МБОУ Чурапчинская СОШ имени С.А.Новгородова
«Согласовано» Руководитель МО: _____________ /Флеготова А.И. / «____»_______________________2020 г | «Согласовано» Зам.дир. по УМР:___________/Захарова Е.А./ «_____»__________________2020г | «Утверждаю»: Директор МБОУ-ЧСОШ им. С.А. Новгородова: ________/Уарова Н.В./ «____»____________________2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ГЕОГРАФИЯ. МАТЕРИКИ и ОКЕАНЫ на 2020 – 2021 уч.год
7 класс.
Разработала: Макарова Л.С.
Учитель географии
с. Чурапча, 2020 г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Общая характеристика учебного предмета.
География материков и океанов продолжает географическое образование обучающихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом, региональном (материковом) уровне.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Оценочных практических работ: 21.
Контроль и обобщение, коррекция по теме: 10.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно–исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.
Учебно – методический комплекс для учителя
Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 280 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 296 с.: ил., карт
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. «География. Материки и океаны. 7 класс»
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 96 с.Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география. 6 класс»
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 88 с.
Ряховские С.В.
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс»
Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Материки и океаны. 7 класс»
Учебная литература для учащегося
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 280 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 296 с.: ил., карт
Статус документа
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 7 классе.
Курс географии 7 класса продолжает 5-летний цикл изучения географии в школе. Курс "География. Материки и океаны" опирается на знания учащихся из курсов «География. Начальный курс», «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Планирование составлено на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав образовательной организации;
Авторская программа Домогацких Е.М. по географии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений;
Учебный план образовательной организации;
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Цели и задачи курса:
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Задачи обучения:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
2. Использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Место (роль) междисциплинарных программ в достижении результатов освоения учебного предмета.
Географическая номенклатура
Тема «Африка – материк коротких теней»:
Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
Нил, Конго, Нигер, Замбези;
Виктория, Танганьика, Чад;
Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия – маленький великан»:
Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
Муррей, Эйр;
Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка – материк чудес»:
Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»:
полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия – музей природы»:
полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
Финский, Ботнический, Персидский заливы;
проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Учебно – тематическое содержание
№ | Тема | Общее количество часов | Практическая работа | Контрольная работа |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Литосфера – подвижная твердь | 7 | Практическая работа № 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков в будущем. Практическая работа № 2 Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами. | 1 |
3 | Атмосфера – мастерская климата | 4 | Практическая работа № 3 Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Практическая работа № 4. Анализ карты климатических поясов и областей Земли. Определение типов климата по предложенным климатограммам. | 1 |
4 | Мировой океан – синяя бездна | 4 | Практическая работа № 5. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | 1 |
5 | Географическая оболочка – живой механизмм | 2 | Практическая работа № 6 Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам | 1 |
6 | Человек – хозяин планеты | 5 | Практическая работа № 7. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. Практическая работа №8. Изучение политической карты мира. | 1 |
