СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 8 ласс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 8 ласс»



Рабочая программа по учебному предмету «Литература»


Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 – 9 классов (основное общее образование) разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образования в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Федерального перечня учебников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


Срок реализации рабочей программы – 5 лет. Рабочая программа для 5 – 9 классов на: V класс – 102 часа (3 часа в неделю), VI класс – 102 часа (3 часа в неделю), VII – 102 часа (2 часа в неделю + один час в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений), VШ класс – 68 часов (2 часа в неделю), IХ классе – 102 час (3 часа в неделю).


Реализация регионального (национально-регионального) компонента

Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, отраженного в фольклоре и литературе Урала. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду. Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта обучающихся.

Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

• определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

• владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.

• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).



Обязательное содержание рабочей программы (5-9 классы)


Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным



Содержание учебного курса


Перечень конкретных произведений, обязательных для изучения

Перечень авторов, изучение которых обязательно в школе - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем рабочей программы

Перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу

(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к.XII века) (9кл)


Д.И. Фонвизин комедия

«Недоросль» (1778 – 1782) (8кл)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

(1792) (9 кл.)

Древнерусская литература:

«Белгородский кисель» (6кл),

«Поучение» Владимира

Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», (7 кл.),

« Житие Сергия Радонежского»

(8кл), «Повесть о Ерше

Ершовиче, сыне Щетинникове»

(8кл)

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года»

(9кл),


Г.Р.Державин

«Памятник» (1745),

«Властителям и судиям» (1780),

(9 кл)

Русский фольклор

Сказки «Царевна - лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» (5 кл), детский фольклор (5 кл), частушки (6кл), календарнообрядовые песни (6 кл), исторические песни «Степан Разин на Волге» (6кл), пословицы и поговорки, загадки (7 кл), былины «Садко» (7 кл), предания «Воцарение Ивана

Грозного», «Сороки -

Ведьмы».(7 кл)

Древнерусская литература: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» (5 кл)


Литература XVIII века

М. В. Ломоносов.

Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» (5 кл), «К статуе Петра

Великого» (7кл), Г. Р.

Державин стихотворения: «Река времён в своём

стремленьи...», «На птичку...»,

«Признание»(7 кл)

И. И. Дмитриев басня «Муха» (6 кл), Н.М. Карамзин стихотворение «Осень» (9кл)

Русская литература XIXвека

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

(1821 – 1824) (9 кл.)


А.С.Пушкин романы

«Дубровский» (1832 — 1833) (6 кл), «Евгений Онегин» (1823 —

1831) (9 кл.), повесть

«Капитанская дочка» (1832 —

1836) (8кл) стихотворения: «Зимнее утро» (1829) (6 кл), «Песнь о вещем Олеге» (1822) (7 кл), «Зимний вечер» (1825) (7 кл), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

(1825) (8кл), «К Чаадаеву»

(«Любви, надежды, тихой славы…») (1818) «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…» (1836) (9 кл)

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.); стихотворения:

«Парус» (1832) (5кл),

«Бородино» (1837) (5 кл),

«Тучи» (1840) (6 кл),

«Утес» (1841) (6 кл), «Узник»

(1837) (8 кл), «Смерть Поэта» (1837) (9 кл), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» (1835) (8 кл), поэма «Мертвые

души» (1835-1841) (9 кл)

И.А. Крылов басни:

«Ворона и лисица» (1808),

«Волк на псарне» (1812),

«Свинья под Дубом» (1823)

(5 кл.), «Осел и Соловей» (1811),

«Листы и корни» (1811),

«Ларчик» (1807) (6кл)

В.А. Жуковский баллада

«Светлана» (1812) (9 кл), элегии:

«Невыразимое» (1819), «Море»

(1822) (9 кл)


А.С. Пушкин стихотворения: «Няне» (1826) (5 кл),

«И.И. Пущину» (1826) (6 кл),

«Зимняя дорога» (1826) (7 кл),

«Узник» (1822) (6кл), «Туча»

(1835) (8кл), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825) (8 кл), «К морю» (1824) (9кл), «Анчар» (1828) (9кл), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) (9 кл), «Бесы» (1830) (9кл); маленькие трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) (9кл);

«Повести Белкина» (1830) –, «Станционный смотритель», (7 кл), «Метель» (8кл), поэма

«Медный всадник» (1833)

(Вступление) (7 кл.),

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(5 кл.)

