Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №86 имени контр-адмирала И.И.Вереникина»
««Рассмотрено» на заседании МО учителей _ начальных классов Протокол № 6 от «30»мая. 2022 Р Руководитель МО________ЕН.Е.Заводскова | « «Согласовано» З Заместитель директора по УВР _ ________________И.Н.Афанасьева « « 26 » августа 2022г. | « «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ №86» _ __________________ Г.Д.Белимова Приказ №325/1 от « 29 » августа 2022 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета - Технология
Класс – 3_
Уровень общего образования - начальная школа
Учитель -
Срок реализации программы, учебный год - 2022-2023 учебный год.
Количество часов по учебному плану - 34 часа в год, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета Знаний» /под общей редакцией И.А.Петровой. – Москва: Астрель, 2012год.
Программа курса «Технология» (О.В.Узорова, Е.Н.Нефедова)
Учебник – О.В.Узорова, Е.Н.Нефёдова. Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2015г.
Рабочую программу составила - __________
г.Ульяновск-2022 г..
Рабочая программа по технологии ( 3 класс).
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с «Программой общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний». - Москва: Астрель, 2012, изданной под общей редакцией И.А. Петровой.
Программа курса «Технология» (О.В.Узорова, Е.Н.Нефедова)
В третьем классе на изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа 3 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
1.Учебник «Технология 3 класс» О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Москва: АСТ. Астрель, 2016 г.
2.Обучение в 3 классе по учебнику «Технология» О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой: программа, методические рекомендации для учителя, поурочные разработки. Москва: АСТ. Астрель, 2016 г.
I. Содержание учебного предмета.
Наименование раздела | Предметное содержание | Форма реализации воспитательного процесса |
1.Страна новаторов -8 ч. | Объемное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение. Формирование представления об истории возникновения и применения упаковки. Знакомство с устройством объемных фигур. Преимущество прямоугольных коробок, разрезание спичечных коробок и молочных пакетов, чтобы понять как они устроены. Развертка припуск на склейку. Склеивание внахлест с помощью накладки. Изготовление конверта для письма. Коробочка, объемная поделка на основе молочного пакета. Знакомство с многообразием предметов, устройств и строений кубической и параллелепипедальной формы. Грани и ребра куба и параллелепипеда. Закрытые параллелепипеды и кубы. Превращение раскрытого пакета в параллелепипид или куб. Конструирование параллелепипеда. Объемная поделка кубической формы из бумаги по готовой развертке. Поделка из бумаги на основе картонных коробок и готовых форм. Знакомство с многообразием мира объемных фигур. Скрепление округлых деталей с вертикальной и наклонной поверхностью по нарезке «лапшой». Склеивание объемных фигур по готовым разверткам. Конструирование из готовых форм (коробки, пакеты). Развёртка параллелепипеда на бумаге в клеточку по данным размерам. Склеивание параллелепипеда. По развёрткам в тетради склеиваем пирамиду, цилиндр, конус. Учимся прикреплять по нарезке «лапшой». объемная поделка из бумаги на основе готовых форм. Ознакомление с необходимостью рационального и правильного хранения вещей. Собираем рюкзак (одежное оригами: учимся правильно складывать одежду). Узлы (простая двойная скользящая петля, одинарная скользящая петля). Порядок и уборка. Ознакомление со стандартными и нестандартными применениями приспособлений, материалов и предметов для текущего бытового ремонта. Навыки ремонта. Разные виды скрепления материалов. Работа с неподатливыми материалами. Работа с клейким материалом. Работа с перевязочным материалом. Виды скотча. Знакомство с канцелярским ножом с учетом техники безопасности. Работа с пластиком, полиэтиленом, резиной, проволокой и пр. Изготовление ручки из скотча для переноски груза. Фартук (поделка из пакета-сумки). Знания о применении и о поделках из упаковочного скотча, малярного скотча, двухстороннего скотча, веревки, английской булавки, бельевой прищепки, канцелярской скрепки, канцелярской резинки, полиэтиленового пакета, пластиковой бутылки, поделка из картона с использованием природных материалов и бельевой прищепки. Конструкции из готовых форм. Поделки из бутылки, ламинирование скотчем. Коллективная работа – замок из пластиковых бутылок. Закрепление понимания пространственного устройства объемных геометрических фигур. Конструирование стилизованных объемных объектов. Создание подвижных моделей с открывающейся крышкой на основе базисной формы коробки (параллелепипеда). Объемная поделка из бумаги по развертке). Поделка из пластиковых бутылок. | Осознание своей роли в делах семьи и класса. Посильные домашние дела. Помощь старшим и младшим. Самообслуживание. Распределение обязанностей в классе. График дежурств. |
