ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита
2017 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы, квалификация Учетчик.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Разработчик:
Аюшеева София Базаржаповна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы бухгалтерского учета
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы квалификация Учетчик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-вести бухгалтерский учет и отчетность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-сущность и содержание бухгалтерского дела;
-основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;
-виды бухгалтерских счетов;
-учет движения денежных средств;
-экономическую сущность налогов, их функции;
-принципы и методы налогообложения;
-способы уплаты налогов;
-основы налогового законодательства Российской Федерации;
-аудит активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов сельской усадьбы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -52 часа;
самостоятельной работы обучающегося -20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
1. выполнение домашних заданий; 2. изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету; 3. подготовка рефератов по темам; 4. подготовка к практическим занятиям; 5. подготовка презентаций по темам. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита»
72=20СРС+52(22+4+26)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 72 | |
Тема 1. Понятие, задачи, методы и объекты бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 6(2+4) | |
| 4 | |
1. | Сущность и содержание бухгалтерского дела. Основные правила и методы ведения бухгалтерского учета. Понятие, сущность и задачи бухгалтерского учета. Хозяйственный учет и его значение. Виды измерителей, применяемых в учете. Предмет и метод бухгалтерского учета. Техника и формы бухгалтерского учета. Учетная политика организации (ПБУ 1/2008). Классификация документов. Учетные регистры и их классификация. Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Документооборот и его организация. | | 3 |
2. | Учет хозяйственных процессов. Учет процесса снабжения. Расчет транспортно-заготовительных расходов. Учет процесса производства. Понятие себестоимости продукции и услуг. Учет процесса реализации. Финансовый результат от продажи. | 3 |
Практические занятия. | 4 | |
1. | Оформление и обработка первичных документов | |
2. | Определение фактической себестоимости продукции и финансового результата от продажи |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету и положений по бухгалтерскому учету. Подготовка рефератов: «История возникновения бухгалтерского учета»; «Классификация учетных регистров»; «Инвентаризация – как элемент метода бухгалтерского учета»; «Документация – как элемент метода бухгалтерского учета». Подготовка презентаций. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 4 |
Тема 2. Бухгалтерские счета и бухгалтерский баланс | Содержание учебного материала | 8 ( 4+3+1) |
| 4 | |
1. | Виды бухгалтерских счетов. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Строение счетов: дебет, кредит, оборот, сальдо. Активные и пассивные счета, их структура. Сущность и значение двойной записи. Корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Синтетический и аналитический учёт. Оборотные ведомости синтетического и аналитического учёта. План счетов бухгалтерского учета и его значение. | | 3 |
2. | Понятие бухгалтерского баланса. Обобщение имущества предприятия (активов) и обязательств (пассивов) в бухгалтерском балансе. Состав и структура бухгалтерского баланса. Влияние хозяйственных операций на изменение частей актива и пассива баланса. Типы изменений в балансе. | 3 |
Практические занятия. | 3 | |
1. | Составление бухгалтерского баланса. | |
2. | Составления бухгалтерской отчетности организации. |
Контрольная работа по теме «Составление бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного периода». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету и ПБУ. Подготовка рефератов: «Виды бухгалтерских балансов»; «Классификация счетов бухгалтерского учета»; «Оценка отдельных статей баланса». План счетов бухгалтерского учета. Подготовка презентаций. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 4 |
Тема 3. Ведение учета движения денежных средств | Содержание учебной дисциплины | 14 (6+7+1) |
1. | Учет кассовых операций. Расчеты наличными. Операционная касса. Кассовые операции, правила их ведения. Главная касса. Лимит кассы. Документальное оформление кассовых операций. Кассовая книга, порядок ее ведения. Отчет кассира. Порядок проведения и отражение результатов ревизии. Ответственность за несоблюдение правил ведения кассовых операций. | | 3 |
2. | Учет операций по расчетному счету. Расчётный счёт, его назначение. Порядок сдачи денег в банк через инкассатора и непосредственно кассиром. Документальное оформление операций по расчётному счёту. Объявление на взнос наличными, его содержание и порядок заполнения. Денежный чек. Выписка банка. | 3 |
|
3. | Учет расчетов с подотчетными лицами. Подотчётные суммы. Понятие хозяйственных, представительских, командировочных расходов. Порядок выдачи и расходования подотчетных сумм. Порядок оплаты служебных командировок. Порядок составления авансовых отчетов. | | 3 |
Практические занятия. | 7 | |
Заполнение кассовых ордеров. Составление отчета кассира. Составление акта ревизии кассы. Заполнение банковских документов. Проверка и сверка выписок банка. Оформление и обработка авансовых отчетов. | |
Контрольная работа по теме «Учет денежных средств и расчетов». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету и ПБУ. Подготовка реферата: «Ревизия кассы» «Формы безналичных расчетов» «Учет представительских расходов» Подготовка презентаций. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 4 |
Тема 4. Теоретические основы налогообложения. | Содержание учебного материала | 10 (4+5+1) |
1. | Экономическая сущность налогов, их функции. Возникновение и развитие налогообложения. Принципы налогообложения. Налоговый механизм и его элементы. Основы налогового законодательства в Российской Федерации. Элементы налога и способы взимания налогов. Классификация налогов. Функции налогов и их взаимосвязь. | 4 | 3 |