М.Ю. Лермонтов стихотворения:

«Три пальмы» (1838) (6 кл),

«Листок» (1841) (6 кл),

«Ангел» (1831) (7 кл), «Молитва» («В минуту жизни трудную...») (1839)(7 кл), «Когда волнуется желтеющая нива... » (1840) (7 кл), «Дума»

(1838) (9 кл), «И скучно и грустно» (1840) (9 кл), «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

(1841) (9 кл), «Родина» (1841) (9 кл), «Пророк» (1841) (9 кл); поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) (8 кл), «Мцыри» (1839) (9 кл). Н.В.


Гоголь повести:

«Заколдованное место» (1830 -

1831) (5 кл), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с

Иваном Никифоровичем» (1834)

(6 кл), «Тарас Бульба» (1835) (7кл), «Шинель» (1839) (8 кл),

«Невский проспект» (1834-1835)

(9 кл)

И.А.Крылов басня «Обоз» (8кл), К.Ф.Рылеев

историческая дума «Смерть Ермака» (8кл)


В.А. Жуковский сказка «Спящая царевна» (5 кл), баллада «Кубок» (5 кл), А.С.Пушкин драма «Борис Годунов» (7кл), повесть

«Барышня-крестьянка» (6кл)

Поэзия пушкинской эпохи:

Н.М. Языков «Песня», « К.Н. Батюшков «Мой

гений», А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух

чист!» (7 кл.)

Литературные сказки XIX – ХХ века:

А. Погорельский сказка «Черная курица, или Подземные жители» (5 кл), П.П. Бажов сказ

«Медной горы хозяйка». (5 кл) С. Я.Маршак. Пьеса-сказка

«Двенадцать месяцев» (5 кл).

Ф.И.Тютчев стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х) (5кл); «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…)

(1829, нач. 1830-х), «Умом

Россию не понять…» (1866) (8 кл)


А.А.Фет стихотворения:

«Шепот, робкое дыханье…» (1850) (5кл), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887)

(8 кл).

Н.А. Некрасов стихотворения: «Крестьянские дети» (1861) (5 кл), «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848) (7 кл),

«Несжатая полоса» (1854) (8 кл).

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х) (5 кл), «Есть в осени первоначальной…» (1870) (6

кл),

«С поляны коршун

поднялся...» (1835) (6кл), «К.Б.»

(«Я встретил Вас, и все былое…») (1870) (8кл) А.А. Фет стихотворения:

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843) (5кл), «Это утро, радость эта…» (1881)(5 кл), «Учись у них - у дуба, у березы...» (1883) (6 кл),

«Я тебе ничего не скажу» (1885)

(8кл)

Н.А. Некрасов стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) (7 кл),

«Тройка» (1846) (8 кл)

Поэзия 2-ой половины XIX века

А.Н. Майков «Ласточки» (5 кл), «Поле зыблется цветами…» (8 кл), А.Н. Плещеев «Весна» (5 кл), И.С. Никитин «Утро» (5

кл), И.З. Суриков «Зима» (5 кл),


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» (6 кл); Е.

Баратынский. «Чудный град...» «Весна, весна!

Как воздух чист...» (6 кл) «Разуверение» (9 кл); А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». (6 кл), «Край ты мой, родимый край…» (7 кл), «Благовест» (7 кл), «Средь

шумного бала случайно…» (9 кл),




Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос») (5 кл.), стихотворение

«Железная дорога» (6кл),

Поэма «Русские женщины»

(Княгиня Трубецкая») (7кл)


И.С. Тургенев рассказы: «Бежин луг» (1851) (6 кл), «Певцы» (1852) (8 кл); повесть «Муму» (5кл), стихотворения в прозе:

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача» (7 кл),

Н.С. Лесков повесть «Левша» (1881) (6 кл.), «Тупейный художник» (1883) (7кл), «Старый гений» (1884) (8 кл)

