СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету " Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету " Биология"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гремяченская основная общеобразовательная школа»





«Утверждаю»

Директор школы

__________ Н.Н.Дедова

Приказ №97 от 30.08.2021






«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________Е.В. Житлина 30.08.2021
















Рабочая программа

по учебному предмету

« Биология »

5 класс






Учитель: Петелина Татьяна Ивановна







2021 г.



Содержание учебного предмета


Введение. Биология как наука (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.


Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные работы

Л.р. №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Л.р. №2» Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»


Глава 2. Многообразие организмов (22 ч)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Л.р.№4 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№5 «Строение мха»

Л.р. №6 «Строение папоротника»

Л.р. №7 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  • Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  • 1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

  • 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Тематическое планирование учебного предмета


  • Рабочая программа опирается на следующие УМК:

  • - авторская программа В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология.

  • - предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2020. – 224 с.

  • - учебник «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г Гапонюк.

  • - поурочные разработки «Биология 5-6 класс», В.В. Пасечник и др.

  • - рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др.

  • Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.


Раздел

Количество часов

Из них:

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

4




Клеточное строение организмов.

10

4


2

Царство Бактерии. Царство Грибы.

7

1


1

Царство Растения.

13

4


1

Итого

34

9


4

На изучение предмета «Биология » в 5 классе МКОУ « Гремяченская ООШ» на 2021-2022 уч. год в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и согласно годовому календарному графику основной школы отводится 35 часов: ( 1час в неделю);


Календарно-тематическое планирование предмета « Биология» В. В. Пасечник в 5 классе 1час в неделю, всего 35 часов на 2021-2022уч. год.

урока

Содержание учебного материала

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Введение. Биология как наука (6 ч)





1

Биология – наука о живой природе


§1

07.09


2

Методы исследования в биологии


§2

14.09


3

Как работают в лаборатории

§3

21.09


4

Разнообразие живой природы.

§4

28.09


5

Среды обитания живых организмов


§5

05.10


6

Обобщающий урок.

Повтор.§1-5

12.10


Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (7ч )





7

Увеличительные приборы

Л.р. №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

§6

19.10


8

Химический состав клетки

§7

02.11


9

Строение клетки. Л.р. №2» Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

§8

09.11


10

Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

§8

16.11


11

Жизнедеятельность клетки

§9, с.38

23.11


12

Рост и деление клетки

§9, с. 39-41

30.11


13

Обобщающий урок

Повтор. §6-9

07.12


Глава 2. Многообразие организмов (22ч)







14

Характеристика Царства Бактерии

§10

14.12


15

Роль бактерий в природе и жизни человека


§11, сообщения

21.12


16

Характеристика Царства Растения

§12

28.12


17

Водоросли.

§13

11.01


18

Многообразие водорослей. Л.р.№4 «Строение зеленых водорослей»


§14

18.01


19

Роль водорослей в природе и жизни человека.

§15

25.01


20

Высшие споровые растения


§16

01.02


21

Моховидные. Л.р.№5 «Строение мха»

§17

08.02


22

Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные. Л.р. №6 «Строение папоротника»

§ 18

15.02


23

Голосеменные растения.

§19

22.02


24

Разнообразие хвойных растений. Л.р. №7 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

§20

01.03


25

Обобщающий урок.

Повтор.§10-20

15.03


26

Покрытосеменные, или Цветковые растения.

§21, зад. на с. 87

29.03


27

Характеристика Царства Животные

§22, зад. на с.93

05.04


28

Характеристика Царства Грибы.

§23

12.04



29

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Л.р. №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

§24

19.04




30

Л.р. № 9 «Строение плесневелых грибов»

§24

26.04


31

Грибы-паразиты растений, животных и человека

§25, сообщения



10.05


32

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

§26


33

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений.

§27

17.05


34

Обобщающий урок.

Повтор. §21-27

24.05


35

Итоговый урок


31.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!