Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гремяченская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор школы __________ Н.Н.Дедова Приказ №97 от 30.08.2021 | |
«Согласовано» Зам.директора по УВР ___________Е.В. Житлина 30.08.2021 | |
Рабочая программа
по учебному предмету
« Биология »
5 класс
Учитель: Петелина Татьяна Ивановна
2021 г.
Содержание учебного предмета
Введение. Биология как наука (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные работы
Л.р. №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Л.р. №2» Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Глава 2. Многообразие организмов (22 ч)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Л.р.№4 «Строение зеленых водорослей»
Л.р.№5 «Строение мха»
Л.р. №6 «Строение папоротника»
Л.р. №7 «Строение хвои и шишек хвойных растений»
Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Тематическое планирование учебного предмета
Рабочая программа опирается на следующие УМК:
- авторская программа В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология.
- предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2020. – 224 с.
- учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.
- поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.
- рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Раздел | Количество часов | Из них: |
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
Введение. | 4 | | | |
Клеточное строение организмов. | 10 | 4 | | 2 |
Царство Бактерии. Царство Грибы. | 7 | 1 | | 1 |
Царство Растения. | 13 | 4 | | 1 |
Итого | 34 | 9 | | 4 |
На изучение предмета «Биология » в 5 классе МКОУ « Гремяченская ООШ» на 2021-2022 уч. год в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно годовому календарному графику основной школы отводится 35 часов: ( 1час в неделю);
Календарно-тематическое планирование предмета « Биология» В. В. Пасечник в 5 классе 1час в неделю, всего 35 часов на 2021-2022уч. год.
№ урока | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
Введение. Биология как наука (6 ч) | | | | |
1 | Биология – наука о живой природе | §1 | 07.09 | |
2 | Методы исследования в биологии | §2 | 14.09 | |
3 | Как работают в лаборатории | §3 | 21.09 | |
4 | Разнообразие живой природы. | §4 | 28.09 | |
5 | Среды обитания живых организмов | §5 | 05.10 | |
6 | Обобщающий урок. | Повтор.§1-5 | 12.10 | |
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7ч ) | | | |
7 | Увеличительные приборы Л.р. №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» | §6 | 19.10 | |
8 | Химический состав клетки | §7 | 02.11 | |
9 | Строение клетки. Л.р. №2» Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | §8 | 09.11 | |
10 | Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | §8 | 16.11 | |
11 | Жизнедеятельность клетки | §9, с.38 | 23.11 | |
12 | Рост и деление клетки | §9, с. 39-41 | 30.11 | |
13 | Обобщающий урок | Повтор. §6-9 | 07.12 | |
Глава 2. Многообразие организмов (22ч) | | | | | | |
14 | Характеристика Царства Бактерии | §10 | 14.12 | |
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека | §11, сообщения | 21.12 | |
16 | Характеристика Царства Растения | §12 | 28.12 | |
17 | Водоросли. | §13 | 11.01 | |
18 | Многообразие водорослей. Л.р.№4 «Строение зеленых водорослей» | §14 | 18.01 | |
19 | Роль водорослей в природе и жизни человека. | §15 | 25.01 | |
20 | Высшие споровые растения | §16 | 01.02 | |
21 | Моховидные. Л.р.№5 «Строение мха» | §17 | 08.02 | |
22 | Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Л.р. №6 «Строение папоротника» | § 18 | 15.02 | |
23 | Голосеменные растения. | §19 | 22.02 | |
24 | Разнообразие хвойных растений. Л.р. №7 «Строение хвои и шишек хвойных растений» | §20 | 01.03 | |
25 | Обобщающий урок. | Повтор.§10-20 | 15.03 | |
26 | Покрытосеменные, или Цветковые растения. | §21, зад. на с. 87 | 29.03 | |
27 | Характеристика Царства Животные | §22, зад. на с.93 | 05.04 | |
28 | Характеристика Царства Грибы. | §23 | 12.04 | |
29 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | §24 | 19.04 | |
30 | Л.р. № 9 «Строение плесневелых грибов» | §24 | 26.04 | |
31 | Грибы-паразиты растений, животных и человека | §25, сообщения | 10.05 | |
32 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. | §26 | |
33 | Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. | §27 | 17.05 | |
34 | Обобщающий урок. | Повтор. §21-27 | 24.05 | |
35 | Итоговый урок | | 31.05 | |