7 | Африка – материк коротких теней | 9 | Практическая работа №9. Определение географических координат, протяженности материка Африка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту. Практическая работа № 10. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Африки. Практическая работа № 11. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Африки. Практическая работа №12. Обозначение на контурной карте природных зон Африки Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Практическая работа № 13. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. | |
8 | Австралия - маленький великан. | 6 | Практическая работа № 14. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. | 1 |
9 | Антарктида – холодное сердце | 2 | | 1 |
10 | Южная Америка - материк чудес | 8 | Практическая работа № 15. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. Практическая работа № 16. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки. | 1 |
11 | Северная Америка - знакомый незнакомец | 8 | Практическая работа № 17. Сравнение климата разных частей материка Северная Америка, расположенных в одном климатическом поясе. | 1 |
12 | Тема 6. Евразия - музей планеты Земля (10 часов) | 13 | Практическая работа № 18. Определение типов климата Евразии по климатограммам. Практическая работа № 19. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40 параллели. Практическая работа № 20. Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам информации. Практическая работа № 21. Составление характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам информации. | 1 |
13 | Заключение | 1 | | |
| | 70 часов | Всего практических работ: 21 | Всего контрольных работ: 10 |
Приложение 3
Календарно – тематическое планирование для 7__ класса
Раздел | Кол-во часов | № | Тема урока/ Домашнее задание | Дата | Деятельность учащихся |
План | Факт |
Введение | 1 | | Введение в курс "География. Материки. Океаны" Принести атласы, к/к | | | Знакомятся со структурой учебника, критериями оценивания, ставят цели и задачи |
Литосфера – подвижная твердь | 7 | | Суша в океане. Прочитать §1, учить объекты из табл.1 стр. 9 | | | - дают определение понятиям материк, континент, часть света, остров, архипелаг; - характеризуют особенности размещения суши на поверхности Земли; - классифицируют острова по происхождению. |
| Геологическое время Прочитать § 2, написать сообщение | | | - дают определения понятиям геология, горная порода; - классифицируют виды горных пород и определяют их виды по происхождению; - выявляют и называют отличия геологических эр и периодов, составляют их описания; - устанавливают связь между историческим событием и его последствиями. |
| Отличия разных типов земной коры (Строение земной коры) Прочитать §3, закончить работу в к/к | | | - определяют отличия разных типов земной коры; - рассказывают об образовании современных материков; - анализируют гипотезу дрейфа материков и приводят примеры фактов, подтверждающих её. |
| Движения литосферных плит и современный рельеф Прочитать § 4, написать сообщение из СМИ | | | - определяют, в каких видах движения участвуют литосферные плиты; - выявляют следствие движения литосферных плит; - устанавливают соответствие форм рельефа разным участкам литосферных плит; - прогнозируют, как движение литосферных плит влияет на жизнь людей. |
| Практическая работа №2 «Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами» (Платформы и равнины) Прочитать §5, учить ФК мира | | | - дают определение понятию тектоника; - определяют, какую карту называют тектонической; - высказывают предположение, что такое материковая платформа; - определяют по картам возраст возникновения платформ; - находят соответствие форм рельефа тектоническим структурам; - классифицируют равнины по происхождению. |
| Закономерности образования и размещения крупных форм рельефа (Складчатые пояса и горы) Прочитать §6, учить ФК мира | | | - дают определение понятиям горы, складчатая область; - определяют, какие формы рельефа приурочены к складчатым областям; - классифицируют горы; - объясняют взаимосвязь образования и размещения крупных форм рельефа со строением земной коры; - показывают и обозначают на карте горы и равнины. |
| Обобщение, контроль и коррекция по теме "Литосфера - подвижная твердь" | | | Все понятия темы: «Литосфера - подвижная твердь» |
Атмосфера – мастерская климата | 4 | | Особенности поясов планеты Прочитать §7, ответить на вопросы | | | - дают определение понятиям пояса освещённости, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления; - выявляют отличия поясов и закономерности распределения поясов освещенности, увлажнения и атмосферного давления по поверхности Земли; - устанавливают связь между особенностями природы и поясом. |
| Практическая работа №3 «Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». (Воздушные массы) Прочитать §8, учить табл.2, выполнить задание стр. 65 | | | - дают определение понятию воздушная масса; - определяют типы воздушных масс и их характерные особенности. |
| Практическая работа № 4 «Анализ карты климатических поясов и областей Земли. Определение типов климата по предложенным климатограммам» Повторить §8, ответить на итоговые вопросы на стр. 72 - 74 | | | - дают определение понятиям климат, климатический пояс, климатограмма; - определяют закономерности в распределении климатических поясов и об их отличительных чертах; - выявляют, какие климатические параметры определяются по климатограмме. - определяют тип климата по климатограммам. |
| Климатообразующие факторы Прочитать §9 | | | - дают определение понятию климатообразующие факторы; - характеризуют каждый из климатообразующих факторов; - составляют описания типов климата на основе влияния климатообразующих факторов; - устанавливают связь между климатообразующими факторами и типами климата. |
Мировой океан – синяя бездна | 4 | | Мировой океан и его части. Прочитать §10, учить карту Мирового океана | | | - называют рекорды Мирового океана; - перечисляют и показывают на карте крупнейшие части Мирового океана; - выявляют закономерность распределения глубин в Мировом океане; - показывают и обозначают на карте географические объекты гидросферы. |
| Причины движения вод Мирового океана Прочитать §11, учить рис. 51 стр. 85 | | | - дают определение понятиям волна, океаническое течение; - классифицируют виды волн, виды течений; - определяют причины движения вод в океане. |
| Особенности распространения живых организмов в мировом океане (Жизнь в океане) Прочитать § 12, Написать сообщение и ответить на итоговые вопросы на стр. 101-102 | | | - объясняют, почему океан называют «колыбелью жизни»; - классифицируют организмы, обитающие в Мировом океане; - делают вывод об особенностях распространения живых организмов в Мировом океане, о влиянии Мирового океана на природу Земли. |
| Особенности природы отдельных океанов Земли. Прочитать § 13, сделать фотоподборку | | | - называют и показывают океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана; - приводят примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности; - выявляют и называть отличительные особенности океанов; - читают и анализируют тематические карты; - устанавливают связь между природными условиями океанов и видами хозяйственной деятельности; - показывают и обозначают на карте географические объекты. |
Географическая оболочка – живой механизм | 2 | | Географическая оболочка. Прочитать § 14,учить записи в тетради | | | - дают определение понятиям ландшафт, географическая оболочка; - выявляют виды природных комплексов; - делают вывод о границах географической оболочки, о взаимосвязях компонентов природы; - выявляют свойства, характерные для географической оболочки. |
| | Зональность географической оболочки. Прочитать § 15, ответить на итоговые вопросы на стр. 116 - 118 | | | - дают определение закону географической зональности; - выявляют и называют отличительные особенности зональных природных комплексов; - выявляют закономерности развития географической оболочки, чередования природных зон; -рассказывают об особенностях природных зон различных географических поясов; - читают и анализируют тематические карты; - устанавливают связь между компонентами зонального природного комплекса |
Человек – хозяин планеты | 5 | | Освоение Земли человеком. Прочитать § 16, выполнить задание на стр. 125 | | | - называют и показывают родину человечества; - рассказывают о том, как человек заселял Землю; - объясняют, что послужило предпосылками расселения человека по планете, что такое хозяйственная деятельность, чем отличается присваивающее хозяйство от производящего. |
| | Охрана природы. Всемирное природное и культурное наследие. Прочитать § 17, выполнить задание на стр. 132 | | | - дают определение понятию особо охраняемые территории; - классифицируют виды особо охраняемых территорий; - объясняют, почему необходимо охранять природу; - выделяют объекты, относящиеся к Всемирному человеческому наследию; -устанавливают связь между режимом охраны природы и видом ООПТ. |