2. | Принципы и методы налогообложения. Состав, структура, права и обязанности налоговых органов. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов. Налоговое обязательство и его исполнение. Способы уплаты налогов. Изменение сроков уплаты налогов и сборов. Налоговое обязательство и его исполнение. Изменение сроков уплаты налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля. Камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговые нарушения и ответственность за их совершения. | 3 |
Практические занятия. | 7 | |
Распределение налогов по видам и признакам. Порядок проведения камеральной налоговой проверки, описание характерных нарушений. Расчёт налоговой базы. | |
Контрольная работа по теме «Исчисление и определение НДС, налога на прибыль». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение нормативных документов по бухгалтерскому учету и ПБУ. Подготовка реферата: «Федеральные налоги»; «Местные налоги»; «Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя». Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 4 |
Тема 5. Аудит организации | Содержание учебного материала | 14 (6+7+1) |
1. | Аудит активов. Аудит сохранности, поступления, движения и выбытия основных средств. Аудит нематериальных активов. | 8 | 3 |
2. | Аудит обязательств. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами. Аудит расчетов с подотчетными лицами. Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда. | 3 |
3. | Аудит капитала. Аудит учетной политики предприятий. Аудит расчетов с учредителями, проверка собственного капитала. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета | 3 |
4. | Аудит доходов, расходов и финансовых результатов сельской усадьбы. Проверка сохранности готовой продукции и ее движения. Аудит реализации. Проверка достоверности финансовых результатов. | 3 |
Практические занятия. | 7 | |
Проверка начисления заработной платы, удержаний из нее. Проверка сохранности готовой продукции и ее движения. Проверка достоверности финансовых результатов. | |
Контрольная работа по теме «Аудит организации». | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Написание реферата: Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита. Сообщение: Аудит системы управления. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. | 4 |
Всего | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета.
Оборудование кабинета бухгалтерский учет:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
-комплект бланков бухгалтерской документации;
-комплект законодательных и нормативных документов;
-комплект учебно-методических материалов, методических рекомендаций и разработок;
-комплект образцов оформленных бухгалтерских документов.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры;
- мультимедиа-система для;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- калькуляторы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Закон Российской Федерации от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011).
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (ред. от приказа Минфина РФ от 07.05.2003г. № 38н)
Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Теория бухгалтерского учета: учебник – Изд. 18-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Теория бухгалтерского учета: рабочая тетрадь – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Богаченко В. М. Бухгалтерский учет: учебник – Изд. 8-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Богаченко В. М. Практикум по бухгалтерскому учету: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Расторгуева Р. Н. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях. Учебник для начального профессионального образования –М.: Издательский центр «Академия», 2015 .
Дополнительные источники:
Брыкова Н. В. Бухгалтерский учет в промышленности. Сборник задач Учебник для начального профессионального образования –М.: Издательский центр «Академия», 2015 .
Брыкова Н. В. Основы бухгалтерского учета. Учебник для начального
Брыкова Н. В. Теория бухгалтерского учета. Практикум для начального профессионального образования –М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Букина О. А. Азбука бухгалтера. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Вахрушина М. А., Карпова Т. П. Бухгалтерский учет в сфере услуг. Учебник –М.: Рид Групп, 2016 .
Ерина Т.А. Бухгалтерское дело.-Издательство: МИЭМП, 2014 .
Колодин А. Г., Колодина Н. А. Справочник бухгалтера –М.: АСТ, 2015 .
Шатунова Г. А., Корнеева Т. А., Архипова Н. А. Бухгалтерский финансовый учет в схемах и таблицах.-М.: Эксмо, 2014 .
Интернет- ресурсы:
Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/., свободный. – Заглавие с экрана.
2. Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/., свободный. – Заглавие с экрана. Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/., свободный. – Заглавие с экрана.
3. Справочная информационно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/., свободный. – Заглавие с экрана.
4. Справочная информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ свободный. – Заглавие с экрана.
5. Справочная информационно-правовая система «Кодекс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/ свободный. – Заглавие с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
вести бухгалтерский учет и отчетность | Экспертная оценка результатов выполнения практических заданий |
Знать: | |
сущность и содержание бухгалтерского дела | Экспертная оценка результатов выполнения практических заданий |
основные правила и методы ведения бухгалтерского учета | Наблюдение за выполнением практических заданий |
виды бухгалтерских счетов | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
учет движения денежных средств | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
экономическую сущность налогов, их функции | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
принципы и методы налогообложения | Наблюдение за выполнением практических заданий |
способы уплаты налогов | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
основы налогового законодательства Российской Федерации | Наблюдение за выполнением практических заданий |
аудит активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов сельской усадьбы | Экспертная оценка результатов контрольной работы |
2