объясни























Учебно-тематический план

п/п

Разделы, темы

Количество часов


Контрольные, самостоятельные, практические работы

Примерная или авторская программа

Итоговая комплексная контрольная работа

Контроль техники и осознанности чтения

Самостоятельные, практические работы

1

Учимся наблюдать и копим впечатления (уроки 1-23)

23


1 четверть - 2

1 четверть - 3

2

Постигаем секреты сравнения (уроки 24-37)

14


2 четверть - 1

2 четверть – 1

3

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (уроки 38-51)

14


3 четверть - 1

3 четверть - 5

4

Учимся любить (уроки 52-67)

16

4 четверть - 1

4 четверть - 1

4 четверть - 2

5

Набираемся житейской мудрости (уроки 68-77)

10




6

Продолжаем разгадывать секреты смешного (уроки 78-94)

17




7

Как рождается герой (уроки 95-118)

24




8

Сравниваем прошлое и настоящее (уроки 119-136)

18




Итого


136

1

5

11

График проведения контрольных работ



Дата пров.

Кор. дата

1

Входная контрольная работа

08.09


2

Техника и осознанность чтения (входной)

16.09


3

Техника и осознанность чтения (1 четверть)

28.10


4

Техника и осознанность чтения (2 четверть)

18.12


5

Техника и осознанность чтения (3 четверть)

12.03


6

Итоговая административная контрольная в рамках промежуточной аттестации

12.05


7

Техника и осознанность чтения (4 четверть)

25.05


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата пров

Кор. дата

Учимся наблюдать и копим впечатления (23ч)

Цель: введение в мир литературного чтения.

1

С.Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

01.09


2

Ю.Коваль "Берёзовый пирожок"

1

02.09


3

В. Мая­ковский "Тучкины штучки"

1

04.09


4

С.Козлов "Мимо белого яблока луны..." С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы..."

1

07.09


5

Входная контрольная работа

1

08.09


6

А. Пуш­кин "Вот север, тучи нагоняя...", "Опрятней мод­ного паркета..."

1

09.09


7

В. Шефнер "Середина мар­та", хокку Дзёсо, Басе (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

1

11.09


8

Н. Матвеева "Гуси на снегу


1

14.09


9

Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд..", хокку Ёса Бусона

1

15.09


10

Техника и осознанность чтения (входной)

1

16.09


11

С. Козлов "Сентябрь" С. Козлов "Как оттенить тишину"

1

18.09


12

И. Бунин "Листопад"

1

21.09


13

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олице­творения в своём сочинении

1

22.09


14

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олице­творения в сво­ём сочинении

1

23.09


15

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олице­творения в сво­ём сочинении

1

25.09


16

А. Пушкин "Зимнее утро"(приём кон­траста и смысл его использова­ния в литературе)

1

28.09


17

В. Бере­стов "Большой мороз"

1

29.09


18

В. Бере­стов "Плащ"

1

30.09


19

С.Козлов "Раз­решите с вами посумерничать"

1

02.10


20

С.Козлов "Раз­решите с вами посумерничать"

1

05.10


21

Ю.Коваль "Вода с закры­тыми глазами", хокку Ранрана

1

06.10


22

Ю. Коваль "Вода с закры­тыми глазами", хокку Ранрана

1

07.10


23

Ю. Коваль "Вода с закры­тыми глазами", хокку Ранрана

1

09.10


Постигаем секреты сравнения (14ч)

Цель: формирование первичного представления о литературных, живописных и музыкальных произведениях с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний

24

Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"

1

12.10


25

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепа­ха" и "Нарядный бурундук"

1

13.10


26


Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепа­ха" и "Нарядный бурундук"

1

14.10


27

Самые древние сказочные истории. Проектирование сборника сказок .

1

16.10


28

Просто древние сказочные истории. Ум и хитрость героев венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

1

19.10


29

Чтение корейской сказки «Как барсук и куница судились»."

1

20.10


30

Представление о бродячем сказочном сюжете. Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне».

1

21.10


31

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории. Чтение индийской сказки «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории.

