Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелаевская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района, Белгородской области
«Согласовано» Председатель МО учителей естественно-математического цикла ___________В.Е.Вереина Протокол № ___ от «____»____________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» __________ Н.Г.Синько «____»____________2017 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» ________ Л.В.Подерягина Приказ № ___ от «___»__________2017 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
основного общего образования
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
9 класс
ФКГОС
(обучение на дому)
Составитель: учитель биологии
МОУ «Шелаевская средняя
общеобразовательная школа»
Тулинова Анджелика Александровна,
высшая квалификационная категория.
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для ФИО ученика 9 класса, составлена на основе авторской программы по учебному предмету «Биология» Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2014 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации , 6-е издание.
Цель – коррекция недостатков умственного развития учащихся.
Задачи:
Сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
Воспитание бережного отношения к здоровью человека.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Изменения внесенные в программу- нет.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Соломина Е.Н. Биология.Человек. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные. обещеобразоват. программы /Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева.-7-е изд. М.: Просвещение, 2017
Количество учебных часов: 68 часов, в том числе аудиторная занятость- 34 часа, самостоятельное изучение материала- 34 часа, лабораторных работ- 2, практических работ- нет, экскурсий- нет.
Формы организации учебного процесса: индивидуальное обучение.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков: тестовая проверка, творческие задания, устный опрос.
Требования к уровню подготовки учащегося 9 класс: знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел и тема | Всего: 68 часов |
| Введение | |
1 | Введение. | 1 |
2 | Место человека среди млекопитающих. | 1 |
| Общий обзор организма человека | |
3 | Строение клеток и тканей организма. | 1 |
4 | Органы и системы органов человека. | 1 |
| Опорно-двигательная система | |
5 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 1 |
6 | Состав и строение костей. | 1 |
7 | Соединение костей. | 1 |
8 | Череп. | 1 |
9 | Скелет туловища. | 1 |
10 | Скелет верхних конечностей. | 1 |
11 | Скелет нижних конечностей. | 1 |
12 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 |
13 | Значение и строение мышц. | 1 |
14 | Основные группы мышц человека. | 1 |
15 | Работа мышц. Физическое утомление. | 1 |
16 | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 |
17 | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании. | 1 |
18 | Повторение. | 1 |
| Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система | |
19 | Значение крови и кровообращения. | 1 |
20 | Состав крови. | 1 |
21 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 |
22 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | 1 |
23 | Большой и малый круги кровообращения. | 1 |
24 | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. | 1 |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
26 | Повторение. | 1 |
| Дыхательная система | |
27 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 |
28 | Газообмен в лёгких и тканях. | 1 |
29 | Гигиена дыхания. | 1 |
30 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 |
31 | Повторение. | 1 |
| Пищеварительная система | |
32 | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 |
33 | Питательные вещества. | 1 |
34 | Витамины. | 1 |
35 | Органы пищеварения. | 1 |
36 | Ротовая полость. Зубы. | 1 |
37 | Изменение пищи в желудке. | 1 |
38 | Изменение пищи в кишечнике. Печень. | |
39 | Гигиена питания. | 1 |
40 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 |
41 | Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 |
42 | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 1 |
43 | Пищевые отравления. | 1 |
44 | Повторение. | 1 |
| Мочевыделительная система | |
45 | Почки-органы выделения. | 1 |
46 | Предупреждение почечных заболеваний. | 2 |
47 | Повторение. | 1 |
| Кожа | |
48 | Кожа и её роль в жизни человека. | 1 |
49 | Уход за кожей. | 1 |
50 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 1 |
51 | Закаливание организма. | 1 |
52 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 |
53 | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 |
54 | Повторение. | 1 |
| Нервная система | |
54 | Головной и спинной мозг. | 1 |
55 | Нервы. | 1 |
56 | Значение нервной системы. | 1 |
57 | Режим дня, гигиена труда. | 1 |
58 | Сон и его значение. | 1 |
59 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 |
60 | Повторение. | 1 |
| Органы чувств | |
61 | Орган зрения. | 1 |
62 | Гигиена зрения. | 1 |
63 | Орган слуха. | 1 |
64 | Гигиена слуха. | 1 |
65 | Орган обоняния. | 1 |
66 | Орган вкуса. | 1 |
| Охрана здоровья человека в Российской Федерации | |
67 | Охрана здоровья человека. | 1 |
68 | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | 1 |
Содержание учебного предмета
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и раз-вития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение
крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Формы контроля ЗУН (ов):
наблюдение; беседа; промежуточная аттестация (в форме тестов, самостоятельных и лабораторных работ); лабораторные работы; итоговая аттестация в форме тестовых заданий;
Виды контроля:
Входной ;текущий; промежуточный; итоговый
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а промежуточная – по завершении темы (раздела), итоговая – по завершению учебного года.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ
1. - материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
2. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания : учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 298с.