М.Е. Салтыков- Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) (7кл), «Дикий помещик» (1869) (7 кл)

Л.Н. Толстой повесть «Детство» (1852) (7 кл); рассказы:

«Кавказский пленник» (1872) (5 кл), «После бала» (1903) (8 кл) А.П. Чехова рассказы:

«Толстый и тонкий» (1883) (6кл)

«Хамелеон» (1884) (7кл),

«Смерть чиновника» (1883) (8 кл)

А.А.Блок стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре…» (1905) (9 кл), «Ты помнишь? В нашей бухте

сонной…» (1911-1914) (9кл)

А.А.Ахматова стихотворение

«Родная земля» (1961) (9 кл)

Н.С.Гумилев стихотворение

«Слово» (1921) (8 кл)

М.Цветаева стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной..» (1915) (8кл) О.Э.Мандельштам стихотворение «Бессонница.

Гомер. Тугие паруса…» (1915) (9 кл)

В.В. Маяковский стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918),

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) (7 кл) С.А. Есенин стихотворения:

«Песнь о собаке…» (1915) (5кл)

И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»

(7 кл),

М.Е. Салтыков-Щедрин литературная пародия «История одного города» («О корени происхождения

глуповцев») (8кл)

А.П. Чехов рассказы:

«Хирургия» (5 кл), «Человек в футляре» (9 кл)

А.К. Толстой баллады

«Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» (7кл)

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» (1925) (8 кл) А.П. Платонов рассказы: «Никита» (1945) (5 кл), «Цветок на земле» (1949) (6 кл), «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937)

(7кл) М.М. Зощенко рассказы:

«Аристократка» (1923), «Баня»

(1924) (7кл)

А.Т.Твардовский стихотворение «В тот день, когда окончилась война…» (1948) (7кл), поэма «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору (8 кл)

А.И.Солженицын рассказ

«Матренин двор» (1958) (9 кл)

В.М. Шукшин рассказы: «Чудик» (1967), «Срезал»

(1970) (7кл)

Проза конца XIX – начала ХХ века:

М. Горький повесть «Детство»

(7 кл), «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль» (7 кл), А.И.Куприн рассказы:

«Чудесный доктор» (6 кл), «Куст сирени» (8 кл), И. Бунин рассказы: «Косцы» (5 кл), «Цифры», «Лапти» (7 кл),

«Темные аллеи» (8 кл), И.С.Шмелев «Как я стал писателем» (8 кл), А.С. Грин повесть-феерия «Алые паруса» (6 кл). Е.Носов «Живое пламя», Л.А. Андреев рассказ «Кусака» (7кл),Ф.А.Абрамов рассказ «О чем плачут лошади» (7кл)

Поэзия конца XIX - начала XX вв.:

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер» (5 кл), «Родина» (7 кл), «У птицы есть гнездо» (8 кл), Дон-Аминадо «Города и годы» (5 кл), А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (6кл),

А.А. Блок «Летний вечер» (6 кл), «О, как безумно за окном» (6 кл), «Россия» (8 кл),

С. Есенин. «Пороша» (6 кл),

И.Анненский «Снег» (8 кл),

Д.Мережковский «Родное»,

«Не надо звуков» (8 кл),

З.Гиппиус «Знайте!» (8 кл),

«Так и есть» (8 кл),

Поэзия 20-50-х годов ХХ в. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» (5кл),

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» (6 кл), «Жди меня, и я вернусь…» (9 кл) А. Твардовский « Рассказ танкиста» (5 кл), «Снега поетемнеют синие» (7 кл),

«Июль - макушка лета», «На дне моей жизни... » (7 кл), «Я убит подо Ржевом» (9 кл),

Ю.Л.Пастернак

«Июль», «Никого не будет в доме...» (7кл), «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (9 кл), А.Вертинский «Доченьки»

(7 кл), М.Исаковский «Катюша» (8 кл), «Враги сожгли родную хату» (8 кл), А.Фатьянов «Соловьи» (8 кл),

Л.Ошанин «Дороги» (8 кл) Н.А.Заболоцкий стихотворения: «Уступи мне, скворец, уголок» (8 кл), «Я не ищу гармонии в природе…» (9 кл) «Завещание» (9 кл), «Признание» (9 кл); А.А.Суриков «Бьется в тесной печурке огонь…» (9 кл),

Проза о Великой Отечественной войне

В.П.Астафьев рассказ

«Фотография, на которой меня нет» (8 кл),

Б.Л.Васильев повесть «А зори здесь тихие…» (9 кл), Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

К.Г. Паустовский сказка-быль «Теплый хлеб» (5 кл), М.М.

Пришвин повесть «Кладовая солнца» (6кл),

В.П. Астафьев рассказ

«Васюткино озеро» (5 кл)

Проза о детях

С. Чёрный рассказы:

«Кавказский пленник» (5 кл),

«Игорь-Робинзон» (5кл), В.Г.Короленко повесть «В дурном обществе» (5 кл)

В.Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (6 кл),

В.П. Астафьев рассказ «Конь с розовой гривой» (6 кл),

Ф.А.Искандер рассказ

«Тринадцатый подвиг Геракла»

( 6 кл)

Ю.П.Казаков рассказ «Тихое утро» (7кл)

Поэзия 2-й половины XX в.

Д.Кедрин «Аленушка» (5кл), А.Прокофьев «Аленушка» (5 кл), Н.М. Рубцов «Родная деревня» (5 кл), «Звезда полей» «Листья осенние», «В горнице».

(6 кл), «Тихая моя Родина»

(7кл), «По вечерам» (8 кл), «Встреча» (8 кл), «Привет, Россия…» (8 кл), Д. С.

Самойлов. «Сороковые» (6 кл), Б.Окуджава«По Смоленской дороге» (7 кл) «Песенка о пехоте» (8 кл), «Здесь птицы не поют» (8 кл),

И.Гофф «Русское поле» (7кл),



Проза русской эмиграции:

И.С.Шмелев повесть «Лето Господне» (7кл).

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов- лауреатов премий и конкурсов.

О.Громова «Сахарный ребенок» (5 кл)

А. Гиваргизов. Стихотворения.

(5 кл)

Литература народов России.

Г.Тукай стихотворения «Родная деревня», «Книга» (6 кл), К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы

малым ни был мой народ...» (6 кл),

Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине» (7кл)


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.де Сент-Экзюпери повестьсказка «Маленький принц»

(1943) (6кл)

В. Шекспир «Ромео и

Джульетта» (1594 – 1595) ( 8 кл)

Гомер «Одиссея» (фрагмент:

Одиссей и циклоп) (6кл)

Данте. «Божественная комедия»

(часть 1, песнь 1)

(9 кл.)

М.Сервантес Сааверда роман

«Дон Кихот» (глава 8) (8кл),

В.Шекспир сонет №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).(8 кл)

Д.Дефо роман «Робинзон

Крузо» (глава 6) (6кл),

Дж. Свифт роман «Путешествия Гулливера»

(часть 1 «Путешествие в

Лилипутию») (6 кл.),


Ж-Б. Мольер комедия

«Мещанин во дворянстве»

(1670) (действия: 2, 3) (8кл). И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (часть 1 сцена 5, часть 2 сцена 4) (9 кл)


Г.Х.Андерсен сказка «Стойкий оловянный солдатик» (1838). (5 кл.)


Дж. Г. Байрон стихотворение «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814) (пер. М.

Лермонтова) (7 кл),

«Паломничество Чайльд

Гарольда» (песни 1, 2) (1809 – 1811) (пер. В. Левика). (9 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе»

(6 кл),

Р.Л. Стивенсон баллада

«Вересковый мёд» (5 кл),

Ф.Шиллер баллада «Перчатка»

(6кл), карело-финский эпос «Калевала» (7кл), французский эпос «Песнь о Роланде» (7кл) Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Э. Т.А. Гофман сказка «Щелкунчик» (5 кл),

Дж.Р.Р.Толкиен повесть

«Хоббит, или Туда и обратно»

(6кл),

К.Льюис «Хроники Нарнии»: «Лев, колдунья и платяной шкаф» (6 кл)

Зарубежная новеллистика Проспер Мериме.