1

23.10


32

Кубинская сказка "Черепаха, кро­лик и удав-маха"

1

26.10


33

Проблема раз­личения Самых древних сказоч­ных историй и Просто древних сказочных историй

1

27.10


34

Техника и осознанность чтения (1 четверть)

1

28.10


35

Индийская сказка "Хитрый шакал"

Распознание черт бродячего сказочного сюжета

1

30.10


36

Бурятская сказка "Снег и заяц"

1

09.11


37

Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

10.11


Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14ч)

Цель: углубление и расширение знаний о русском народном творчестве, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений, фантазирование

38

Новелла Мат­веева "Карто­фельные олени"

1

11.11


39

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

13.11


40

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

16.11


41

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

17.11


42

Т. Поно­марёва "Автобус"

1

18.11


43

Т.Пономарёва "В шкафу"

1

20.11


44

Э. Мошковская "Вода в колодце"

1

23.11


45

Э. Мошковская "Вода в ко­лодце". Поход в «Музейный дом»

1

24.11


46

Различия вранья и фантазии в рассказе Б. Житкова "Как я ловил человечков"

1

25.11


47

Б.Житков "Как я ловил человечков". Переживания героя литературного произведения.

1

27.11


48

Б. Житков "Как я ловил человечков". Способы выражения авторской оценки в рассказе

1

30.11


49

Б.Житков "Как я ловил человечков" Изобретательность главного героя..

1

01.12


50

Чтение по ролям рассказа Тима Собакина «Игра в птиц». Определение жанра произведения. Формирование потребности совершенствования техники чтения

1

02.12


51

Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонт «Гномы».

1

04.12


Учимся любить (16ч)

Цель: представление основного вектора движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам, отличие народных произведений от авторских

52

Т. Поно­марёва "Прогноз погоды"

1

07.12


53


Т. Поно­марёва "Лето в чайнике"


1

08.12


54


М. Вайсман "Лучший друг медуз "

1

09.12


55

М. Вайсман "Лучший друг медуз"

1

11.12


56

А. Куприн"Слон" Чтение рассказа.

1

14.12


57

А. Куприн "Слон" Герои рассказа. Портрет героя, характеристика действий..

1

15.12


58

А.Куприн "Слон" Осмысление прочитанного. Постановка вопросов по содержанию рассказа.

1

16.12


59

Техника и осознанность чтения (2 четверть)

1

18.12


60

К. Пау­стовский "Заячьи лапы". Чтение рассказа.

1

21.12


61

К. Пау­стовский "Заячьи лапы" Что чувствуют и переживают герои..

1

22.12


62

К. Пау­стовский "Заячьи лапы". Понимание содержания литературного произведения, последовательность событий.

1

23.12


63

С. Козлов "Если меня совсем нет"

1

25.12


64

С. Козлов "Если меня совсем нет"

1

28.12


65

Работа над составлением литературного сборника

1

11.01


66

Работа над составлением литературного сборника.

1

12.01


67

Обобщение по теме: «Учимся любить».

1

13.01


Набираемся житейской мудрости (10ч)

Цель: умение различать типы рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приѐмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования

68

Жанр басни. Композиция басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Происхождение сюжетной басни из сказки о животных.

1

15.01


69

Жанр басни. Композиция басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Происхождение сюжетной басни из сказки о животных.

1

18.01


70

Эзоп "Отец и сы­новья", "Быки и лев"

1

19.01


71

Лента времени. Пословицы

1

20.01


72

Эзоп"Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродя­чие басенные истории

1

22.01


73

Эзоп"Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни

1



74

Иван Крылов "Квартет"

1

26..01


75

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квар­тет". Басня"Волк и журавль"

1

27.01


76

Самостоятель­ная работа по заданиям учебника

1

29.01


77

Жанр бытовой сказки. Чтение сказок «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан». Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали.

1

01.02


Продолжаем разгадывать секреты смешного (17ч)

Цель: умение характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою

78

Леонид Камин­ский "Сочинение"

1

02.02


79

Ирина Пивоварова "Сочинение"

1

03.02


80

Ирина Пивоварова "Сочинение"

1

05.02


81

Марина Бородицкая "На контрольной"

1

08.02


82

Лев Яковлев "Для Лены"

1

09.02


83

Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

10.02


84

Чтение рассказа Н. Тэффи «Преступник».

1

12.02


85

Надежда Тэффи "Преступник" Способы выражения авторской оценки: описание интерьера..

1

15.02


86

Надежда Тэффи "Преступник". Анализ названия произведения

1

16.02


87

Надежда Тэффи "Преступник" Осмысление цели чтения.

