Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
ОУД.12 «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
для специальности
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Добрянка, 2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования, с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Ушакова Галина Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Рассмотрено и одобрено методическим советом техникума
Протокол № ____ от « ____»___________2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 5 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Исследовательская (проектная) деятельность» относится к дисциплинам Общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Исследовательская (проектная) деятельность» направлено на достижение следующих целей при выполнении исследовательской работы и осуществлении проектной деятельности:
в направлении личностного развития
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
в метапредметном направлении
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В основе учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» лежит установка на формирование у обучаемых системы знаний и умений проектной, исследовательской деятельности и формирование представлений о современной развитии образования. Многие положения, развиваемые исследовательской(проектной) деятельностью, используют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Исследовательская (проектная) деятельность» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к результатам освоения ОУД «Исследовательская (проектная) деятельность» в направлении предметного развития, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6,
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 67 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 87 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 25 |
практические занятия | 42 |
самостоятельные работы | 20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
Примерные темы исследовательских работ, индивидуальных проектов
1. Развитие энергетики в Пермском крае
2. Использование различных видов энергии.
3. Открытие электричества и магнетизма.
4. Изобретатели и ученые, внесшие большой вклад в области развития энергетики, электроэнергетики.
5. Развитие и создание электродвигателей, электрогенераторов, трансформаторов.
6. Пермская ГРЭС: вчера, сегодня, завтра.
7. Виды электростанций на возобновляемых источниках энергии.
8. Создание первых учебных электротехнических заведений в Пермском крае.
9. Использование электрической энергии для практических целей.
10. Развитие высоковольтных линий электропередачи
11.Электрические осветительные устройства, и их изобретатели.
12. Значение электроснабжения для промышленных предприятий, населенных пунктов, государства.
13. Воздействие производства, передачи и использования электроэнергии на окружающую среду.
14. Локальные и глобальные загрязнения окружающей среды различного вида электростанциями.
15. Проблемы энергосбережения и пути их решения.
16. Молния – как форма газового разряда. Стадии формирования и основные электрофизические процессы.
17. Молниезащита подстанций.
18. Современные средства защиты от перенапряжений.
19. Высоковольтные маслонаполненные и газонаполненные кабели. Конструкция изоляции и методы контроля состояния.
20. Автоматизация в электроэнергетике.
21. Организация энергетической службы предприятия.
22. Автоматизация в системе электроснабжения предприятия.
23. Энергосбережение в системе собственных нужд электростанции
24. Доступное и экологически чистое жилье с использованием энергосберегающих технологий.
25. Снижение воздействия ТЭС на окружающую среду
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Кол-во часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Основные понятия исследовательской деятельности | 4 | |
Тема 1.1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Введение в дисциплину. Предмет дисциплины Исследовательская (проектная) деятельность». Цели проектной деятельности. Значение проектной деятельности для организаций осуществляющих электромонтаж. | 1 |
2 | Основные понятия исследовательской деятельности. Характеристика поисковой деятельности. Виды исследовательских работ / проектов. Требования к содержанию и направленности проекта. | 2 |
Раздел 2. Виды исследовательских работ | 11 | |
Тема 2.1. Виды учебно-исследовательских, научно-исследовательских и проектных работ | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Доклад, реферат, презентация, курсовая работа, технический проект, чертеж, ВКР. | 1 |
2 | Этапы исследовательского процесса | 2 |
Практическое занятие | 2 |
№ 1 | Этапы работы над учебно-исследовательской работой, презентации | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Подготовка сообщений, презентаций. Подготовка сообщений на темы «Что значит исследовать?», «Соотношение понятий «исследовательская» и «проектная» деятельность» | 3 |
Тема 2.2. Основные методы исследовательского процесса | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «методы исследования». Теоретические методы (теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация) и Эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, описание, изучение документации). | 2 | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 2 | Составление анкет, опрсников, проведение тестирования, обработка результатов. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Составление анкеты по конкретной теме, апробация ее в своей группе, формулировка выводов. |
Раздел 3.Технология работы с информационными источниками | 12 |
Тема 3.1. Поиск, накопление и обработка информации | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Организация работы по накоплению информации. Цели, задачи и пути накопления информации. Документальный поток информации. | 2 | 2 |
Практические занятия | 10 | |
№ 3 | Работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, периодическими изданиями | 2 |
№ 4 | Работа с базами данных | 4 |
№ 5 | Преобразование информации в наглядную форму (построение таблиц, схем) с помощью программы Word,Excel. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Подбор информации по выбранной теме. |
Раздел 4. Технология выполнения исследовательской работы. | 26 |
Тема 4.1. Структура исследовательской/ проектной работы | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Формальная структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы (библиография), приложения. Требование к каждой из этих составляющих. Центральная тема исследования и ее обоснование: актуальность, теоретическая значимость, практическая значимость. | 2 | 2 |