«Маттео Фальконе» (6 кл),

Э.По «Золотой жук» (7 кл),

О Генри «Дары волхвов» (7 кл) Зарубежная романистика XIX – ХХ века:

А.Дюма «Три мушкетера» (7 кл), В.Скотт «Айвенго» (8 кл) Зарубежная проза о детях и подростках

М. Твен роман «Приключения Тома Сойера» (5 кл), Дж.Сэлинджер роман «Над пропастью во ржи» (9 кл) Произведения о

взаимоотношениях человека с природой

Дж.Лондон «Сказание о Кише»

(5 кл), Э.Сетон-Томпсон рассказ

«Снап» (6кл)

Современная зарубежная литература

С. Каста «Какого цвета Мистер

Лис?» (5кл)





Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.





  1. класс

Перечень конкретных произведений, обязательных для изучения

Перечень авторов, изучение которых обязательно в школе - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем рабочей программы

Перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу

(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Д.И. Фонвизин комедия

«Недоросль» (1778 – 1782)

Древнерусская литература:

«Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»

Русская литература XIX века


А.С.Пушкин романы повесть «Капитанская дочка» (1832 — 1836), стихотворения: «К***»

(«Я помню чудное

мгновенье…») (1825)

М.Ю. Лермонтов

«Узник» (1837)

Н.В. Гоголь комедия «Ревизор»

(1835)

Ф.И.Тютчев стихотворения: «Silentium!» (Молчи, скрывайся

и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…»

(1866)

А.А.Фет стихотворение: «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887)

Н.А. Некрасов стихотворение

«Несжатая полоса» (1854)

А.С. Пушкин стихотворения: «19 октября» («Роняет лес

багряный свой убор…»)

(1825),

«Повести Белкина» (1830) –

«Метель» (8кл),

М.Ю. Лермонтов поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) Н.В. Гоголь повести:

«Шинель» (1839)

Ф.И. Тютчев стихотворения:

«К.Б.» («Я встретил Вас, и все былое…») (1870) А.А. Фет стихотворения:

«Я тебе ничего не скажу»

(1885)

Н.А. Некрасов стихотворение

«Тройка» (1846)



И.С. Тургенев рассказы: «Певцы» (1852)

И.А.Крылов басня «Обоз» , К.Ф.Рылеев историческая

дума «Смерть Ермака»

М.Е. Салтыков-Щедрин литературная пародия



Н.С. Лесков повесть

«Старый гений» (1884)

Л.Н. Толстой рассказ «После бала» (1903) А.П. Чехова рассказ

«Смерть чиновника» (1883)

Н.С.Гумилев стихотворение

«Слово» (1921)

М.Цветаева стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной..» (1915)

«История одного города» («О корени происхождения глуповцев»)

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» (1925)

А.Т.Твардовский стихотворение поэма «Василий Теркин»

(«Книга про бойца») (1942-1945)

Проза конца XIX – начала ХХ века:

А.И.Куприн рассказ «Куст сирени»,

И. Бунин рассказы: «Темные аллеи»,

И.С.Шмелев «Как я стал писателем»

Поэзия конца XIX - начала XX вв.:

И.А. Бунин «У птицы есть гнездо»,

И.Анненский «Снег»,

Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков», З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть» Поэзия 20-50-х годов ХХ в. М.Исаковский «Катюша»,

«Враги сожгли родную хату»,

А.Фатьянов «Соловьи»,

Л.Ошанин «Дороги» Н.А.Заболоцкий

стихотворения: «Уступи мне, скворец, уголок»

Проза о Великой

Отечественной войне

В.П.Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Поэзия 2-й половины XX в.

Н.М. Рубцов «По вечерам»,

«Встреча», «Привет,

Россия…», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. Шекспир «Ромео

и Джульетта» (1594 – 1595)


М.Сервантес Сааверда роман

«Дон Кихот» (глава 8),

В.Шекспир сонет №130 «Ее глаза на звезды не похожи…»

(пер. С. Маршака).

