МКОУ «Хучнинская средняя общеобразовательная школа №2”
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 8 класса основного общего образования
на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам.
Составитель учитель технологии Исмаилов Р.К.
Пояснительная записка 8 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам (Технология. 5-9 классы. М.: Просвещение).
Реализуется на основе УМК: учебник «Технология» для общеобразовательных учреждений, 8 класс, созданного под руководством В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырев, -М.: Вентана - Граф, 2017г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Технология. Технологии ведения дома» в 8 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология».
Личностные результаты
Обучающиеся научатся: проявлять познавательные интересы и активность в предметной технологической деятельности; выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; трудолюбию и ответственности за качество своей деятельности; нравственно-эстетическая ориентация; бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам; рациональному ведению домашнего хозяйства;
Обучающиеся получат возможность научиться: овладению установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценке умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; осознавать необходимость общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; проявлению технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; планированию образовательной и профессиональной карьеры; осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; самооценке готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся: алгоритмированно планировать процесс познавательно-трудовой деятельности; общеучебным и логическим действиям (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы и её обоснование); выбирать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; формулировать определения и понятия; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности; соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдать нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Обучающиеся получат возможность научиться определению адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; комбинированию известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: искать и рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда; применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; примерной экономической оценке возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
Обучающиеся получат возможность научиться: классифицировать виды и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; подбирать и применять инструменты, приборы и оборудование в технологических процессах с учетом областей их применения; рассчитывать себестоимость продукта труда; оценивать свои способности и готовность к труду в конкретной предметной деятельности; выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в организациях начального профессионального или среднего специального обучения; осознанию ответственности за качество результатов труда.
Цели курса:
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающего поколения,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи обучения:
- сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
- помочь учащимся овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Основные теоретические сведения
Раздел: Технологии домашнего хозяйства
Тема: "Бюджет семьи"
Основные теоретически сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
Лабораторно-практические работы. Анализ потребности членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Изучение и анализ способов защиты прав потребителей. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности. Работа над проектом.
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
Раздел: Чертежи деталей. Сборочный чертеж.
Основные теоретические сведения: Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации.
Раздел " Электротехника" "Электромонтажные и сборочные технологии"
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно - практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Принципы работы и использование типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии.
Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Раздел" Современное производство и профессиональное самоопределение")
Тема "Сферы производства и разделение труда"
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Тема "Профессиональное образование и профессиональная карьера"
Теоретические сведения. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно - практические и практические работы. Определение профессиональной пригодности. Анализ мотивов своего профессионального выбора. Составление мотивов выбора профессии. Профили обучения и сферы профессиональной деятельности Профессиональное образование. Пути освоения профессии. Выбор профессии. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. Здоровье и выбор профессии.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Содержание образования | Домашнее задание | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | Лекция | Правила поведения в кабинете домоводства. Техника безопасности на уроках. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. | | | | |
Технологии ведения дома | 13 | | | | | | |
2 | Домашняя экономика | 1 | Лекция | Предмет и задачи домашней экономики. | | Текущий контроль | | |
3,4,5 | Предпринимательство | 3 | Комбинированный урок | Понятие «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. | | Текущий контроль | | |
6,7 | Потребности семьи | 2 | Комбинированный урок | Потребности, их виды. Потребности семьи. Составление списка потребностей | | Текущий контроль | | |
8,9 | Бюджет семьи | 2 | Комбинированный урок | Бюджет семьи. Виды бюджетов. Составление бюджета семьи | | Текущий контроль | | |
10 | Маркетинг в домашней экономике | 1 | Комбинированный урок | Маркетинг. Реклама. Маркетинг в домашней экономике. | Подготовка к творческому проекту | Текущий контроль | | |
11 | Способы сбережения денежных средств | 1 | Комбинированный урок | Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Способы сбережения денежных средств. | | Текущий контроль | | |
12,13 | Творческий проект «Семейное предприятие» | 2 | Урок практического применения умений и навыков | Разработать творческий проект на тему «семейное предприятие», подобрать необходимый материал, оформить проект | | Текущий контроль, самоконтроль | | |
14 | Контрольная работа 1ч |
Профессиональное самоопределение-11 |
21,22 | Отрасли и виды производства | 2 | Лекция | Профессиональное самоопределение. Отрасли экономики. Виды производства | | Текущий контроль | | |
23,24 | Классы профессий. | 2 | Комбинированный урок | Классификация профессий. формула профессии. | | Текущий контроль | | |
25,26 | Профессионально важные качества человека. Профессиональные интересы, склонности и способности | 2 | | Составление формулы профессии. Профессионально важные качества. Изучение профессиограмм. Выполнение тестов. | | Текущий контроль | | |
27 | Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. | 2 | Комбинированный урок | . Изучение профессиограмм. Выполнение тестов. | | Текущий контроль | | |
28.30 | Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. | 2 | Комбинированный урок | Выполнение тестов. | | Текущий контроль | | |
Контрольная работа 1ч |
Черчение и графика 5ч |
31,32 | Чертеж детали | 2 | Комбинированный урок | Правила построения чертежа детали. Построение чертежа несложной детали с натуры. | Выполнить чертеж спичечного коробка | Текущий контроль | | |
33 | Нанесение размеров | 1 | Комбинированный урок | Принципы нанесение размеров на чертежах | На чертеже спичечного коробка нанести размеры | Текущий контроль | | |
34,35 | Выполнение чертежа детали | 2 | Урок практического применения умений и навыков | Выполнение чертежей деталей. Достраивание третьего вида по двум данным | Повторить | Периодический контроль | | |
Электротехнические работы 5ч |
36,37 | Проводники тока и изоляторы. Источники электроэнергии. | 2 | Комбинированный урок | Виды энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. | | Текущий контроль | | |
38,39 | Типы электроизмерительных приборов. | 2 | Комбинированный урок | Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Назначение и устройство электрических проводов. Виды соединения проводов. | | Текущий контроль | | |
40 | Итоговое занятие | 1 | Лекция | Подведение итогов курса предмета Технология |
|
| |
1ч.-в неделю всего 34ч.
Программа начального и основного общего образования, авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.издательский центр «Вентана-Граф», 2010
«Технология 8 класс», под редакцией В.Д. Симоненко, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2011, 2012 год.