2.Страна нестандартных решений -7 ч. | Конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой повеления в обществе и проведения праздников. Ознакомление с историей игрушек, в т.ч. подвижных, Кукольная мастерская Игрушки с подвижными соединениями – дергунчики. Подготовка к работе. Подвижные соединения. Механизм движения. Поделкаиз картона и нитей с подвижными соединениями. Повторение свойств проволоки и фольги. Модели с подвижными соединениями. (движущиеся животные). Способы подвижного соединения деталей (каркасное, звеньевое, осевое). Поделка из проволоки и фольги с подвижными соединениями. Знакомство с пластической массой на основе муки и клея ПВА, ее свойства. Изготовление поделочной пластической массы, в т.ч. цветной. Работа с пластической массой. Закрепление английской булавки и магнитов в пластической массе. Грунтовка и окраска готового изделия. Изготовление значков и брошей из пластической массы, магниты на холодильник из пластической массы. Ознакомление с историей возникновения техники папье-маше. Изготовление салфеточной массы для лепки. поделка из салфеточной массы на каркасе из молочного пакета. Ознакомление с традициями гостеприимства и проведения торжеств и праздников. Бумажные упаковки (фантик, фунтик, узелок, прямоугольная коробка) Упаковочные ленты (розочка из ленточки, виды завязывания) карточка к подарку.. Приглашение в гости. Гостевая карточка (кто где сидит) 2 вида. Кольцо для тканевой салфетки. Оригами из тканевой салфетки. Сервировка стола. Букет на стол. Праздничная ромашка (займи гостей) Объёмная открытка, многослойная открытка, открытка с отверстиями, раскладная открытка. Поделка на выбор (самостоятельное планирование): «Новогодняя открытка» (поделка из бумаги), «Новогодний подарок» (поделка из фольги и салфеточной массы) «Новогодняя упаковка» (поделка из упаковочной бумаги), «Новогоднее представление» (изготовление декораций для игры). Выполнение коллективной работы «Новогодний огонек» | Формирование представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека; Обсуждение традиций отмечания различных праздников, изготовление самодельных подарков. |
3.Страна умелых рук -8 ч. | Конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами. Ознакомление с историей изобретение колеса. Колесо в жизни человека. Колесный транспорт. Знакомство с циркулем «Козья ножка» с учетом техники безопасности. Работа с циркулем. Колесо и ось. Поделка на основе спичечного коробка, модели военной техники. Обсуждение проблемы вторичного использования ненужных текстильных вещей для изготовления декоративных предметов. Совершенствование навыков шитья и декорирования. Игрушки на основе старых перчаток. Самодельная пуговица. Поделка на основе просяного прута от веника. Изготовление помпона. Бант-бабочка. Знакомство со свойствами полиэтилена. Термоаппликация с помощью горячего утюга и полиэтилена. Работа с утюгом с учетом техники безопасности. Термоаппликация на ткани с полиэтиленом. Способы термосклеивания. Технология скрепления швов при помощи термосклеивания – термошвы. Поделка из ткани с применением техник термоаппликации, термосклеивания и термошвов. Изготовление подушки. поделка из картона и нитей. Нитяной помпон. Ознакомление с принципами объемного раскроя сложной формы из ткани. История французской игрушки бильбоке. Закрепление навыков работы с тканью. Поделки: «Мячик» (объемная поделка из ткани), «Чашечка для игры «Бильбоке» (заготовка из верхней части пластиковой бутылки), сбор игрушки «Бильбоке». Обсуждение мира профессий. Мужские и женские профессии. Интервью с родителями. Чем пахнут ремёсла. Ознакомление с профессиями родителей посредством обсуждения интервью с родителями. Профессии родного края. Знакомство с карандашной стружкой. Изготовление карандашной стружкой. аппликация из карандашной стружки. Ознакомление с историей развития графического искусства. Основные изобразительные средства графики – линии, штрихи, пятна, точки. Сгибание бумаги. Объемно-плоскостная графика на основе полос бумаги. Нитяная графика «Изонить». поделка из нитей и бумаги на картонной основе. История этимологии слова «фенечки». Работа с бисером на проволочной основе. Поделки: «Бусы из бумаги» (объемная поделка из бумаги), «Фенечки из бисера» (поделка на основе нанизанного на проволоку бисера). Повторение приемов работы с проволокой. Обсуждение значимости всех изученных материалов, технологий и приемов для выбора итоговой поделки. Поделки на выбор: «Все поделки хороши, выбирай на вкус» (поделка из любого материала с применением выбранной технологии). | Осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества |
4.Страна высоких технологий -11 ч. | Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word и работа с ними Ознакомление с историей компьютера и компьютерных устройств. Правила безопасного поведения в компьютерном классе, при работе с компьютером Устройство компьютера (основные устройства, дополнительные устройства, носители информации, системный блок, монитор, клавиатура). Назначение клавиш. Мышка. Рабочий стол. Хранение и систематизация информации (файлы, папки и пр.). Имя файла. Элементы рабочего стола. Продолжение знакомства с компьютером. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Компьютерные программы. Операционная система «Windows». Рабочий стол. Начало работы с компьютером. Меню кнопки «Пуск». Работа с пусковым меню. Включение и выключение компьютера. Открывание и закрывание файлов и папок. Изменение размера окна. Передвигание окна. Создание папки. Уборка на рабочем столе. Безопасное выключение компьютера. Перезагрузка компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Сменные носители. Операции над файлами и папками. Ознакомление с историей компьютерной графики. Примеры применения графических редакторов. Работа с «Paint». Панель инструментов графического редактора. Рисование «карандашом». Удаление рисунков с помощью «ластика». Удаление рисунка. Рисование «кистью». Виртуальная поделка: «Мое любимое животное» (выполнение рисунка в программе «Paint»). Сохранение рисунка. Открывание файла с рисунком. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Другие операции. Продолжение работы в графическом редакторе «Paint». Окрашивание, заливка фона цветом. Отмена последней программы. Заливка части фона цветом. Заливка объекта цветом. Виртуальная поделка: «Загадочное пятно» (рисунок в редакторе «Paint»). Беседа о компьютере как об инструменте для черчения. Продолжение знакомства с редактором «Paint». Построение объектов (овал и окружность, прямоугольник и квадрат). Действия с объектами (передвижение объектов, копирование объектов). Распыление краски. Виртуальная поделка: «Волшебный лес» (создание рисунка в редакторе «Paint»). Черчение ровных линий. Черчение кривых линий. Виртуальная поделка: «Веселая абстракция» (создание рисунка в редакторе «Paint»). Набивание печатного текста. Работа с клавиатурой. Знакомство с текстовым редактором «Word» и его возможностями. Окно программы «Word» и его элементы. Свойства редактора «Word». Редактирование текста. Популярность и полезность текстовых редакторов. Работа в текстовом редакторе «Word». Создание текстового документа. Работа с текстом. Набор текста. Форматирование текста. Выделение текста. Выравнивание текста. Изменение толщины и наклона букв. Подчеркивание. Изменение цвета шрифта. Выделение текста цветом. Сохранение документа. Ознакомление с новыми возможностями оформления и форматирования текста в редакторе «Word». Оформление заголовков. Изменение величины букв. Выделение красной строки. Корректное окончание работы. Подведение итогов обучения работе на компьютере. Виртуальная поделка: «Ура, каникулы!» (изготовление и оформление плана по вопросам ВСЕГО – 34 часа | Положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда |
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
К концу 3 класса
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Познавательные
• наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
• узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни;
• различать материалы по декоративно-художественными конструктивным свойствам;
• соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
• конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
• осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• задавать вопросы уточняющего характера;
• высказывать собственное мнение о результатах творческой работы;
• рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
• действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
• осознанно использовать безопасные приёмы труда;
• самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
• участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
• распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
• положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
• представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
• уважительное отношение к труду людей и людям труда,к традициям своего народа;
• мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
• экономно расходовать используемые материалы;
• соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• создавать модели несложных объектов из различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
• анализировать устройство изделия: выделять детали, ихформу, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• пришивать пуговицы, выполнять разные виды швов;
• пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
• работать с различными материалами, зная их свойства(пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой, бисером);
• проводить мелкий ремонт одежды;
• отремонтировать разорвавшуюся книгу;
• ухаживать за домашними питомцами и растениями;
• обращаться с бытовыми приборами;
• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, с доступными способами её получения, хранения, переработки;
• использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных
и других изделий.