2 | Формулировка темы и составление плана собственного исследования. Определение объекта, предмета, цели и задачи собственного исследования. Особенности проблемы и гипотезы собственной научно-исследовательской работы. | 2 |
Практические занятия | 14 | |
№ 6 | Формулировка темы и составление плана собственного исследования. | 2 |
№ 7 | Актуальность темы. Введение. Определение объекта, предмета, цели и задачи собственного исследования.Теоретическая часть работы. | 4 |
№ 8 | Анализ работ на правильность определения объекта и предмета, формулировку цели, задач, значимости исследования и положений выводов | 4 |
№ 9 | Практическая часть работы. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Выбор темы исследовательской / проектной работы. Обоснование выбора (актуальность). Корректировка плана, цели и задач собственного исследования, подбор информации. Подготовка введения по выбранной теме в электронном варианте |
Тема 4.2. Правила оформления исследовательской/ проектной работы | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Общие правила оформления текста работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения | 2 | 2 |
2 | Оформление списка литературы. Основные правила оформления приложений. Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к соблюдению некоторых технических правил: поля, сноски, красные строки и т.д. | 2 |
Практические занятия | 4 | |
№ 10 | Требования к оформлению исследовательской, проектной работе | 2 |
№ 11 | Анализ особенностей оформления работ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Оформление библиографического списка по теме работы. |
Раздел 5.Представление результатов исследовательской работы | 12 |
Тема 5.1. Презентация работ. Технология публичного выступления | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Подготовка доклада, тезисов. Требования к докладу. Культура выступления и дискуссии. | 2 | 2 |
2 | Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступления. | 2 |
Практические занятия | 8 | |
№ 12 | Подготовка презентации. Основные правила разработки презентации. | 4 |
№ 13 | Освоение приемов тренировки речевого аппарата. Отработка темпа и ритма речи. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Разработка презентации для защиты своей работы. Подготовка к защите исследовательской /проектной работы. |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
ВСЕГО: | 87 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Основные понятия исследовательской деятельности Тема 1.1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности | Проведение сравнительного анализа представления информации в различных видах: буклеты, газета, презентация, плакат. формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её: Мыследеятельностные УУД: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; |
Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса | Умение определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации исследовательского процесса. Умение обосновывать выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, определение этапов исследовательского процесса,самоанализ и рефлексия; Формирование информационныхУУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Раздел 2. Технология работы с информационными источниками Тема 2.1. Поиск, накопление и обработка информации | Формирование поисковыхУУД: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; Формирование информационныхУУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Раздел 3. Технология выполнения исследовательской работы. Тема 3.1. Структура исследовательской/ проектной работы | Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Формирование информационныхУУД: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение |
Тема 3.2. Правила оформления исследовательской/ проектной работы | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных заданий. .Владение устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание. Адекватно, точно и последовательно отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи, как в устной, так и в письменной речи. Уметь анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Иметь представление о возникновении, развитии и применении истории. Проводить прикидку и оценку результатов вычислений, анализировать причины допущенных ошибок. Анализировать и осмысливать текст задачи, на основе комбинирования ранее изученных способов действия. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Анализировать и осмысливать текст задания,Переформулировать условие, моделироватьусловие и строить логическую цепочку. Уметь формулировать и удерживать учебную задачу. Применять установленные правила в планировании способа решения. Выбирать действия в соответствии с поставленным заданием и условиями её реализации. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Составлять план и последовательность действий. Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Развернуто обосновывать суждения,приводить доказательство. Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Раздел 4. Представление результатов исследовательской работы Тема 4.1. Презентация работ. Технология публичного выступления | Формирование презентационных УУД: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; выбор способа представления информации: преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица). Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение программы учебной дисциплины предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В данном кабинете имеются информационно-справочные стенды по предметам, плакаты, раздаточные материалы.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова., В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
2. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Профессиональное образование).
3. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018.
4. Пожиленков А.М. Электромонтер. Основы профессиональной деятельности:учебно-практическое пособие/ А. М. Пожиленков, Г.В. Ткачева, Т.Н. Шабанова, О.А. Шигеева. – Москва: КНОРУС, 2020.- 218 с.- (среднее профессиональное образование)
5. ЮсуповС.Т., Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
ЮсуповС.Т., АкаевА.М., МударовА.А.. - Нур-Султан:НАО«Talap» 2020, - 314 с. – (среднее профессиональное образование)