СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

   Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 14»






Рассмотрено Утверждаю

Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ

Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)

«26» августа 2022г. школа №14»

_________________Д.А.Янин

Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.






Рабочая программа

учебного предмета

«Домоводство»

5”Г” класса

(2 вариант)

2022 - 2023 учебный год




Учитель:

Шлыкова Анна Сергеевна,

первая квалификационная категория







Согласовано

Зам.директора по УВР Пихай Ю.П. _______




г. Новосибирск, 2022


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 5 класса МКОУ «Специальная (коррекционная) школа №14» составлена на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ С(К)Ш №14;

- учебного плана АООП (вариант 2) на 2022-2023 учебный год МКОУ С(К)Ш №14.

Цели:

  • социальная адаптация учащихся;

  • подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;

  • формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

  • освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Общая характеристика учебного предмета

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. На уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта. Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Рабочая программа по данному курсу в 5 классе рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю (33 учебные недели).







Личностные результаты освоения учебного предмета:

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

  • проявлять познавательный интерес; - проявлять и выражать свои эмоции;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственно-бытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:

  • совместные действия с педагогом, родителями;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции; - самостоятельная деятельность воспитанника;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.



В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать и уметь:

  1. Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;

  2. Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;

  3. Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;

  4. Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;

  5. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;

  6. Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;

  7. Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;

  8. Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды;

  9. Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.

  10. Знать и соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

Содержание предмета «Домоводство»


Раздел, тема

Краткое содержание


Всего часов

Раздел 1.Мой дом

Мой дом. Домашние дела. Семейные заботы.

4

Раздел 2. Покупки

Покупки. Как делать покупки. Магазин. Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов в сумки.

3

Раздел 3. Обращение с кухонным инвентарем

Посуда и кухонный инвентарь. Посуда для сервировки стола. Посуда для приготовления пищи. Кухонные принадлежности. Назначение кухонных принадлежностей. Уход за посудой.

Чистая и грязная посуда. Мытье посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье посуды. Сушка посуды. Определение места посуды на кухне. Виды бытовых кухонных приборов. Назначение приборов. Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами. Уход за бытовыми приборами. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье и хранение электробытовых приборов. Накрывание на стол. Выбор посуды и посуды при сервировке стола.

27

Раздел 4. Приготовление пищи

Приготовление блюда. Правила гигиена при приготовлении еды. Понятие «Рецепт блюда». Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря для приготовления блюда. Подготовка продуктов. Мытье овощей. Чистка овощей. Резание ножом.

Нарезание кубиками, соломкой. Натирание на терке. Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей. Приготовление салата. Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Этапы предварительной обработки и варки овощей. Приготовление салата из вареных овощей.

15

Раздел 5. Уход за одеждой и обувью

Назначение одежды. Сезонная одежда. Ручная стирка белья. Инвентарь для стирки белья. Выбор моющего средства. Выбор и отмеривание необходимого количества моющего средства. Этапы стирки одежды. Машинная стирка. Составные части стиральной машины. Правила безопасного обращения со стиральной машиной. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание белья в машину перед стиркой. Выставление необходимой температуры. Выбор программы и температуры. Включение машины. Отключение машины, вынимание и развешивание белья. Глажение белья. Составные части утюга. Правила безопасности при работе с утюгом. Гладильная доска. Правила безопасности при использовании гладильной доски. Выбор режима глажения. Последовательность действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Складывание в шкаф. Чистка одежды. Инвентарь для чистки. Виды обуви. Уход за обувью.

Последовательность действий при мытье обуви. Инвентарь для чистки обуви. Последовательность действий при чистке обуви.

37

Раздел 6. Уборка помещений и

территории

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Уборка пола пылесосом. Основные части пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подметание территории.

12

Раздел7. Повторение

Повторение пройденного

1








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи, видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения

  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,  

  1. дидактический материал: 

  • изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы;

  • изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.

  1. Оборудование:

  • кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,

  • предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),

  • стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска.

  • бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),

  • уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.







Календарно-тематическое планирование по предмету

«Домоводство»

№ п/п

Дата проведения

Тема.

