Программа составлена на основе Сборника нормативных документов Министерства образования Российской Федерации /Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Технология (одобрен решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).
Примерные программы основного общего образования по технологии из вышеуказанного сборника.
Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программ включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера»», «Проектная деятельность».
Кроме предложенных сборником разделов в рабочую программу «Технология» включён раздел «Информационные технологии», за счёт незначительных сокращений предложенных тем. В разделе «Информационные технологии» будут изучены различные средства телефонной связи, а также офисная оргтехника, использование которой крайне необходимо при дизайнерской, проектной деятельности и в дальнейшем профессиональном образовании школьника.
Обучение учащихся строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям:
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. В процессе обучения рекомендуется активно использовать технические средства обучения для показа современных технологий и достижений техники: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
Примерная программа разработана для обучения школьников 10-11 классов на 34 часа в год в каждом классе из расчёта 1час в неделю.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Четверть | Цель изучения раздела. Требования к уровню подготовки учащихся | Кол – во контрольных работ |
1 | Раздел 1. Профессиональное самоопределение и карьера | 4 | 1 | Специализация труда, формы разделения труда Знать: формы разделения труда, нормирование труда, оплату труда; Уметь: определять цели и задачи своей будущей профессии, определять виды оплаты труда. | |
2 | Раздел 2. Культура труда и профессиональная этика | 3 | 1 | Понятие «Культура труда» Знать: технику безопасности, профессиональную этику; уметь: организовать свое рабочее место, быть дисциплинированным. | 1 |
3 | Раздел 3. Профессиональное становление личности | 2 | 1 | Этапы профессионального становления. Знать: что такое профессиональная компетентность, мастерство, обученность; уметь: составлять план будущей карьеры. | |
4 | Раздел 4. Подготовка к профессиональной деятельности | 2 | 2 | Рынок труда и профессий. Знать: перечень профессий; уметь: охарактеризовать трудовые действия, мотивацию, уровень квалификации. | |
5 | Раздел 5. Трудоустройство. С чего начать? | 2 | 2 | Профессиональное резюме. Знать: свои жизненные планы; уметь осмысливать выбор своей будущей профессии, писать резюме, автобиографию, использовать формы самопрезентации. | |
| Раздел 6. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» | 2 | 2 | Знать: структуру написания проекта; уметь обосновать выбор специальности, выбор учебного заведения. | 1 |
| Раздел 7. Особенности современного проектирования | 2 | 2-3 | Законы художественного конструирования, единство формы и содержания, пропорции. Знать: законы художественного конструирования; уметь применять эти законы. | |
| Раздел 8. Алгоритм дизайна | 2 | 3 | Последовательность действий, цель поиска. Знать: алгоритм дизайна, понятие «банк идей»; уметь: грамотно выстраивать последовательность алгоритма. | |
| Раздел 9. Мысленное построение нового изделия | 3 | 3 | Мечта и реальность, научный подход, материализация проекта. Знать: источники информации для дизайнера; уметь: составлять технологическое планирование. | |
| Раздел 10. Проектная деятельность. | 12 | 3-4 | Знать: структуру и элементы проектной деятельности; умет: использовать знания в проектной деятельности. | 1 |
ИТОГО: | 34 | ИТОГО: | 3 |
№ урока | Название темы урока | Кол – во часов на тему | Календарные сроки | Основные понятия, термины, вводимые на уроке | Виды контроля |
1 четверть |
Раздел 1. Профессиональное самоопределение и карьера (4 часа) |
1.1 | Тема 1. Сфера, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | 2 | | Специализация труда, умственный труд, отраслевая специализация, предметная, подетальная, стадийная, функциональная, профессиональная, квалификационная. | Домашнее задание: §1 стр. 146-158 |
1.2 | Тема 2.Нормирование и оплата труда на примере жителей Севера (Архангельск, Северодвинск, НАО) Региональный компонент | 2 | | Тарификация, нормы труда, нормирование труда, норма трудоёмкости операций, норма обслуживания, норма численности, норма управляемости, норма выработки, тариф. | Домашнее задание: §1 стр. 158-166 |
Раздел 2. Культура труда и профессиональная этика (3 часа) |
2.1 | Тема 1. Понятие «Культура» | 1 | | Техника безопасности, культура труда, | Домашнее задание: § 2 стр.166-170 |
2.2 | Тема 2. Профессиональная этика | 1 | | профессиональная этика. | Домашнее задание: § 1 стр. 170-174. |