Ж-Б. Мольер комедия

«Мещанин во дворянстве» (1670) (действия: 2, 3).

Зарубежная романистика XIX – ХХ века:

В.Скотт «Айвенго»







8 класс

70

1

Русская литература и история


Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

1

Древнерусская литература

5

2

Особенности древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: житие

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж.

Язык художественного произведения.

1

3


Житие – жанр

1

древнерусской


литературы


4


«Житие Сергия

я

1

Радонежского»


5


«Повесть о Ерше

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж.

Язык художественного произведения.

1

Ершовиче, сыне

Щетинникове»

6

Р/р Сочинение на тему

«Значение древнерусской литературы»


1



Русская литература XVIII века

3

7

Классицизм – литературное направление

Основные литературные направления: классицизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт.


1

8

Д. И.Фонвизин комедия «Недоросль».

Д. И.Фонвизин комедия «Недоросль». Литературный род: драма.

Литературный жанр: комедия.

Основные литературные направления: классицизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема,

проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; диалог, монолог; эпиграф.

Язык художественного произведения.

1

9

Образы главных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Русская литература XIX века

30

10

И.А. Крылов – великий русский баснописец

И.А.Крылов басня «Обоз». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: басня.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, авторское отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Аллегория. Сатира.

1

11

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» как историческая дума.

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» как историческая дума. Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, авторское отступление. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

1

12

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

А.С. Пушкин стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Туча».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой, композиция.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

13

Лирические

произведения

А.С. Пушкина

1

14

А.С. Пушкин роман «Капитанская дочка». История создания

А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление; эпиграф.

Язык художественного произведения.

1

15

Отражение исторических событий в повести

А.С. Пушкина

1

16

Система образов героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

17

Композиция повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка».

А.С. Пушкин роман «Капитанская дочка».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт,

1

18

Язык художественного произведения

А.С. Пушкина

1

19-

20

Р/р Сочинение

«Историческая эпоха в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление; эпиграф.

Язык художественного произведения.

2

21

А.С.Пушкин «Повести Белкина» - «Метель»

А.С. Пушкин «Повести Белкина» - «Метель».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление; эпиграф.

Язык художественного произведения.

1

22

Контрольная работа № 1 по теме «Жизнь и творчество

А.С.Пушкина»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, композиция, конфликт, эпиграф.

1

23

М.Ю.Лермонтов стихотворение «Узник».

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Узник».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой, композиция.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

24-

25

М.Ю.Лермонтов поэма

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтов поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова».

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

2

26

Н.В.Гоголь. Жизнь и

творчество

Н.В. Гоголь комедия «Ревизор». Литературный род: драма.

Литературный жанр: комедия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление; эпиграф.

Язык художественного произведения.

1

27

Н.В. Гоголь комедия «Ревизор». История создания.

1

28

Характеристика героев комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор»

1

29

Н.В. Гоголь повесть «Шинель».

Н.В. Гоголь повесть «Шинель». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция,

стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер.

Язык художественного произведения.

1

30

И.С.Тургенев рассказ «Певцы».

И.С. Тургенев рассказ «Певцы». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер.

Язык художественного произведения.

1

31-

32

М.Е. Салтыков-Щедрин литературная пародия «История одного города»

М.Е. Салтыков-Щедрин литературная пародия «История одного города».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: роман.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер.

Язык художественного произведения.


2

33

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова

Н.С.Лесков рассказ «Старый гений». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер.

Язык художественного произведения.


1

34

Нравственные проблемы в рассказе Н.С. Лескова

«Старый гений»

1

35

Л.Н.Толстой рассказ «После бала»

Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик, точка зрения, читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление.

Язык художественного произведения.


1

36

Ответственность человека за все происходящее вокруг

1

37

Особенности творчества А.П. Чехова

А.П. Чехов рассказ «Смерть чиновника».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик, точка зрения, читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление.

Язык художественного произведения.