Количество часов

1


Раздел 1. Мой дом. Введение.

1

2


Мой дом

1

3


Домашние дела

1

4


Семейные заботы

1

5


Раздел 2. Покупки. Магазин

1

6


Как делать покупки

1

7


Правила поведения в магазине

1

8


Раздел 3. Обращение с кухонным инвентарем

Посуда и кухонный инвентарь

1

9


Посуда для сервировки стола

1

10


Посуда для сервировки стола

1

11


Посуда для приготовления пищи

1

12


Кухонные принадлежности

1

13


Назначение кухонных принадлежностей

1

14


Уход за посудой

1

15


Чистая и грязная посуда

1

16


Чистая и грязная посуда

1

17


Мытье посуды

1

18


Соблюдение последовательности действий при мытье посуды

1

19


Соблюдение последовательности действий при мытье посуды

1

20


Сушка посуды

1

21


Определение места посуды на кухне

1

22


Определение места посуды на кухне

1

23


Виды бытовых кухонных приборов

1

24


Назначение приборов

1

25


Назначение приборов

1

26


Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами

1

27


Уход за бытовыми приборами

1

28


Уход за бытовыми приборами

1

29


Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым приборам

1

30


Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым приборам

1

31


Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым приборам

1

32


Накрывание на стол

1

33


Выбор посуды при сервировке стола

1

34


Выбор посуды при сервировке стола

1

35


Раздел 4. Приготовление пищи Приготовление блюда

1

36


Правила гигиены при приготовлении еды

1

37


Понятие «Рецепт блюда»

1

38


Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда

1

39


Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда

1

40


Выбор инвентаря для приготовления блюда

1

41


Подготовка продуктов

1

42


Мытье овощей

1

43


Чистка овощей. Резание ножом

1

44


Чистка овощей. Резание ножом

1

45


Нарезание кубиками, соломкой

1

46


Натирание на терке

1

47


Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей

1

48


Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей

1

49


Приготовление салата

1

50


Раздел 5. Уход за одеждой и обувью Назначение одежды

1

51


Уход за вещами

1

52


Сезонная одежда

1

53


Ручная стирка белья

1

54


Инвентарь для стирки белья

1

55


Выбор моющего средства

1

56


Этапы стирки одежды

1

57


Этапы стирки одежды

1

58


Машинная стирка

1

59


Составные части стиральной машины

1

60


Правила безопасного обращения со стиральной машиной

1

61


Сортировка белья перед стиркой

1

62


Закладывание белья в машину перед стиркой

1

63


Выбор программы и температуры

1

64


Выбор программы и температуры

1

65


Отключение машины, вынимание и развешивание белья

1

66


Глажение белья

1

67


Составные части утюга

1

68


Правила безопасности при работе с утюгом

1

69


Гладильная доска

1

70


Правила безопасности при использовании гладильной доски

1

71


Правила безопасности при использовании гладильной доски

1

72


Выбор режима глажения

1

73


Последовательность действий при глажении белья

1

74


Последовательность действий при глажении белья

1

75


Складывание белья и одежды

1

76


Складывание белья и одежды

1

77


Вывешивание одежды на «плечики»

1

78


Складывание в шкаф

1

79


Складывание в шкаф

1

80


Чистка одежды

1

81


Виды обуви

1

82


Уход за обувью

1

83


Последовательность действий при мытье обуви

1

84


Инвентарь для чистки обуви

1

85


Последовательность действий при чистке обуви

1

86


Последовательность действий при чистке обуви

1

87


Раздел 6.Уборка помещений и территории Уборка мебели

1

88


Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора

1

89


Вытирание поверхности мебели

1

90


Уборка пола

1

91


Сметание мусора на полу в определенное место

1

92


Соблюдение последовательности действий при подметании пола

1

93


Соблюдение последовательности действий при подметании пола

1

94


Уборка пола пылесосом

1

95


Основные части пылесоса

1

96


Правила безопасной работы с пылесосом

1

97


Инвентарь для уборки пришкольного участка

1

98


Уборка пришкольной территории

1

99


Подметание территории

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!