СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ для 4 класса, модуль «Основы православной культуры» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу ОРКСЭ»



Содержание


Пояснительная записка;

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  2. Содержание учебного предмета, курса;

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  4. Приложения:

  • Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

  • Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

  • Приложение №4: Отчет по экскурсии

  • Приложение №5: Требования к проектной работе



















Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с изменениями (приказ МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г., №1643 от 29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г., №1576 от 31.12.2015г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Конституции Российской Федерации

  • Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)

  • Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» /авторы Т.А.Костюкова., О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой – М.: Дрофа. 2013.


Цель учебного предмета

ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного предмета:

ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в количестве 1 часа в неделю, 34 часа в год и 3 часа на изучение вопросов профориентационного содержания.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни, является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

обеспечивает достижение требований ФГОС НОО по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов и направлена на реализацию этих требований.


Личностные результаты

У выпускника в 4 классе будут сформированы:

формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

развитие этических чувств - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково - символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно ­ следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Формирование ИКТ ­ компетентности обучающихся

Выпускник научится:

планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации приобретёт первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ

Выпускник получит возможность научиться

грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность

делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

Предметные

Выпускник будут сформированы:

понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

основы религиозной морали;

первоначальные представления о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России их роли в культуре, истории и современности

ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Выпускник получит возможность для формирования:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;



  1. Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»

Разделы характеризуют соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что позволяет формировать базовые национальные ценности.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модуля: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Россия — наша Родина – 2ч.

Восстановление целостного представления о Родине. России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Введение в православную духовную культуру - 8ч

Храм – дом Божий на Земле – 7ч

Устройство храмов. Работа со словарями, объяснение слов фреска и икона. Различие иконы от картины.

Православные праздники – 3ч

Духовные ценности православия -4ч

Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Жизнь по заповедям – 10ч

Информация о святых. Монастыри


Основные виды учебной деятельности:



Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение схем.

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)



Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Выполнение работ практикума.

  • Проведение исследовательского эксперимента.


Формы организации учебных занятий:

фронтальная – выполнение общей задачи,

индивидуальная – самостоятельное выполнение поставленной задачи,

групповые - парная форма учебной работы

Кооперативно-групповая учебная деятельность – организация обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

Дифференцировано-групповая форма - организация работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
















3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


Тема урока

Кол-во час


УИТМ

ИКТ

Дата

план

факт

Раздел 1. Знакомство с новым предметом


1

Россия – наша Родина

1






2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

1






Раздел 2. Введение в православную культуру


3

Колокола

1






4

Православный храм

1


АРМ

Пр



5

Как христианство пришло на Русь. Православие






6

Жизнь Иисуса Христа

1





7

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

1





8

Библия в христианской культуре

1


АРМ

Пр



9-10


О душе

О душе

2

1





Раздел 3. Храм – дом Божий на Земле


11

Как вести себя в православном храме

1



АРМ

Пр



12

Внутреннее строение и убранство храма

1





13

Православная молитва

1





14

Фреска и икона

1





15

Отличие иконы от картины

1





16

Образ Христа в искусстве

1





17

Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь»

1


АРМ

Пр



Раздел 4. Православные праздники


18

Календарный год в православии

1

.





19

Рождество. Крещение

1





20

Пасха

1


Видео

Аудио: Пасхальный звон. Светлый праздник. С. Рахманинов тропарь Пасхи




Раздел 5. Духовные ценности православия


21

Чудо. Таинства

1



Эл. пособие, иллюстрации




22

Христианские заповеди. Совесть

1


мультимедиа проектор

Эл. пособие, Евангелие, Библия



23

Любовь

1





24

Прощение

1




Раздел 6. жизнь по заповедям


25

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта

1






26

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие

1





27

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие

1





28-29


Монастыри. Жизнь по заповедям

Монастыри. Жизнь по заповедям

2



АРМ

Пр



30

Жизнь современной Православной Церкви

1





31

-

34

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

4

















Приложение № 1

Практическая часть рабочей программы


Название работы

Количество

Экскурсии



Проектные работы



Информационный проект «Христианское отношение к природе»

1


Творческий проект «Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора

Ушакова, Александра Суворова»

1

Православные традиции русской семьи.

1

















Приложение № 2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя:


Примерная основная образовательная программа начального общего образования «Основы православной культуры». 1- 4 класс»

Нормативные документы, регламентирующие взаимоотноше­ния государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего обра­зования основ религиозных культур и светской этики;

документальные источники (фрагменты текстов историчес­ких письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий ми­ра);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персона­лий и др.);

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.


Литература для обучающихся:

«Основы православной культуры» Учебник для 4 класса. Автор. Т.А Костюкова, О.В.Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова;, Издательский центр М.: Дрофа. 2014.

Технические средства, закрепленные за кабинетом:


  1. Персональный компьютер учителя;

  2. Интерактивная доска;

  3. Мультимедийный проектор;

  4. Документ – камера












Приложение № 3

Алгоритм работы с текстом

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

1.Внимательно, медленно прочитайте текст.

2.Определите стиль текста.

3.Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

4.Определите тему текста.

5.Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

6.Определите основную мысль текста.

7.Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

8.Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

9.Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.







Приложение № 4

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии ______________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы




2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ «_____» __________20___Г.

Оценка: ___________________ / Фамилия. И.О. /________________/



Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:

Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

Основные функции учебной экскурсии:

- реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

- повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

- способствуют техническому обучению,

- играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников - - - промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

- производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора трудовому воспитанию учащихся)

- естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т. д.)

- историко-литературные экскурсии (предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т. д)

- краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

- Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

Виды экскурсий зависимости от целей: ознакомительные (обзорные), тематические, профессиографические, комплексные.

Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.








Приложение № 5

Требования к проектной работе

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!