| | Все мы разные, но мы – равные (Население Земли) Прочитать § 18, написать сообщение "Традиции одного народа" к рисункам | | | - дают определение понятиям раса, народ; - выявляют отличительные черты народов, рас и религий; - выявляют количество и размещение народов на Земле; - читают и анализируют тематические карты; - устанавливают связь между регионом проживания человека, его расовой, этнической и религиозной принадлежностью. |
| | Практическая работа № 8 Изучение политической карты мира Прочитать § 19, учить ПКМ, выполнить итоговые задания на стр. 145 – 146 | | | - дают определение понятиям политическая карта мира, страна; - классифицируют страны; - объясняют почему политическая карта мира постоянно изменяется. |
| | Обобщение, контроль и коррекция по разделу «Планета, на которой мы живем» | | | Все понятия темы: «Планета, на которой мы живем» |
Африка – материк коротких теней | 9 | | Географическое положение и история исследования Африки. Прочитать § 20, учить ФК Африки | | | - дают определение понятию физико-географическое положение материка; - определяют особенности физико-географического положения Африки; - рассказывают о путешественниках и исследователях Африки; - определяют координаты крайних точек Африки и её протяженность; - показывают и обозначают на карте географические объекты по тематике урока |
| Геологическое строение и рельеф Африки Прочитать § 21, учить ФК Африки | | | - знают геологическую историю Африки; - объясняют основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; - показывают на физической карте основные формы рельефа Африки; - объясняют размещение полезных ископаемых на материке. |
| Климат Африки Прочитать § 22, дать анализ климатодиаграммам из немецкого сайта | | | - объясняют факторы, влияющие на формирование климата Африки; - характеризуют типы климатов континента; - объясняют особенность чередования климатических поясов и областей на материке; - выявляют климатические особенности отдельных территорий Африки; - определяют по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. |
| Гидрография Африки. Прочитать § 23, выполнить 1 задание на стр. 175 | | | - объясняют факторы, влияющие на распределение внутренних вод Африки; - выявляют особенности внутренних вод отдельных территорий; - устанавливают связь и формулируют вывод между климатом, рельефом и внутренними водами; - описывают по плану крупные реки и озера. |
| Разнообразие природы Африки Прочитать § 24, посетить сайты о Африке | | | - дают определение понятиям влажные экваториальные леса, саванна, тропические пустыни, оазис; - показывают природные зоны на карте; - выявляют характерные черты и факторы образования природных зон; - описывают природные зоны по картам и типовому плану, устанавливают взаимосвязи между компонентами природы; - рассказывают о характерных представителях животного и растительного мира Африки. |
| Население Африки. Прочитать § 25, написать сообщение | | | - устанавливают, представители каких рас населяют Африку; - определяют по картам, какие народы проживают на континенте; - рассказывают о традициях народов Африки; - устанавливают связь между природными условиями и особенностями быта представителей разных рас и народов. |
| Регионы Африки: Северная и Западная Африка Прочитать § 26, учить рис. 141 на стр. 191 | | | - дают определение понятию природный регион; - называют и показывают на карте регионы Африки; - выявляют и объясняют особенности регионов; - составляют описание регионов; - устанавливают связь между природными условиями и особенностями населения регионов и стран. |
| Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка Прочитать § 27, ответить на итоговые задания на стр. 203 - 204 | | |
| Обобщение и контроль знаний по теме Африка. | | | Все понятия темы: «Африка» |
Австралия - маленький великан. | 6 | | Географическое положение. История открытия и исследования Австралии Прочитать § 28, учить ФК Австралии | | | - выявляют и объясняют особенности ГП Австралии; - читают и анализируют тематические карты; - рассказывают о первооткрывателях и исследователях материка; - показывают и обозначают на карте элементы ГП. |
| Компоненты природы Австралии Прочитать § 29, учить ФК Австралии | | | - сравнивают географическое положение Африки и Австралии по плану. |
| Особенности природы Австралии Прочитать § 30, выполнить задание на стр. 23 | | | - определяют по карте геологическое строение и особенности рельефа матери-ка; - объясняют особенности формирования климата Австралии; - находят взаимосвязи между гидрографической сетью материка и его климатом; - объясняют разнообразие и своеобразие растительного и животного мира континента, каких представителей живого мира называют эндемиками. |
| Население и хозяйство Австралийского Союза Прочитать § 31, написать сообщение | | | - выявляют и объясняют особенности населения и хозяйства Австралии; - рассказывают о формировании австралийского государства; - выявляют особенности расселения на территории Австралии; - составляют описание государства на основе текстовых, картографических и графических объектов; - делают выводы о взаимодействии человека и природы на континенте. |
| Океания - островной регион Прочитать § 32, выполнить итоговые задания по теме на стр. 36 - 38 | | | - знают основания выделения Океании в отдельный регион; - называют основные группы островов. |
| Обобщение и контроль знаний по теме «Австралия» | | | Все понятия темы: «Литосфера - подвижная твердь» |
Антарктида – холодное сердце | 2 | | Географическое положение и история исследования Антарктиды Прочитать § 33, учить карту Антарктиды | | | - выявляют и объясняют особенности ГП и истории исследования материка; -составляют описание ГП и истории исследования материка на основе текстовых, картографических и графических объектов. |
| | Особенности природы Антарктиды. Прочитать § 34, выполнить итоговые задания на стр. 58 – 60 | | | - читают и анализируют тематические карты; -выявляют и объясняют особенности природы и значение региона; - показывают и обозначают на карте объекты по тематике урока. |
Южная Америка - материк чудес | 8 | | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. Прочитать § 35, учить ФК материка | | | - выявляют и объясняют особенности ГП и освоения Южной Америки; - рассказывают о путешественниках и исследователях Южной Америки; - определяют координаты крайних точек и протяженность Южной Америки; - показывают и обозначают на карте объекты по тема- тике урока. |
| Геологическое строение и рельеф Южной Америки Прочитать § 36, учить карту материка | | | - выявляют и объясняют основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; - показывают на карте основные формы рельефа Южной Америки; - объясняют размещение полезных ископаемых на материке. |
| Климат Южной Америки Прочитать § 37 , написать климатические рекорды ЮА | | | - выявляют и объясняют факторы, влияющие на формирование климата материка; - описывают типы климатов, характерных для континента; - объясняют, в чём состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке; - выявляют климатические особенности отдельных территорий материка; - определяют по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. |
| Гидрография Южной Америки Прочитать §38, выполнить задание 1 на стр. 88 | | | - выявляют общие черты внутренних вод Южной Америки и наиболее крупные реки и озера материка; - описывают по плану и показывают их на карте; - объясняют влияние внутренних вод на жизнь человека. |
| Разнообразие природы Южной Америки Прочитать §39, составить ребус из ключевых слов | | | - выявляют и объясняют особенности природных зон Южной Америки; - читают и анализируют тематические карты; - рассказывают о животных и растениях рекордсменах. |
| Население Южной Америки. Прочитать §40, учить ПК материка | | | - формулируют определе-ния, термины и понятия по теме урока; - читают и анализируют тематические карты; - объясняют воздействие человека на природу; - выявляют и объясняют особенности населения материков, их различия. |
| Регионы Южной Америки Прочитать §41, ответить на итоговые задания на стр. 115-116 | | | - выявляют и объясняют особенности регионов; - составляют описание регионов на основе текстовых, картографических и статистических данных. |
| Обобщение и контроль знаний по теме «Южная Америка» | | | Все понятия темы: «Южная Америка» |
Северная Америка - знакомый незнакомец | 8 | | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования Прочитать §42, стр. 125 выполнить зад. 2 ,4 | | | - выявляют и объясняют особенности ГП материка; - читают и анализируют тематические карты; - рассказывают о первооткрывателях и исследователях материка; - показывают и обозначают на карте элементы ГП. |
| Геологическое строение и рельеф Северной Америки. Прочитать §43, учить ФК материка | | | - выявляют и объясняют основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; - показывают на карте основные формы рельефа Северной Америки; - объясняют размещение полезных ископаемых на материке. |
| Климат Северной Америки. Прочитать §44, на немецком сайте сделать анализ климатограмм СА | | | - выявляют и объясняют факторы, влияющие на формирование климата материка; - описывают типы климатов, характерных для континента; - выявляют и объясняют особенности чередования климатических поясов и областей на материке; - определяют по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. |
| Гидрография Северной Америки Прочитать §45, написать сообщение | | | - выявляют общие черты внутренних вод Северной Америки и наиболее крупные реки и озера материка; - описывают по плану и показывают их на карте; - объясняют влияние внутренних вод на жизнь человека. |
| Разнообразие природы Северной Америки Прочитать §46, нарисовать животных и растения | | | - выявляют и объясняют особенности природных зон Северной Америки; - читают и анализируют тематические карты; - рассказывают о животных и растениях рекорд-сменах. |
| Население Северной Америки Прочитать §47, написать сообщение | | | - формулируют определения, термины и понятия по теме урока; - читают и анализируют тематические карты; - объясняют воздействие человека на природу; - выявляют и объясняют особенности населения материка, их различия. |
| Регионы Северной Америки Прочитать §48, выполнить итоговые задания на стр. 173 - 174 | | | - выявляют и объясняют особенности регионов Сев. Америки; - составляют описание регионов на основе текстовых, картографических, статистических и иных данных. |
| Обобщение и контроль знаний по теме «Северная Америка» | | | Все понятия темы: «Северная Америка» |
Евразия - музей планеты Земля | 13 | | Географическое положение. История исследования Евразии Прочитать §49, учить ФК материка | | | - выявляют и объясняют особенности ГП материка; - читают и анализируют тематические карты; - рассказывают о первооткрывателях и исследователях материка; - показывают и обозначают на карте элементы ГП. |
| | Геологическое строение и рельеф Евразии Прочитать §50, учить ФК материка | | | - выявляют и объясняют основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; - показывают на карте основные формы рельефа Евразии; - объясняют размещение полезных ископаемых на материке. |
| | Климат Евразии Прочитать § 51, ответить на вопросы | | | - выявляют и объясняют факторы, влияющие на формирование климата материка; - составляют описания климата материка на основе текстовых, картографических и графических данных; - выявляют климатические различия в пределах климатических поясов Евразии. |
| | Гидрография Евразии Прочитать §52, составить кроссворд | | | - определяют по карте специфику внутренних вод отдельных территорий материка; - составляют описание внутренних вод материка на основе различных источников информации; - рассказывают о гидрографических объектах Евразии, являющихся мировыми рекордсменами. |
| | Разнообразие растительного мира Евразии Прочитать §53, выполнить зад 1 на стр. 213 | | | - выявляют и объясняют причины своеобразия растительного и животного мира материка; - выявляют закономерности смены природных зон в Евразии; - объясняют отличительные черты и условия природных зон континента. |
| | Разнообразие животного мира Евразии | | | - читают и анализируют тематические карты; - объясняют воздействие человека на природу; - выявляют и объясняют особенности населения материка, их различия |
| | Население Евразии Прочитать §54, написать сообщение Регионы Европы Прочитать §55, выполнить презентацию о достопримечательностях | | | - выявляют и показывают на карте регионы Европы; - объясняют особенности природы и населения каждого из регионов; - составляют описание регионов на основе текстовых, картографических и статистических данных. |
| | | |
| | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия Прочитать §57, выполнить буклет | | | - выявляют и показывают на карте регионы Азии; - объясняют специфику природы и населения каждого из регионов; - составляют описание регионов на основе текстовых, картографических и статистических данных. |
| | Регионы Азии: Южная Азия Прочитать §58, выполнить итоговые задания на стр. 247 - 248 | | |
| | Регионы Азии: Юго-Восточная Азия Прочитать §58, выполнить итоговые задания на стр. 247 - 248 | | | - выявляют и показывают на карте регионы Азии; - объясняют специфику природы и населения каждого из регионов; - составляют описание регионов на основе текстовых, картографических и статистических данных. |
| | Урок обобщения и контроля знаний «Евразия» | | | Все понятия темы: «Евразия» |
Заключение | 2 | | Взаимное влияние природы и человека | | | - выявляют и объясняют взаимное влияние человека и природы друг на друга; - дают определение понятиям природные ресурсы, стихийные явления; - объясняют причины возникновения экологических проблем. |
| Итоговый урок по курсу «География материков и океанов» | | | Предметные результаты по курсу «География материков и океанов» |