IV. Тематическое планирование.
№ п/п | Темы разделов/ уроков | Кол-во часов | Электронные учебно-методические материалы |
Страна новаторов (8ч) |
1 | Мастерская упаковки. | 1 | htpp://chool-collection. edu.ru/catalog/ |
2 | Мастерская упаковки. | 1 | htpp://chool-collection. |
3 | Занимательное градостроение. | 1 | htpp://chool-collection. |
4 | Чертёжная мастерская. | 1 | htpp://chool-collection. |
5 | Путешествие в страну порядка. | 1 | htpp://chool-collection. |
6 | Ремонт на необитаемом острове. | 1 | htpp://chool-collection. |
7 | Домашние хлопоты. | 1 | htpp://chool-collection. |
8 | Твои творческие достижения. | 1 | htpp://chool-collection. |
Страна нестандартных решений (7ч) |
9 | Танцующий зоопарк. | 1 | htpp://chool-collection |
10 | Марш игрушек | 1 | htpp://chool-collection. |
11 | Волшебная лепка | 1 | htpp://chool-collection. |
12 | Скульптурные секреты | 1 | htpp://chool-collection. |
13 | Поход в гости | 1 | htpp://chool-collection. |
14 | Поход в гости | 1 | htpp://chool-collection. |
15 | Твои творческие достижения | 1 | htpp://chool-collection. |
Страна умелых рук (8ч) |
16 | Колесные истории | 1 | htpp://chool-collection. |
17 | Ателье игрушек | 1 | htpp://chool-collection. |
18 | Игрушки и подушки | 1 | htpp://chool-collection. |
19 | Семинар раскройщиков | 1 | htpp://chool-collection. |
20 | Чем пахнут ремесла | 1 | htpp://chool-collection. |
21 | Контурная графика | 1 | htpp://chool-collection. |
22 | Любимые фенечки | 1 | htpp://chool-collection. |
23 | Твои творческие достижения | 1 | htpp://chool-collection. |
Страна высоких технологий (11ч) |
24 | Секреты рабочего стола | 1 | htpp://chool-collection. |
25 | Секреты рабочего стола | 1 | htpp://chool-collection. |
26 | Волшебные окна | 1 | htpp://chool-collection. |
27 | Город компьютерных художников | 1 | htpp://chool-collection. |
28 | Компьютерный дизайн | 1 | htpp://chool-collection. |
29 | Занимательное черчение | 1 | htpp://chool-collection. |
30 | Занимательное черчение | 1 | htpp://chool-collection. |
31 | Аллея редакторов | 1 | htpp://chool-collection. |
32 | Аллея редакторов | 1 | htpp://chool-collection. |
33 | Улица виртуальных писателей | 1 | htpp://chool-collection. |
34 | Твои творческие достижения | 1 | htpp://chool-collection. |
IV. Календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Мастерская упаковки. | | |
2 | Мастерская упаковки. | | |
3 | Занимательное градостроение. | | |
4 | Чертёжная мастерская. | | |
5 | Путешествие в страну порядка. | | |
6 | Ремонт на необитаемом острове. | | |
7 | Домашние хлопоты. | | |
8 | Твои творческие достижения. | | |
9 | Танцующий зоопарк. | | |
10 | Марш игрушек | | |
11 | Волшебная лепка | | |
12 | Скульптурные секреты | | |
13 | Поход в гости | | |
14 | Поход в гости | | |
15 | Твои творческие достижения | | |
16 | Колесные истории | | |
17 | Ателье игрушек | | |
18 | Игрушки и подушки | | |
19 | Семинар раскройщиков | | |
20 | Чем пахнут ремесла | | |
21 | Контурная графика | | |
22 | Любимые фенечки | | |
23 | Твои творческие достижения | | |
24 | Секреты рабочего стола | | |
25 | Секреты рабочего стола | | |
26 | Волшебные окна | | |
27 | Город компьютерных художников | | |
28 | Компьютерный дизайн | | |
29 | Занимательное черчение | | |
30 | Занимательное черчение | | |
31 | Аллея редакторов | | |
32 | Аллея редакторов | | |
33 | Улица виртуальных писателей | | |
34 | Твои творческие достижения | | |