1

17.02


88

Короткие исто­рии из книги Корнея Чуковско­го "От двух до пяти"

1

19.02


89

Стихи Григория Остера "Вред­ные советы"

1

20.02


90

Татьяна Пономарёва "Помощь"

1

24.02


91

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" Чтение рассказа.

1

26.02


92

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" Приемы смешного: преувеличение, путаница..

1

01.03


93

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило". Связь названия с темой текста.

1

02.03


94

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило» Главное переживание автора..

1

03.03


Как рождается герой (24ч)

Цель: обоснование своего высказывания о литературном произведении или герое, подтверждении его фрагментами или отдельными строчками из произведения

95

Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

1

05.03


96

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1

09.03


97

Борис Заходер "История гусени­цы" Тема, основная мысль. Черты характера героя.

1

10.03


98

Техника и осознанность чтения (3 четверть)

1

12.03


99

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Леонид Яхнин "Лесные жуки"

1

15.03


100

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусени­цы" (продолжение)

1

16.03


101

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусени­цы" (продолжение)

1

17.03


102

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусени­цы" (продолжение)

1

19.03


103

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусени­цы" (окончание)

1

22.03


104

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Михаил Яснов "Гусеница -Бабочке"

1

23.03


105

Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "Исто­рия гусеницы", Михаил Яснов "Гусеница - Ба­бочке"

1

24.03


106

Классическая детская литература. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Деление текста на смысловые части. Озаглавливание частей. Выборочное чтение .

1

26.03


107

Николай Гарин-Михайловский "Детство Темы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа .

1

05.04


108

Внутренний мир героя в рассказе

Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Испытываемые чувства героя.

1

06.04


109

Высказывание оценочных суждений. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

1

07.04


110

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Черты сходства и различия между героем сказки и героем рассказа.

1

09.04


111

Чтение рассказа Л. Пантелеева

«Честное слово».

1

12.04


112

Л. Пантелеев

«Честное слово». Герои рассказа. Особенности характера и мира чувств.


1

13.04


113

Чтение по ролям рассказа Л. Пантелеева

«Честное слово».

1

14.04


114

Леонид Панте­леев "Честное слово" Высказывание своего мнения..

1

16.04


115

Классики русской литературы. Чтение отрывка из поэмы Н. Некрасов «На Волге» (Детство Валежникова)

1

19.04


116

Классики русской литературы. Чтение отрывка из поэмы Н. Некрасов «На Волге» (Детство Валежникова).

1

20.04


117

Классики русской литературы. Чтение отрывка из поэмы Н. Некрасов «На Волге» (Детство Валежникова)

1

21.04


118

Обобщение по теме: «Как рождается герой».


1

23.04


Сравниваем прошлое и настоящее (18ч)

Цель: сравнение прошлого и настоящего, чтение и анализ произведения, раздумье над вечными ценностями добром, справедливостью, правдой.

119

Литература в контексте художественной культуры. Репродукция картины Бориса Кустодиева «Масленица».

1

26.04


120

Чтение рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей». Герои произведения.

1

27.04


121

Исторические события в рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

28.04


122

Чтение рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

30.04


123

Главная мысль рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

04.05


124

Поэзия классиков русской литературы. А. Пушкин «Цветок».

1

05.05


125

Чтение отрывков из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

07.05


126

Характер героев, сравнительный анализ в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

11.05


127

Итоговая административная контрольная в рамках промежуточной аттестации


1

12.05


128


Чтение отрывков из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»). Способ авторской оценки.

1

13.05


129

Характеры героев в развитии. А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)


1

14.05


130

Характеры героев в развитии. А. Гайдар «Чук и Гек»


1

17.05


131

Чтение отрывков из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

18.05


132

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»). Главные ценности жизни. Высказывание своего мнения о прочитанном.

1

19.05


133

А. Гайдар «Чук и Гек». Репродукция картины Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

21.05


134

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценно­сти в жизни людей .

1

24.05


135

Техника и осознанность чтения (4 четверть)

1

25.05


136

Постоянство в природе и чувст­вах людей

1

26.05



Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К



Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д


Ф


Д/К


Д/К/П

Д



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

Д

Д

Д

Д/П

Д

Д





С диагональю не менее 72 см


По возможности


Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


Д

Д

Д

Д



Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

Полки для «Уголка книг»

К

Д

Д

Д

К

Д


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!