2.3 | Тема 3. Проверочная работа № 1 | 1 | | | Контрольная работа № 1 «Культура руда и профессиональная этика» |
Раздел 3. Профессиональное становление личности (2 часа) |
3.1 | Тема 1. Этапы профессионального становления. | 1 | | Профессиональная компетентность, профессиональная обученность, профессиональное мастерство. | Домашнее задание: теория § 3 стр. 174-177 |
3.2 | Тема 2. Профессиональная карьера. | 1 | | Карьера, поприще, должностной рост, призвание, предметное сознание. | Домашнее задание: § 3 стр. 177-180 |
2 четверть |
Раздел 4. Подготовка к профессиональной деятельности (2 часа) |
4.1 | Тема 1. Рынок труда и профессий Архангельской области и Холмогорского района. Региональный компонент. | 1 | | Популярные, востребованные, непопулярные | Домашнее задание: § 4 стр. 180-185 |
4.2 | Тема 2. Виды профессионального образования в Архангельской области. Региональный компонент. | 1 | | Общее образование, профессиональное образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, ординатура клиническая, адьюнктура, докторантура. | Домашнее задание: § 4 стр. 185-189 |
Раздел 5. Трудоустройство. С чего начать?(2 часа) |
5.1 | Тема 1. Профессиональное резюме. | 1 | | Профессиональное резюме. | Домашнее задание: §5 стр. 189-191 |
5.2 | Тема 2. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 | | Формы самопрезентации, автобиография. | Домашнее задание: §5 стр. 192-194 |
Раздел 6. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (2 часа) |
6.1 | Тема 1. Составление проекта. | 1 | | Обоснование выбора, факультеты, формы обучения. | Домашнее задание: стр.46-49 |
6.2 | Тема 2. Защита проектов. | 1 | | | Контрольная работа № 2: «Защита проекта» Домашнее задание: для ознакомления Стр 196-213 |
Раздел 7. Особенности современного проектирования (2 часа) |
7.1. | Тема 1. Законы художественного конструирования. | 1 | | Проект и проектирование, единство формы и содержания, второстепенность, пропорции, динамичность, контраст, статичность. | Домашнее задание: параграф 1 стр. 123-127 |
3 четверть |
7.2 | Тема 2. Экспертиза и оценка изделия. | 1 | | Симметрия, гармония, дизайн, дизайнер, экспертиза изделия, потребности | Домашнее задание: параграф 1 стр. 127-129 |
Раздел 8. Алгоритм дизайна (2 часа) |
8.1 | Тема 1. Банк идей. | 1 | | Алгоритм дизайна, идея, образ будущего изделия, потребности, предметная среда. | Домашнее задание: параграф 2 стр. 129-133 |
8.2 | Тема 2. Дизайн отвечает потребности. | 1 | | Домашнее задание: параграф 2 стр. 133-136 |
Раздел 9. Мысленное построение нового изделия (3 часа) |
9.1 | Тема 1. Мечта и реальность. | 1 | | Фактор времени, многомерное пространство, информационная поддержка, банк современных материалов, натуральное и масштабное проектирование, макетирование, компьютерное моделирование, стоимость проекта, маркетинг. | Домашнее задание: параграф 3 стр. 136-139 |
9.2 | Тема 2. Научный подход в проектировании изделий. | 1 | | Домашнее задание: параграф 3 стр. 139-142 |
9.3 | Тема 3. Материализация проекта. | 1 | | Домашнее задание: параграф 3 стр. 142-145 |
Раздел 10. Проектная деятельность (12 часов) |
10.1 | Тема 1.Выбор объекта проектирования. | 1 | | Резюме по дизайну | Домашнее задание: стр. 196-200, печать на ПК |
10.2 | Тема 2. Изучение покупательного спроса. | 1 | | Анкета по изучению покупательского спроса. | Домашнее задание: стр. 200-202 |
10.3 | Тема 3. Проектная документация. | 1 | | Чертеж, техническая документация, сборочный чертеж, проектная спецификация. | Домашнее задание: стр. 202-204 |
10.4 | Тема 4. Использование компьютерных программ в подготовке проектной деятельности. | 1 | | Система автоматизированного проектирования (САПР) | Домашнее задание: стр. 205-206 |
4 четверть |
10.5 | Тема 5. Составление технологической карты. | 1 | | Описание операции, графическое изображение, оборудование, станки, инструменты приспособления. | Домашнее задание: стр. 206-210 |
10.6 | Тема 6. Организация рабочего места. Организация технологического процесса. | 1 | | Технологический процесс, технологическая операция, технологический переход. | Домашнее задание: стр. 210-212 |
10.7 | Тема 7. Анализ результатов проектной деятельности. | 1 | | Рецензия. | Домашнее задание: стр. 212-213 |
10.8 | Тема 8. Оформление и презентация проекта. | 1 | | | Домашнее задание: стр. 213 |
10.9 | Тема 9-11. Творческий проект уч-ся | 3 | | Пояснительная записка, проектное изделие, устный доклад. | Контрольная работа № 3 «Защита творческого проекта» |
10.10 | Тема 12. Защита творческих проектов учащихся. | 1 | |
ИТОГО: | 34 | ИТОГО: | 3 |
По плану: ВСЕГО: 34 часа.
Проверочных контрольных работ – 3 часа.
Региональный компонент – 3 часа.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются: