СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Теории вероятностей и математической статистике для специальности Прикладная информатика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Теории вероятностей и математической статистике для специальности Прикладная информатика»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА


специальность 09.02.05

Прикладная информатика (по отраслям)





















2015г


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


2

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

3

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10



  1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02. Теория вероятностей и математическая статистика


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии Оператор ЭВМ.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав профессионального цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • рассчитывать вероятности событий, статистические показатели и формулировать основные выводы;

  • записывать распределения и находить характеристики случайных величин;

  • рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы комбинаторики и теории вероятностей;

  • основы теории случайных величин;

  • статистические оценки параметров распределения по выборочным данным;

  • методику моделирования случайных величин,

  • метод статистических испытаний.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 35 час;

консультации 5 часов.












  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы (не предусмотрено)

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе


для закрепления, систематизации знаний и формирования умений:

- работа с конспектами лекций

- работа с материалом учебных пособий

- подготовка к выполнению практических заданий

- выполнение тестовых заданий

- решение задач и упражнений

32

для самостоятельного овладения учебным материалом:

- изучение материала учебника, пособия, дополнительного источника;

- конспектирование текста;

- работа со справочниками;

- решение учебно-исследовательских задач

3

Консультации

5

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета


2. 2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Теория вероятностей и математическая статистика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Элементы комбинаторики

12 (8 ауд.+4 сам.)


Тема 1.1 Основы комбинаторики

Содержание учебного материала

6


1

Основные задачи статистики и математической статистики. Выборки. Статистическая обработка результатов наблюдений. Основные комбинаторные объекты (типы выборок).

2

2

Формулы и правила расчета количества.

2

Практическое занятие № 1

Решение задач на расчет количества выборок

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- решение типовых задач;

- расчет количества выборок заданного типа в заданных условиях.

4


Раздел 2.

Основы теории вероятностей

36 (26 ауд.+10 сам.)


Тема 2.1.

Случайные события.

Классическое определение вероятности

Содержание учебного материала

4


1

Статистическое определение вероятности и классическая вероятностная схема.

Предмет теории вероятностей и ее связь с реальностью. Различные подходы к определению вероятности. Понятие случайного события.

2

2

Совместные и несовместные события. Полная группа событий. Равновозможные события.

2

3

Классическое определение вероятности.

2

4

Методика вычисления вероятностей событий по классической формуле определения вероятности с использованием элементов комбинаторики.

2

Практическое занятие № 2

Вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение практического задания на вычисление вероятностей событий по классической формуле определения вероятности.

2


Тема 2.2.

Вероятности сложных событий.

Содержание учебного материала

8


1

Противоположное событие. Сумма событий.

Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей.

Теорема сложения вероятности.

2

2

Формула полной вероятности.

2

3

Формула Байеса.

2

Практическое занятие № 3

Вычисление вероятностей сложных событий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение практических заданий на вычисление вероятностей сложных событий с помощью формулы полной вероятности и формулы Байеса, вычисление вероятностей сложных событий с помощью теорем умножения и сложения вероятностей


6


Тема 2.3

Схема Бернулли

Содержание учебного материала

6



1

Понятие схемы Бернулли. Формула Бернулли.

2

2

Локальная и интегральная формулы Муавра-Лапласа в схеме Бернулли.

2

Практическое занятие № 4

Вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на вычисление вероятностей событий в схеме Бернулли.

2






Раздел 3.

Дискретные случайные величины (ДСВ)

20 (14 ауд + 6 сам)


Тема 3.1 Понятие ДСВ. Распределение ДСВ. Функции от ДСВ

Содержание учебного материала

4


2

Понятие случайной величины. Понятие ДСВ. Примеры ДСВ. Распределение ДСВ и функции ДСВ.Методика записи распределении функции от одной ДСВ.

Практическое занятие № 5

Решение задач на запись распределения ДСВ.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на запись распределения ДСВ, заданной содержательным образом.

2


Тема 3.2 Характеристики ДСВ и их свойства

Содержание учебного материала

4


2

Математическое ожидание ДСВ. Дисперсия ДСВ. Среднеквадратичное отклонение ДСВ.

Практическое занятие № 6

Вычисление характеристики ДСВ.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на вычисление характеристик ДСВ, заданной своим распределением.

2


Тема 3.3.

Биномиальное распределение. Геометрическое распределение.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие биномиального распределения и его характеристика. Понятие геометрического распределения.

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на запись распределений и вычисление характеристик для биномиальных и геометрических ДСВ.

2


Раздел 4.

Непрерывные случайные величины (НСВ)

16 (10 ауд + 6 сам)


Тема 4.1

Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ. Геометрическое определение вероятностей

Содержание учебного материала

4

2

Понятие НСВ. Примеры НСВ. Понятие равномерно распределенной НСВ. Понятие случайной точки, равномерно распределенной в плоской фигуре. Геометрическое определение вероятности.

Практическое занятие № 7

Решение задач по формуле геометрического определения вероятности.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на вычисление вероятностей для равномерно распределенной НСВ и для случайной точки, равномерно распределенной в плоской фигуре.

2


Тема 4.2

Функция плотности НСВ. Интегральная функция распределения НСВ.

Содержание учебного материала

2

2

Функция плотности НСВ и ее свойства. Интегральная функция распределения НСВ. Методика вычисления математического ожидания, дисперсии, среднеквадратичного отклонения НСВ.

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания: на вычисление вероятностей и нахождение характеристики для НСВ с помощью интегральной функции распределения.

2


Тема 4.3

Нормальное распределение. Показательное распределение.


Содержание учебного материала

2

2

Определение и функция плотности нормально распределенной НСВ. Кривая Гаусса и ее свойства. Интегральная функция нормально распределенной НСВ. Определение и показательно распределенной НСВ. Характеристики показательного распределения.

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания. Вычисление вероятностей и нахождение характеристики для показателей распределенной НСВ.

2


Раздел 5.

Выборочный метод. Статистические оценки параметров распределения.

14 (10 ауд + 4 сам)


Тема 5.1

Выборочный метод.

Содержание учебного материала

4

2

Понятие частоты события. Статистическое понимание вероятности. Генеральная совокупность и выборка. Сущность выборочного метода. Характеристики выборки.

Практическое занятие № 8

Построение для заданной выборки ее графической диаграммы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка доклада или реферата по теме «Неравенство Чебышева. Закон больших чисел в форме Чебышева»;

- выполнение практического задания на расчет по заданной выборке ее числовых характеристик.

2


Тема 5.2

Статистические оценки параметров распределения

Содержание учебного материала

4

2

Понятие интервальной оценки. Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при известной дисперсии.

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на интервальное оценивание математического ожидания нормального распределения.

2


Раздел 6

Моделирование случайных величин метод статистических испытаний

16 (12 ауд + 4 сам)


Тема 6.1

Моделирование случайных величин

Содержание учебного материала

4


Таблицы случайных чисел. Моделирование ДСВ. Моделирование НСВ, равномерно распределенной на отрезке [a,b].Моделирование случайной точки равномерно распределенной в прямоугольнике.

2

Практическое занятие №9

Моделирование случайных величин.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на моделирование случайной точки равномерно распределенной в прямоугольнике.

2


Тема 6.2

Метод статистических испытаний

Содержание учебного материала

4

2

Сущность метода статистических испытаний. Приблизительное нахождение (оценивание) площади плоской фигуры с помощью метода статистических испытаний.

Зависимость точности результата получаемого методом статистических испытаний от количества испытаний.

Практическое занятие №10

Приблизительное нахождение площадей плоской фигуры с помощью метода статистических испытаний.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение практического задания на вычисление значения определенного интеграла с помощью метода статистических испытаний.

3


Консультации

5ч.


Всего:

120 в т.ч.:

-80 ауд

-35 сам



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • Е. С. Кочетков, С. О. Смерчинская, В. В. Соколов Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для ССУЗ. М: Форум, 2008

  • Бычков А.Г. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистики и методам оптимизации. Учебное пособие для ССУЗ. Форум, 2008

  • Миронова Н.П. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для ССУЗ. М: Феникс 2007

  • Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика. М: «Академия», 2013


Дополнительные источники:

  1. Гмурман В.Е.”Теория вероятностей и математической статистики”.М.: Высшая школа, 2008г.

  2. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. “Математическая статистика”. М.: Высшая школа 2007.

  3. Гмурман В.Е. “Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистики” М.: Высшая школа, 2008г.































4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию

наблюдение, хронометраж; зачет

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

тестирование; зачет

- рассчитывать вероятности событий, статистические показатели и формулировать основные выводы

экспертная оценка; защита работы

- записывать распределения и находить характеристики случайных величин

экспертная оценка; защита работы

- рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач;

экспертная оценка; защита работы


Знать:

Формы и методы контроля результатов обучения


-основы комбинаторики и теории вероятностей;


тестирование; дифференцированный зачет

-основы теории случайных величин

тестирование; дифференцированный зачет

-статистические оценки параметров распределения по выборочным данным


тестирование; дифференцированный зачет

-методику моделирования случайных величин

тестирование; дифференцированный зачет

-метод статистических испытаний

тестирование; дифференцированный зачет












Рабочая программа учебной дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.14 №1001.


Автор: Долгова И.М., преподаватель математики центра – колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ


Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных, математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 10 от « 26 » мая 2014 г.

Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии аграрного колледжа ФГБОУ ВПО МичГАУ

Протокол № 10 от « 24 » июня 2014 г.

Программа переработана и дополнена в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Программа рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол № 9 от « 13 » апреля 2015 г.

Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Протокол № 8 от « 24 » апреля 2015 г.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!