Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»для обучающегося с умственной отсталостью составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 г. № 1599,зарегистрированного Министром Юстиции РФ 3.02.2015 г. регистрационный №35850).
В процессе изучения предмета используется учебник И.М. Бгажникова, Л.В. Смирнова «История Отечества» 8 класс. Москва «Просвещение», 2019 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Цели:
-развитие познавательной активности;
-пополнение словарного запаса историческими словами и понятиями;
-повышение возможности к адаптации в социальном обществе.
Задачами преподавания уроков истории являются:
- последовательное изучение исторических событий;
- использование уровневого подхода к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающегося.
Программа дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, литературой и др.
Место учебного предмета
Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося с интеллектуальными нарушениями на изучение учебного предмета «История Отечества»выделяется 1 час в неделю, всего 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание учебного предмета «История Отечества»
8 класс (35 часов)
Глава I «Российское государство в конце XVII – начале XVIII века» (8 часов)
Наше Отечество – Россия в XVII в. Детство и юность Петра I. Воцарение Петра I (1689-1725)Северная война. Основание Петербурга. Заслуги Петра Великого в истории России.
Глава II «Российская империя после Петра I» (8 часов)
Екатерина I и Петр II. Анна Иоановна и Иван VI.Царствование Елизаветы Петровны. Россия в эпоху Екатерины Великой.
Глава III «Российская империя в первой половине XIX в» (8 часов)
Отношение России со странами Европы в конце XVIII – начале XIX века. Император Александр I. Отечественная война 1812 года. Император Николай I.
Глава IV «Россия в конце XIX – начале XX века» (7 часов)
Царь-освободитель Александр II. Царь Александр III Миротворец. Последний российский император – Николай II. Революционные выступления 1905-1907 гг.
Итоговое повторение 1 час
Итоговая контрольная работа 1час
Резервные часы 2 часа
Тематическое планирование 35 часа
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
Тестовая работа | Контрольная работа |
1 | Глава I «Российское государство в конце XVII – начале XVIII века» | 8 | 1 | |
2 | Глава II «Российская империя после Петра I» | 8 | 1 | |
3 | Глава III «Российская империя в первой половине XIX в» | 8 | 1 | |
4 | Глава IV «Россия в конце XIX – начале XX века» | 7 | 1 | |
5 | Итоговое повторение | 1 | | |
6 | Итоговая контрольная работа | 1 | | 1 |
7 | Резервные часы | 2 | | |
| Итого | 35 | | |