1

38

Грустный смех в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»

1

39

Контрольная работа № 2 по теме «Русская литература XIX века»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, композиция, конфликт.

1

Поэзия 2-ой половины XIX века

3

40

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Ф.И.Тютчев. «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…),

«Умом Россию не понять…», «К.Б.» («Я встретил Вас, и все былое…»).

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; сюжет, фабула, композиция, лирическое отступление. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

41

Лирические произведения А.А. Фета

А.А.Фет. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Я тебе ничего не скажу». Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; сюжет, фабула, композиция, лирическое отступление. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

42

Особенности творчества Н.А. Некрасова

Н.А.Некрасов.«Несжатая полоса», «Тройка».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой; сюжет, фабула, композиция, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

Проза конца XIX – начала ХХ века

5

43

Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Темные

аллеи»

И.А. Бунин рассказ «Темные аллеи». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

44

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна

«Куст сирени»

А.И.Куприн рассказ «Куст сирени». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

45

Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова

М.А.Булгаков повесть «Собачье сердце».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.


1

46

Повесть «Собачье

сердце» как социально философская сатира на современное общество

1

47

И.С.Шмелев рассказ

«Как я стал писателем»

И.С.Шмелев рассказ «Как я стал писателем».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.


1

Поэзия конца XIX – начала ХХ века. Поэзия 20-50-х годов ХХ века.

Поэзия 2-ой половины XX века

12

48

Лирика поэтов начала ХХ века.

Н.С.Гумилев. стихотворение «Слово» Литературный род: лирика.

М.Цветаева. «Мне нравится, что вы больны не мной..» Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

49

Своеобразие творчества А.Блока, И.Анненского

А.А.Блок «Россия», И.Анненский «Снег».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; пейзаж; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

50

Особенности творчества Д.Мережковского

Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

51

Лирические произведения З.Гиппиус

З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

1

52-

53

Русские поэты ХХ века о родной природе

Н.М.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…», Н.М.Заболоцкий «Вечер на Оке».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа


2

54

Особенности творчества А.Т. Твардовского


А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин» («Книга про бойца»).

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж,; диалог, монолог, лирическое отступление; эпиграф. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа


1

55

А.Т.Твардовский поэма

«Василий Теркин»

(«Книга про бойца»)

1

56-

57

Песни Великой

Отечественной войны

М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»,

А.Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа


2

58-

59

Р/р Сочинение «Роль художественных произведений во время Великой Отечественной войны»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения.

2

Проза о Великой Отечественной войне

2

60

Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева

В.П.Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, читатель;

герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление.

Язык художественного произведения.

1

61

В.П.Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

Зарубежная литература

9

62

Особенности

поэтического творчества

В.Шекспира

В.Шекспир сонет №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза.

1

63

В.Шекспир трагедия

«Ромео и Джульетта»


В.Шекспир трагедия «Ромео и Джульета». Литературный род: драма.

Литературный жанр: трагедия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

64

«Любовь, смерть, бессмертие» (по трагедии В.Шекспира «Ромео и

Джульетта»)

1

65

М.Сервантес Сааверда роман «Дон Кихот»

М.Сервантес Сааверда роман «Дон Кихот».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: роман.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

66

Ж-Б. Мольер комедия «Мещанин во дворянстве»

Ж-Б. Мольер комедия «Мещанин во дворянстве».

Литературный род: драма.

Литературный жанр: комедия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

67

В.Скотт – создатель жанра исторического романа

В.Скотт роман «Айвенго». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: роман.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж,

интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.

1

68

В.Скотт роман

«Айвенго»

1

69-

70

Итоговая контрольная работа за курс

литературы 8 класса

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, портрет, пейзаж.

2


Критерии и нормы оценивания по литературе


1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

2.умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

3.понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

4.знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

5.умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

6.уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе следующие критерии:

Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


2.Оценка сочинений.

Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.


Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2.полнота раскрытия темы;

3.правильность фактического материала;

4.последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2. стилевое единство и выразительность речи;

3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка "5"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка "3"

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Отметка "2"

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. При оценке учитывается примерный объем классных сочинений



Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии оценки

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!